Теория и практика трудовой деятельности
С. С. Корнеенков
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
ПОДГОТОВКИ МЕНЕДЖЕРОВ
Учебное пособие
Корнеенков С. С. Психологическое обеспечение
профессиональной подготовки менеджеров: Учебное пособие. 2008. – 256 с.
Учебное пособие представляет систему психологического обеспечения профессиональной индивидуальной и совместной трудовой деятельности менеджеров и объединено общей темой – поиском и созданием условий для гармоничного развития личности. Гармония и культура человеческих отношений рассматриваются в русле развития принципов сотрудничества.
Рассматриваются цели, миссия и программа жизни человека, «миссия» и философия организации, теории потребностей и мотивов. Предлагается неиерархическая энергоинформационная теория потребностей на основе природной структуры человека. Проводится психологический анализ организационных, социальных и психологических коммуникаций в совместной деятельности.
Психологический практикум поможет наиболее полно разобраться в психологических и профессиональных особенностях личности, что необходимо при приёме на работу, профессиональной аттестации сотрудников, в различных видах деятельности.
Книга будет интересна для тех, чья профессиональная деятельность связана с психологией управления организацией, психологией труда, организационной психологией, социальной психологией, психологией личности, социологией труда.
Рецензенты: доктор психол. наук, проф. В. И. Кабрин;
доктор мед. наук, проф. Л. Д. Маркина
© Корнеенков С. С. 2008 г.
© Изд-во…………... 2008 г.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие …………………………..………………………………….… | |
Часть 1. Теория и практика трудовой деятельности…………………. | |
1.1. Организационная психология………………………………………….. | |
1.2. Цель профессионального отбора и подготовки специалистов………. | |
1.3. Психофизиология профессиональной деятельности…..……………... | |
1.4. Психологическое сопровождение профессиональной деятельности... | |
1.5. Определение источников поступления кадров…….…………………. | |
1.6. Определение требований при выборе кандидатов……………………. | |
1.7. Вступление в должность………………………………………………... | |
1.8. Надежность, работоспособность и ответственность в профессиональной деятельности…….……………………………… | |
1.9. Психология профессии: должность и должностные обязанности ….. | |
1.10. Профессиональное обучение, стимуляция и оценка персонала ….... | |
Часть 2. Жизненные цели человека и философия организации……. | |
2.1. Миссия, программа и цели жизни человека…………………………... | |
2.2. Миссия человека и «миссия» организации…………………………… | |
2.3. Философия организации……………………………………………….. | |
Часть 3. Психология организационных коммуникаций в совместной деятельности……………………….……………..……….. | |
3.1. Проблема общения и коммуникаций в совместной деятельности…... | |
3.2. Категории и признаки совместной деятельности…………………….. | |
3.3. Принципы и направления совместной деятельности в организации .. | |
3.4. Вербальные и невербальные коммуникации …………………………. | |
3.5. Социальная перцепция и типы коммуникативных сетей ….………… | |
3.6. Виды организационных коммуникаций ……………………………… | |
3.7. Документооборот и технические средства коммуникации ………….. | |
3.8. Особенности социальных и психологических коммуникаций, критерии их эффективности .………………………………………….. | |
Часть 4. Потребности и мотивы в жизни человека……………………. | |
4.1. Классификация потребностей человека ………………………………. | |
4.2. Энергоинформационная природа потребностей ….………………….. | |
4.3. Внешние и внутренние мотивы деятельности………………………… | |
4.4. Иллюзия иерархии потребностей и мотивов………………………….. | |
4.5. Потребности сотрудничества и конкуренции………………………… | |
4.6. Гармоничное развитие личности, потребность в деловой карьере, права и обязанности …………………………………………………… | |
Часть 5. Психологический практикум……….…………………………. | |
5.1. Методы психологического исследования ……..….……...………….... | |
5.2. Цели и инструкция обследования…..………………………………….. | |
5.3. Психологические качества личности….…..………..…….…………… | |
Работа № 1. Психологическая характеристика личности по внешним проявлениям. (Методику разработал С.С.Корнеенков) ………….………. | |
Работа № 2. Исследование уровня субъективного контроля (УСК). (Методику разработали Е.Ф.Бажин, Е.А.Голынкина, А.М.Эткин) ..….…. | |
Работа № 3. Исследование основных свойств личности. Личностный опросник (ОТКЛЭ). (Методику разработали Н.И.Рейнвальд, Н.Т.Лобова, Н.С.Антонюк, Т.П.Мулява, З.С.Скибенко) . | |
Работа № 4. Особенности характера (Тест Тимоти Лири) ………………. | |
Работа № 5. Описание поведения (Тест К.Томаса)…..….….……………. | |
Работа № 6. Изучение личности (Тест Кеттелла, 16 PF) .…….…………. | |
Работа № 7. Личность и сферы профессиональной деятельности. (Методика Дж. Холланда).………………..…..……….……………………. | |
Работа № 8. Стиль руководства ……..…………………….………..…….. | |
Работа № 9. Удовлетворение основных потребностей человека. Метод парных сравнений.……………………………………………...….... | |
Работа № 10. Потребность в достижениях…………………...……..…….. | |
Работа № 11. Потребности в общении. (Методику разработали Ю.О.Орлов, В.Н.Шкуркин, Л.П.Орлова, А.А.Деркач, В.Г.Крысько, Э.А. Саркуев)…………..…………………………………………………….. | |
Работа № 12. Коммуникативные и организаторские способности……… | |
Работа № 13. Изучение аффилиации. (Методику разработала Л.Г.Почебут) .……………………………………………………………….. | |
Работа № 14. Философия и стратегия организации. (Методику разработал С.И.Макшанов) ...…………..………………..……. | |
Работа № 15. Групповая мотивация. (Методику разработала Л.А.Верещагина) ...…...………….……….……… | |
5.4. Методические указания и задания по выполнению контрольных работ для студентов заочной формы обучения ……………. | |
Заключение ...………….…………………………………………………….. | |
Словарь терминов ....………………………………………….…………….. | |
Библиографический список ……………………………….……………….. |
Предисловие
Как сердцу высказать себя? Другому как понять тебя?
Поймет ли он, чем ты живешь? Мысль изреченная есть ложь.
(Ф.Тютчев)
Экономические реформы, проводимые в России, существенно изменили не только экономические отношения в обществе, но и политические, социальные, психологические. Всё это отражается на эволюционном развитии личности, групп и организаций. Чувствуется острая необходимость психологического подхода для того, что бы помочь человеку найти своё место в обществе.
Психология – многогранная наука и имеет много определений. В узком смысле, т.е. применительно к человеку, психология изучает закономерности развития и функционирования психики, которая есть результат, продукт взаимодействия мозга человека (материи) и сознания (духа). Процесс раскрытия сознания в материи, образование психики, порождает многочисленные феномены, которые в психологии описываются как качества, процессы, свойства, состояния, характер, потребности, мотивы и т.д. Центральным объектом интересов психологии является человек, особенности и закономерности его психического развития.
Данное пособие написано на основе теоретического и практического опыта работы автора в области интегральной и гуманистической психологии, психологии управления, клинической психологии и психотерапии. В книге в краткой форме излагаются некоторые психологические особенности подбора и обучения кадров для организации, особенности общения и совместной деятельности, которые мало описаны (или совсем отсутствуют) в другой литературе данного направления. Пособие задумано как проблемное, где индивидуальный и совместный труд рассматриваются как необходимые условия эволюции сознания человека. Проблема развития гармоничной и творческой личности посредством трудовой деятельности поставлена на первое место, что во многом определило характер и логику изложения материала. Человек, чтобы развиваться, должен не просто трудиться, необходим осознанный, профессиональный, личностно и социально значимый, нравственно и духовно оправданный труд.
Задача пособия заключается в том, чтобы последовательно изложить этапы психологической работы, связанной с профессиональным отбором и аттестацией персонала. Особое внимание уделено психологии общения и совместной деятельности, организационным коммуникациям, природе потребностей и мотивов, миссии и программе жизни человека, философии организации. Психология отбора и работы с кадрами – обширная тема, она привлекает повышенное внимание всех специалистов, так как прямо связана и с развитием личности, и с развитием организации, и, в конечном итоге, общества в целом. Центральным вопросом для каждого человека является смысл его существования, поэтому в пособии рассматриваются такие сложные вопросы, как цель, миссия и программа жизни человека.
Проблема «человек не на своем месте» едва ли не самая болезненная в профессиональном становлении. Слишком часто сотрудников в организацию подбирают по каким угодно критериям, только не по профессиональной компетентности и развитию личностных качеств. Когда человек «не на своем месте», он не только плохо работает, «берет» от коллектива и не «отдает», но и он подвержен таким грехам, как формализм, желание обмануть, приукрасить и т. д. Он внутренне раздвоен: с одной стороны чувствует свою профессиональную несостоятельность, с другой – не может или не хочет в ней признаться. Его творческий потенциал не реализуется, он постоянно неуверен в себе, работа и сама жизнь не доставляют удовольствия. Страдают и работник, и работа. Недаром у менеджеров существует правило: пусть лучше место пустует, чем будет занято неподходящим работником. Неправильный подбор кадров ведет к колоссальным экономическим, психологическим, моральным издержкам в обществе.
Любая деятельность человека отражает поиск смысла жизни, характер его миссии и программы жизни. Осознанное включение индивида в совместную деятельность способствует поиску ответов на жизненно важные вопросы, расширяет сознание и развивает психику. Каждый человек должен найти свое призвание, своих единомышленников, коллектив, где он смог бы раскрыть свои истинно человеческие качества, и в этом поиске он может получить необходимую помощь во время психологического консультирования. Жизнедеятельность организации во многом определяется развитием межличностных отношений, которые в свою очередь зависят от коммуникативных способностей входящих в ее состав сотрудников. Развитие организации и развитие индивидов, входящих в организацию, находятся в тесной взаимозависимости, их обоюдный рост во многом определяется тем, как сформирована жизненная коммуникативная стратегия каждого индивида и организации в целом.
Данное учебное пособие состоит из пяти взаимосвязанных частей текста. В первой части говорится о профессионально значимых свойствах человека и тех требованиях, которые предъявляются к кандидатам до поступления на работу и во время профессиональной деятельности. Показаны методы отбора, обучения и аттестации кадров, специфика общения в совместной деятельности. Во второй части рассматриваются миссия и программа жизни человека, как они направляют его жизненный путь, в чем состоит отличие миссии человека от «миссии» организации, как жизнедеятельность человека должна согласовываться с философией предприятия. Третья часть посвящена проблеме психологии организационных коммуникаций в совместной деятельности. Показано, что развитие человека и развитие организации определяются формами общения, культурой внешних и внутренних коммуникаций, направленностью на сотрудничество. В четвертой части рассматриваются вопросы, связанные с потребностями и мотивами человеческой деятельности. Приводятся различные точки зрения на иерархию и природу потребностей и мотивов. Автор предлагает энергоинформационную концепцию возникновения потребностей, построенную на основании тройственной природы человека (тело-душа-дух). Проводится психологический анализ особенностей личности, направленной на сотрудничество и конкуренцию. Пятая часть содержит методики психологического обследования профессиональных и личностных качеств.
В книге даны методические указания по написанию контрольной работы по курсу «Психология управления», которую выполняют студенты в качестве самостоятельной работы. В конце книги имеются словарь профессиональных терминов и библиографический список, что поможет полнее и глубже охватить вопросы, входящие в круг интересов психологии труда, психологии управления и организационной психологии.
Часть 1
Теория и практика трудовой деятельности