Упражнение «Найди и коснись»
Описание упражнения: Ведущий предлагает передвигаться по комнате и касаться руками разных предметов и вещей. Например, найдите и коснитесь чего- либо, холодного, шершавого, вещи, длина которой примерно 30 см, того, что весит полкилограмма, слова «Незабудка».
Психологический смысл упражнения: Разогревающее упражнение. Развивает сензитивность к окружающим, но при этом активизирует и наблюдательные и аналитические способности. Участники контактируют между собой, обращая внимание на разные аспекты действительности.
Упражнение «Пазлы»
Описание упражнения: Группа делится произвольно на команды по5 человек и каждому члену команды выдается по пазлу. (Ведущий заранее разрезает лист бумаги, с какой-нибудь яркой крупной картинкой на части и таким образом получаются пазлы для этого упражнения). Задача команды - собрать картинку, как можно быстрее.
Обсуждение: Обсуждение в общем кругу. Каждая команда рассказывает, что помогало или, наоборот, мешало выполнению задания.
Психологический смысл упражнения: Развитие коммуникативных навыков, сплоченности внутри команды, умение согласовывать свои действия с другими, и решать поставленные задачи.
Далее ведущий предлагает применить полученный опыт из предыдущего упражнения в следующем задании.
Упражнение «Кочки»
Описание упражнения: Каждому участнику выдается листок бумаги А4. Все собираются на одном конце комнаты и ведущий поясняет, что впереди - болото, листы - это кочки, все участники - лягушки, а ведущие - крокодилы. Задача группы - не потеряв ни одной лягушки, добраться до противоположного конца комнаты. Наступать можно только на кочки. Крокодилы могут топить (забирать) оставленные без присмотра кочки. Наступать можно только на кочки. Если лягушка оступилась, или не все лягушки смогли перебраться на другой берег, потому что не осталось кочек, то выиграли крокодилы, и игра начинается сначала.
Обсуждение: Обсуждение в общем кругу. Участники рассказывают, что помогало или, наоборот, мешало выполнению задания. Что чувствовали те лягушки, которые шли первыми, а что чувствовали те, кто замыкали цепочку.
Психологический смысл упражнения:
Развитие коммуникативных навыков, сплоченности членов группы;
Осознание важности этих качеств для эффективной работы группы;
Развивает умение идти на уступки, сотрудничать и действовать сообща.
Упражнение «Спасибо!»
Занятие №2
Цель: Командообразование, развитие сотрудничества.
«Птичьи стаи»
Описание упражнения: Каждый превращается в маленькую одинокую птичку. Вы - птички начинаете летать под музыку. При этом возможны легкие столкновения друг с другом. Будьте осторожны. По моей команде вы соединяетесь в небольшие стаи, число птиц вашей стаи я назову.
Упражнение «Веселый счет»
1-й вариант. Постройте, используя всех игроков команды:
· Квадрат, треугольник, круг, ромб, букву, птичий косяк.
2-й вариант.
· Построиться в шеренгу по: росту, цвету волос, алфавиту имен, размеру ноги.
Упражнение «Я умею договариваться»
Описание упражнения: Группа делится на две-три части по пять-шесть человек в каждой. Подгруппы получают задание инсценировать сюжеты, которые записаны на карточках и раздаются ведущим. На подготовку дается 8 – 10 минут: нужно распределить роли, согласовать действия, придумать окончание истории. Побеждает та группа, которая действует более слаженно.
Примеры сюжетов:
«Петя подговорил Павлика убежать во время прогулки за территорию школы. Нина узнала об этом и рассказала учительнице. Саша услышал это и рассказал Пете с Павликом. Что было дальше?»
«Надя на переменке упала и ушибла коленку. Семен увидел и громко рассмеялся. Надя обиделась и позвала Дашу. Они вместе повалили Семена на пол. Об него стукнулась учительница и чуть не упала. Она рассердилась на Семена и принялась его ругать. Коля видел все с самого начала. Что было дальше?»
Упражнение «Встаньте в круг»
Описание упражнения: в эту игру нужно играть, отодвинув парты к стене. Ведущий просит ребят собраться вокруг него. По сигналу они должны закрыть глаза и начать хаотично двигаться по классу, стараясь не наступать друг на друга и жужжа, как пчелы, собирающие мед. Через некоторое время ведущий хлопает в ладоши, и играющие должны мгновенно замолкнуть и замереть на месте. Два хлопка – не открывая глаз и ни к кому не прикасаясь руками, играющие в полной тишине пробуют выстроиться в круг. Очень важно почувствовать окружающих людей. Когда все заняли подходящие с их точки зрения места, ведущий просит открыть глаза и посмотреть, что получилось.
Упражнение «Спасибо!»
Занятие №3
Цель:Обсуждение важности работы в команде.
Работа со сказкой (Приложение № 3).
Обсуждение:
1.Почему поссорились мальчики и девочки?
2.Как бы вы поступили на месте главных героев?
3.Что помогло им помириться?
4.Смогли бы девочки и мальчики справиться друг без друга?
Упражнение «Спасибо!»
Часть V
Коллективная работа
Занятие № 1
Цель:развитие умение договариваться и работать сообща, развитие творческих способностей.