Личностно-ориентированная коммуникация (Куницына, Казаринова, Погольша, 2003)
Личностно-ориентированное общение – общение, в котором каждый из его участников признает незаменимость, уникальность своего партнера, принимает во внимание особенности его эмоционального состояния, самооценки, личностных характеристик.
Основная форма вербальной коммуникации в межличностном общении – беседа-разговор. Такая речь обладает несколькими отличительными особенностями.
1. Это – фатическая речь, основная цель которой – говорить, чтобы высказаться и встретить понимание. Обычно это обмен репликами, содержание которых ассоциативно связано друг с другом. Поддержание разговора может служить самоцелью.
- Опять погода портится.
- У нас всегда так, после жары – грозы, а потом холодно.
- А что творилось в Москве – слышали? Какой страшный ураганище?
- Да, но это еще что. Вот когда я несколько лет назад был на Дальнем Востоке…
Правила, которыми пользуются собеседники, определяются ими интуитивно. Это обмен мнениями и чувствами, нелогичный, но достаточно искренний. Не особо подбираются слова.
2. Может принимать форму разговора «кругами». «Говорить кругами» – говорить без доказательств, особенно если тема вызывает у кого-либо из собеседников сильные эмоции или он уверен, что его взгляды принимаются всеми. В этом случае человек просто настаивает на своем, по принципу «это так, потому что это так».
- Развод – это ужасно.
- Почему?
- Потому что моя мама считает это ужасным.
- Почему она так считает?
- Да потому что это ужасно!
3. Очередность партнеров в процессе беседы не сводится к последовательному обмену репликами. Беседа может строиться как тирады одного собеседника и периодические одобрительные кивки другого или как нарушение очередности утверждений и ответов, попеременно произносимых участниками. При этом нарушенная последовательность ответов, переход с одной темы разговора на другую не вызывают у собеседников недоумения или непонимания именно потому, что контексты разговора очевидны каждому его участнику.
Пассажиры в электричке играют в карты. В вагон входят контролеры.
1-ый пассажир: У тебя билеты есть?
2-ой: Есть.
1-ый: Давай карту, я хожу.
2-ой: А так штраф – сколько?
1-ый: Не знаю. (Обращается к сидящему рядом). Вы не знаете?
3-ий: Нет. У вас нет билета?
1-ый: Есть. Просто интересно, насколько дороже…
Таким образом, важнейшими характеристикамиповседневной разговорной речи являются:
ü персональность адресации, т.е. индивидуальное обращение собеседников друг к другу, учет взаимных интересов и возможностей понимания темы сообщения; более пристальное внимание организации обратной связи с партнерами.
ü спонтанность и непринужденность. Условия общения не позволяют заранее спланировать разговор, собеседники вынуждены мыслить и говорить одновременно. Нормы спонтанной естественной речи допускают, что
- беседующие вмешиваются в разговор друг друга, уточняя или меняя тему;
- говорящий может перебивать сам себя, что-то вспоминая, возвращаясь к уже сказанному;
- высказывания полны оговорок, повторений и других языковых погрешностей.
ü ситуативность. Непосредственный контакт говорящих, тот факт, что предметы, о которых идет речь, чаще всего видны или известны собеседникам, позволяет использовать мимику и жесту как способ восполнения неточности выражений, неизбежной в неформальной речи. В то же время ситуативность предполагает учет прошлых ситуаций общения с данным человеком (если они имели место), его социальный статус как условие, которое необходимо соблюдать, чтобы быть понятым в данной ситуации. По этой причине любое высказывание, вполне невинный вопрос могут быть наполнены гаммой самых разнообразных чувств, начиная от простого любопытства и кончая невысказанными укорами, затаенной обидой.
ü эмоциональность. На первом плане эмоционально-индивидуальное восприятие говорящими как темы разговора, так и собеседника. Стремление быть понятыми побуждает собеседников к частому выражению личных оценок, эмоциональных предпочтений, мнений. При этом эмоциональная непосредственность не только не затрудняет, но наоборот, облегчает понимание происходящего в целом и состояния нашего собеседника, в частности.
Контрольные вопросы и задания для самостоятельной проверки знаний
1. Чем отличается устная речь от письменной?
2. Чем отличается диалогическая речь от монологической?
3. Выберите из приведенного списка особенности видов речи и поставьте около соответствующей цифры соответствующие буквы.
1. диалогическая; 2. монологическая; 3. письменная; 4. внутренняя. | а) речь, в которой отсутствуют неязыковые коммуникативные средства; б) речь, смысл которой понятен благодаря конкретной обстановке; в) речь, в которой грамматические связи выражены наиболее полно; г) в значительной степени непроизвольная речь; д) заранее планируемая речь; е) грамматически бессвязная форма речи; ж) речь, в которой последующие высказывания в большей степени обусловлены предыдущими высказываниями собеседников; з) речь, при которой возникает необходимость одну и ту же мысль выразить в различных последовательных высказываниях. |
4. В чем заключается различие понятий «речевая деятельность», «речевая коммуникация», «речевое общение», «речевой акт»?
5. Назовите пять признаков идентификации речевого акта.
6. В чем отличия социально-ориентированного от личностно-ориентированного общения.
7. Что понимается под стратегией и тактикой речевого общения?
8. Назовите основные принципы социально-ориентированного общения.
9. Какие речевые приемы усиливают или ослабляют влиятельность сообщения?
10. В приведенных ниже высказываниях отметьте те, в которых наблюдения и оценки смешаны (то есть делаются ненаблюдаемые заключения), и те, в которых наблюдения отделены от оценок (то есть говорится о реально наблюдаемых событиях).
«Ты переключила программу, не спросив, смотрю ли я телевизор».
«Он сказал, что женщины предназначены для того, чтобы сидеть дома и растить детей».
«Ты наивен».
«Нельзя быть таким женоненавистником».
«Ты подписал контракт, не спросив мнения других».
«Ты никогда не думаешь о других».
Список литературы
1. Бадмаев Б.Ц., Малышев А.А. Психология обучения речевому мастерству. М., 2002.
2. Бороздина Г.В. Психология делового общения. М., 2005.
3. Виноградов В.В. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика. М., 1969.
4. Волкова А.И. Психология общения. Ростов н/Д., 2007.
5. Грайс Г.П. Логика и речевое общение // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. XVI. М., 1985.
6. Зимняя И.А. Психология обучения иностранному языку в школе. М., 1991.
7. Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение. СПб., 2003.
8. Маклаков А.Г. Общая психология. СПб., 2002. С. 333.
9. Основы теории коммуникации / под ред. проф. М.А. Василика. М., 2007.
10. Холодович А.А. О типологии речи // Историко-филологические исследования. М., 1967.
11. Шамионов Р.М., Голованова А.А. Социальная психология личности. Саратов, 2006.
12. Якобсон Р. Лингвистика и поэтика // Структурализм: «за» и «против». М., 1975.
ТЕМА 5.