Структура и психология юриспруденции
Системно-структурная характеристика юриспруденции (права) представляет собой совокупность отдельных правовых институтов, которые имеют свои внутренние связи и зависимости.
Основными структурными элементами юриспруденции являются: Общая теория и практика юриспруденции; философия юриспруденции (философия права); этика (мораль) юриспруденции; социология права; психология юриспруденции.
а). Понятие «философия права» употребляется в двух значениях. Во-первых – это мировоззренческие принципы, лежащие в основе юридических законов, главные методологические установки, выражающие представления законодателя относительно природы общества, мест в нем человека, организации и возможностей публичной власти.
Во-вторых, философия права – раздел наличного знания, посвященный правовой сфере жизни индивидов, общества.[59]
Философией права занимались в основном юристы-теоретики. Достигнутый уровень развития проблемы «философии права» не позволяет отнести данную науку к юридическим. Философия права больше относится к философским исследованиям, нежели к юридическим.
Философия права – выясняет основания и возможности регулирования поведения людей с помощью юридических законов, исходящих из государства, их соотношения с «естественными» правами человека.
Философия права – это наука о праве в жизни людей, в человеческом обществе, о логике права, о познавательных, ценностных и социальных основах права.
В настоящее время философия юриспруденции (философия права) строится в основном как интегрированный, философско-правовой уровень научных знаний о праве.
Использования данных философии в юриспруденции приводит к формированию и развитию философии права. С.С. Алексеев подчеркивал, что философия права «направлена не на решения задач практической юриспруденции, законодательства, а на достижение сущности предназначения и смысла права, заложенных в нем начал, принципов»[60]
Философско-правовые разработки направлены на активные использования достижений философии в общей теории права и правовые воззрения должны влиться («вжиться») в философию.
б). Мораль юриспруденции. Мораль и нравственность изучается в обществе философской научной – этикой.
Мораль (этика) вошла в идеологизированном и частично мифологизированном виде в состав религии. Именно здесь появились первые ростки мировоззренческого освещения права, его этического (религиозно-этического) обоснования.
Юриспруденция (право) должна отвечать требованиям морали «Внутренняя моральность права – одно из важнейших условий его эффективности»[61]
Известный юрист Л.И. Петражицкий (1867-1931) считал, что уголовные меры – это примитивные приемы психологического воздействия, расчитанные на грубые черты человеческого характера. Моральные санкции призваны затрагивать высокие стороны человеческой души. Мораль формирует у людей позицию обязательности, сознание долга. Право вырабатывает у людей чувство собственных правомочий, осознание права на притязания, т.е. активизирует их. Л.И. Петражицкий подчеркивал, что мораль и право различаются по сферам действия. Мораль более действенна в индивидуальном поведении, право в массовом. Мораль опережает право.
Мораль и право важнейшие стороны коллективного поведения людей. Право должно способствовать нравственному процессу.[62]
Моральность права – это прежде всего справедливость, которая является основой нравственного сознания. Справедливость – это моральное качество, присущее конкретному человеку. Индивидуум совершает свои поступки с позиций добра и зла. Справедливость необходимо рассматривать как профессиональный принцип применительно к субъектам судебной этики. «Судебная этика– преломление общеморальных представлений применительно к юриспруденции, а также формирующиеся в этой сфере специфические нравственные регуляторы, которыми руководствуются профессиональные участники судопроизводства (судья, адвокат, прокурор и т.д.)[63]
Юриспруденция и мораль
- это две самостоятельные нормативные системы «мораль и право»
- это две особые, духовные, ценностно-регулятивные социальные области, занимающие самостоятельные ниши в жизни общества» – подчеркивает С.С. Алексеев.[64]
Отличие морали и юриспруденции заключается:
1). Мораль действует через сознание индивида, духовный мир человека, юриспруденция – через писанные нормы права, регулирует поступки людей и подчеркивает взаимоотношения человека и общества;
2). Мораль не требует внешнего выражения, юриспруденция является зафиксированной (нормативной базой), реально существующей правовой системой общества.
3). Мораль сосредоточена на долге, обязанностях, ответственности людей, юриспруденция опирается на субъективные права и обязанности отдельных граждан.
Проблема взаимосвязи морали и юриспруденции ждет своего разрешения в плане общетеоретических и более широких практических исследований.