Личностные особенности клиента
– «С психологической точки зрения весьма существенно верить в свободу (личности. – Р.Н.), чтобы иметь адекватное представление о личности, необходимое для успешной консультационной деятельности» (Р. Мей. – С. 17).
– Чтобы оценить личность клиента, обычно требуется трех – четырехчасовая беседа.
– «Все выводы, касающиеся характера человека, являются лишь гипотезой, а истинность гипотезы проверяется тем, как она воздействует на данную личность» (Р.Мей. – С. 89).
– Закидывание ноги на ногу с образованием угла у европейцев обычно говорит о духе противоречия и соперничества.
– «Неспособность ладить с окружающими – главная черта невротика» (Р.Мей. – С. 25).
– «За неуемными амбициями скрывается глубокое, хотя, возможно, и не осознаваемое, чувство неполноценности» (Р.Мей. – С. 27).
– Свободное движение навстречу человеку – признак душевного здоровья.
– «Невротик, постоянно демонстрирующий движение прочь, не способен испытывать чувство любви» (Р.Мей. – С. 69).
– «Человек, особенно тщательно одетый, склонен придавать чрезмерное значение мелочам в других сферах жизни» (Р.Мей. - С. 68).
– Неординарная косметика – признак сильного желания привлекать внимание и симптом глубоких личностных нарушений (Там же).
– Изысканность туалета женщины – признак ее интереса к мужчине.
– Ходить с высоко поднятой головой и с заложенными за спину руками считается признаком уверенного в себе человека, с чувством превосходства над другими людьми.
– Выставление больших пальцев рук, например, тогда, когда руки находятся в карманах, нередко говорит о властности, чувстве превосходства, неискренности и даже агрессивности.
– Руки на поясе – один из характерных жестов решительного, агрессивного человека.
– Люди прислоняются к чему-либо или к кому-либо для того, чтобы заявить свои претензии собственности на соответствующий объект, продемонстрировать право собственности на него.
– Открытые ладони ассоциируются с искренностью, честностью, доверчивостью и преданностью.
– Человек, претендующий на главенство или власть, при рукопожатии старается повернуть свою ладонь вниз. Напротив, тот, кто готов подчиниться, поворачивает свою ладонь вверх.
– Тот, кто рассчитывает на равноправные отношения, направляет свою ладонь при рукопожатии горизонтально.
– Рукопожатие, при котором один человек тянет руку другого человека на себя, означает одно из двух: или это не уверенный в себе человек, или ему непривычно общаться с вами, находясь на большом расстоянии от вас.
– «Человек с быстрой реакцией, которого очень трудно переубедить в споре, часто сидит, закинув ногу на ногу и обхватив ногу руками» (А. Пиз. – С. 124). Это также признак упрямого человека, к которому нужен специальный подход.
– Большинство любителей сидеть на стуле верхом являются людьми так называемого оборонительно типа, пытающимися одновременно управлять другими. Спинка стула служит им своеобразной защитой от нападения.
– «Использование воспоминаний раннего детства – ключ к пониманию образа жизни человека. В ранних воспоминаниях часто можно подметить те же тенденции, которые наблюдаются в личностной модели индивидуума и двадцать лет спустя. Поняв ранние воспоминания, консультант получит ценный материал..., если будет достаточно точен и осторожен в его расшифровке» (Р.Мей. – С. 71, 72).
– «У старшего ребенка в семье заметно развито чувство ответственности» (Р.Мей. – С. 73).
– «У второго ребенка наблюдается развитие непомерного честолюбия и привычки «с боем» добиваться своего» (Там же. – С. 74).
– Младший ребенок в семье имеет весьма доброжелательное отношение к миру (Там же).
– Единственный ребенок в семье нередко вырастает избалованным, с требовательным и иждивенческим отношением к жизни (Там же. – С. 75).
Учебное издание
Немов Роберт Семенович
ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ
Учебник для вузов
Зав. редакцией В.А. Салахетдинова Редактор О.В. Кирьязев
Зав. художественной редакцией И.А. Пшеничников Художник Ю.В. Токарев Компьютерная верстка А.И, Попов Корректор Н.А. Смирнова
Лицензия ЛР № 064380 от 04.01.96.
Гигиенический сертификат № 77.ЦС.01.952.П.01652.С.98 от 28.08.98. Сдано в набор 16.12.98. Подписано в печать 25.02.99. Формат 60х90/16. Печать офсетная. Усл. печ. л. 33,0. Тираж 20 000 экз. (1-й завод 1-10 000 экз.).
Заказ № 1845.
«Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС». 117571, Москва, просп. Вернадского, 88, Московский педагогический государственный университет. Тел. 437-99-98, 437-11-11, 437-25-52, тел./факс 932-56-19.
Е-mail: [email protected]
http://www. Vladoc.ru
Государственное унитарное предприятие
ордена Трудового Красного Знамени полиграфический комбинат Государственного комитета Российской Федерации по печати. 410004, г. Саратов, ул. Чернышевского, 59.
Содержание
ПРЕДИСЛОВИЕ................................................................................................................................................... 2
ГЛАВА I ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ.................................. 5
Что такое психологическое консультирование............................................................................. 5
Кто, когда и зачем обращается к психологу-консультанту..................................................... 6
Чем психологическое консультирование отличается от других видов практической психологической помощи человеку............................................................................................................................................................. 7
Цели и задачи психологического консультирования.................................................................. 7
Виды психологического консультирования.................................................................................... 9
Условия результативности психологического консультирования..................................... 11
ГЛАВА II ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К ПСИХОЛОГУ-КОНСУЛЬТАНТУ И ЕГО РАБОТЕ 13
Кого можно считать квалифицированным психологом-консультантом. Что для этого необходимо знать и уметь делать................................................................................................................................................................ 13
Общие требования, предъявляемые к психологическому консультированию и к психологу-консультанту 14
Специальные требования, предъявляемые к различным видам психологического консультирования 21
ГЛАВА III ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА ПСИХОЛОГА-КОНСУЛЬТАНТА..... 26
Что включает в себя профессиональная подготовка психолога-консультанта.......... 27
С чего начинается, как проводится и на чем основывается подготовка психолога-консультанта 28
Как повышать профессиональную квалификацию психолога-консультанта.............. 29
ГЛАВА IV ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОНСУЛЬТАЦИИ............... 30
Общие вопросы организации работы психологической консультации............................ 31
Режим работы психологической консультации........................................................................... 32
Распределение обязанностей между работниками психологической консультации 33
Организация индивидуальной работы психолога-консультанта....................................... 34
Взаимодействие психолога-консультанта с другими специалистами-консультантами 34
Взаимодействие психолога-консультанта со вспомогательным персоналом консультации 36
ГЛАВА V ПОДГОТОВКА И ПРОВЕДЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ, ЕГО ЭТАПЫ И ПРОЦЕДУРЫ...................................................................................................................................................... 37
Как подготовиться к психологическому консультированию............................................... 38
Как проводится психологическое консультирование.............................................................. 40
Основные этапы психологического консультирования.......................................................... 41
Процедуры психологического консультирования...................................................................... 42
ГЛАВА VI ТЕХНИКА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ................................ 45
Понятие и вводные замечания о технике психологического консультирования....... 47
Встреча клиента в психологической консультации.................................................................. 47
Начало беседы с клиентом..................................................................................................................... 49
Снятие психологического напряжения у клиента и активизация его рассказа на стадии исповеди 51
Техника, применяемая при интерпретации исповеди клиента............................................. 53
Действия консультанта при даче клиенту советов и рекомендаций................................ 54
Техника завершающего этапа консультирования и практика общения консультанта с клиентом по окончании консультации................................................................................................................................................ 57
Типичные технические ошибки, допускаемые в процессе консультирования, способы их устранения 59
ГЛАВА VII ТЕСТИРОВАНИЕ В ПРАКТИКЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ 64
Для чего необходимо проводить тестирование во время психологического консультирования 64
Когда в консультировании рекомендуется применять психологические тесты......... 65
Каким требованиям должно отвечать психологическое тестирование! применяемое в психологическом консультировании....................................................................................................................................... 66
ГЛАВА VIII ТЕСТЫ, РЕКОМЕНДУЕМЫЕ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ В ПРАКТИКЕ КОГНИТИВНОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ............................................................................. 68
Тесты когнитивных процессов восприятия, внимания, воображения, речи и общих интеллектуальных способностей.............................................................................................................................................................................. 68
Тесты памяти................................................................................................................................................ 72
ГЛАВА IX ТЕСТЫ, РЕКОМЕНДУЕМЫЕ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ В ПРАКТИКЕ ПЕРСОНАЛЬНОГО И КОММУНИКАТИВНОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ....................... 74
Тесты коммуникативных способностей......................................................................................... 75
Тесты организаторских способностей............................................................................................. 76
Тесты специальных способностей..................................................................................................... 77
Тесты темперамента и характера....................................................................................................... 79
Тесты мотивов и потребностей............................................................................................................ 82
ГЛАВА Х СИТУАЦИИ И ОБЩИЕ ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПСИХОЛОГИЧЕСКОМУ КОНСУЛЬТИРОВАНИЮ, СВЯЗАННОМУ СО СПОСОБНОСТЯМИ.......................................... 84
Типичные случаи (ситуации) психологического консультирования................................ 85
Общие рекомендации по коррекции способностей в практике психологического консультирования 87
Советы по развитию интеллектуальных способностей........................................................... 88
Советы по развитию мнемических способностей...................................................................... 90
Пути решения проблем развития коммуникативных способностей.................................. 94
Улучшение организаторских способностей клиента................................................................ 97
Развитие специальных способностей клиента............................................................................. 99
ГЛАВА XI ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПСИХОЛОГИЧЕСКОМУ КОНСУЛЬТИРОВАНИЮ, СВЯЗАННОМУ С РАЗВИТИЕМ ЛИЧНОСТИ КЛИЕНТА............................................................................................... 104
Советы по вопросам, связанным с темпераментом................................................................ 104
Общие рекомендации по коррекции черт характера................................................................. 108
Советы по развитию воли..................................................................................................................... 109
Рекомендации по совершенствованию деловых черт характера..................................... 110
Советы по развитию коммуникативных черт характера...................................................... 112
Консультирование по потребностно-мотивационным проблемам.................................. 113
ГЛАВА XII ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО КОММУНИКАТИВНОМУ И СОЦИАЛЬНО-ПЕРЦЕПТИВНОМУ ПСИХОЛОГИЧЕСКОМУ КОНСУЛЬТИРОВАНИЮ....................................................................... 116
Отсутствие интереса к людям............................................................................................................ 117
Неумение привлекать к себе внимание, оказывать положительное впечатление на людей 118
Неумение высказывать комплименты и правильно реагировать на них...................... 120
Неумение точно воспринимать и оценивать социальные роли людей.......................... 121
ГЛАВА XIII ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОБЛЕМАМ САМОРЕГУЛЯЦИИ В ДЕЛОВЫХ ОТНОШЕНИЯХ................................................................................................................................................................................ 124
Неудачи в управлении эмоциями в деловой жизни................................................................. 124
Неудачи в выборе профессии, условий и места работы......................................................... 127
Неудачи в продвижении по службе.................................................................................................. 128
Неудачи в поддержании и сохранении своей работоспособности.................................. 129
Неудачи в конкуренции с другими людьми................................................................................. 132
ГЛАВА XIV ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОБЛЕМАМ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ.............................................................................................................................. 135
Основные проблемы в межличностных отношениях людей, причины их возникновения 136
Проблемы личных взаимоотношений клиента с людьми...................................................... 137
Отсутствие взаимных симпатий в личных человеческих отношениях........................ 137
Наличие антипатий в общении клиента с людьми................................................................... 140
Неспособность клиента быть самим собой.................................................................................. 143
Невозможность эффективного делового взаимодействия клиента с людьми.......... 144
Неспособность клиента быть лидером............................................................................................ 145
Неспособность клиента подчиняться другим............................................................................. 148
Неумение клиента предупреждать и разрешать межличностные конфликты............ 149
ГЛАВА XV ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОБЛЕМАМ СЕМЕЙНОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ 153
Основные вопросы семейного консультирования................................................................... 154
Взаимоотношения с будущим супругом...................................................................................... 155
Взаимоотношения между супругами в сложившейся семье.............................................. 156
Взаимоотношения супругов с их родителями........................................................................... 162
ГЛАВА XVI РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВОПРОСАМ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ 172
Взаимоотношения родителей с детьми-дошкольниками..................................................... 173
Психолого-педагогическое консультирование родителей младших школьников... 179
Решение психолого-педагогических проблем подросткового возраста....................... 181
Консультирование родителей юношей и девушек................................................................... 183
ГЛАВА XVII ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОБЛЕМАМ, СВЯЗАННЫМ С ЛИЧНЫМИ ЖИЗНЕННЫМИ НЕУДАЧАМИ................................................................................................................................................... 188
Неудачи личного характера................................................................................................................ 189
Неудачи в развитии потребностей и интересов......................................................................... 191
Неудачи в изменении эмоций и чувств......................................................................................... 192
Неудачи в коррекции недостатков темперамента и характера......................................... 195
Неудачи в избавлении от комплексов............................................................................................ 197
Неудачи в установлении хороших личных взаимоотношений с людьми.................... 203
ГЛАВА XVIII ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОБЛЕМАМ САМОЧУВСТВИЯ И СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ................................................................................................................................................................................ 206
Психогенные заболевания.................................................................................................................... 207
Психогенные сердечные заболевания............................................................................................ 208
Психогенные нарушения пищеварения......................................................................................... 209
Изменчивость настроения клиента.................................................................................................. 211
Депрессивные состояния...................................................................................................................... 213
Снижение работоспособности............................................................................................................ 214
Бессонница.................................................................................................................................................. 218
Эмоциональные расстройства (аффекты, стрессы).................................................................. 219
ГЛАВА XIX ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ДЕЛОВОМУ ПСИХОЛОГИЧЕСКОМУ КОНСУЛЬТИРОВАНИЮ................................................................................................................................................................................ 222
Руководство личными отношениями людей............................................................................... 223
Руководство деловыми отношениями людей............................................................................ 228
Принятие и реализация решений по персональным делам................................................... 231
Принятие и реализация решений по рабочим делам................................................................ 232
Неумение обращаться к людям с просьбами и правильно реагировать на просьбы.. 232
Неумение убеждать людей................................................................................................................... 235
ГЛАВА XX ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ 238
Что такое результативность психологического консультирования................................ 238
Как оценивать результаты психологического консультирования................................... 240
Причины недостаточной результативности психологического консультирования 241
УЧЕБНЫЙ ПЛАН И ПРОГРАММА КУРСА «ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ» 243
Литература.................................................................................................................................................. 264
СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ ПО ПСИХОЛОГИЧЕСКОМУ КОНСУЛЬТИРОВАНИЮ.............. 265
СОВЕТЫ Р. МЕЯ, А. ПИЗА И ДРУГИХ ИЗВЕСТНЫХ ПРАКТИЧЕСКИХ ПСИХОЛОГОВ НАЧИНАЮЩИМ ПСИХОЛОГАМ-КОНСУЛЬТАНТАМ..................................................................................................... 291