Влияние етрессй нд здоровье
В патопсихологии давно известен тот факт, что определенные психологические состояния могут оказывать влияние на физическое самочувствие человека. Однако в последние годы взгляды на взаимосвязь между психологическим стрессом и соматическими заболеваниями были существенно пересмотрены. Прежде всего в настоящее время такая взаимосвязь представляется гораздо более тесной, чем раньше. Если несколько десятилетий назад считалось, что течение только некоторых заболеваний (бронхиальная астма, язвенная болезнь, гипертоническая болезнь, мигрень и т. д.) подвержено значительному влиянию психологических факторов, то в настоящее время почти все соматические болезни, начиная от обычной простуды и заканчивая раком, считаются до известной степени «психосоматическими».
Сегодня роль стресса в соматической патологии представляется не только более широкой, но и более сложной. Исследователи считают, что даже если заболевание вызвано чисто физическими факторами, оно, в свою очередь, служит источником эмоционального стресса. Так, У трети пациентов, обращающихся к врачу общей практики, отмечаются симптомы депрессии и примерно 20% госпитализированных больных можно поставить диагноз депрессивного невроза. Вне всякого сомнения, что эмоциональные факторы могут, в свою очередь, оказы-вать влияние на течение болезни, ее тяжесть и исход. Таким образом, большинство специалистов пришли к выводу, согласно которому соматическая патология не
ц°Адежит изучению в отрыве от психологических факторов.
Длительное или интенсивное воздействие стрессоров °^ет вызывать серьезные нарушения в здоровье чело-ека. Огромное количество данных свидетельствуют о
Их°логия здоровья
Глава 4
том, что дистресс играет немаловажную роль в возник-новении таких заболеваний, как неврозы, ишемической болезни сердца, сахарного диабета, заболеваний желудочно-кишечного тракта, бронхиальной астмы, гиперто-нии и др.
При возникновении стресса часто возникает рассогласованность между предъявляемыми требованиями и способностью человека справиться с этими требованиями, и, как следствие, состояние напряжения. Существует ряд приемов снятия такого напряжения. Это: медитация релаксация, гипноз, дыхательные и изометрические упражнения (чередование и расслабление групп мышц в равномерном ритме), психотерапевтические воздействия.
Занятия спортом, общение с природой или искусством, со своими друзьями, понимающими близкими, просто «создание» пусть небольшой, но зримой «победы» (сделать уборку, поменять прическу! и т. п.) — все это может помочь человеку, находящемуся под воздействием дистресса. Применение алкоголя, наркотиков и психофармакологических средств не помогает справляться с проблемой, а лишь «отодвигает» ее на какое-то время, хотя небольшие дозы алкоголя, курение или употребление успокоительного препарата позволяют иногда по-новому взглянуть на ситуацию. Следует подчеркнуть опасность привыкания к курению, алкоголю и лекарствам.
При проведении исследования о влиянии дистресса на возникновение у человека ишемической болезни сердца было выделено два типа людей — тип «А» (склонные к заболеванию сердца) и тип «Б» (несклонные к этому заболеванию).
К типу «А» (группа риска) были отнесены люди, которые могут быть охарактеризованы следующими особенностями:
• высокий темп жизни, ускорение темпа многих фи
зических и психических функций;
• постоянное стремление к соревнованию и конкУ'
ренции, к выдвижению;
стремление к признанию;
вечный дефицит времени, участие в разнообразных видах деятельности; нетерпеливость и постоянная спешка; ■о* • отсутствие ощущения безопасности; неспособность к релаксации.
имш стресса на здоровье ____
Тип «Б» является противоположным типу «А» и «им-^^унным» по отношению к ишемической болезни. Имеется данные о том, что люди типа «А» склонны и к другим заболеваниям, связанным со стрессом. Один из тестов на выявление стрессоустойчивости позволяет определить, к какому типу (тип «А» или тип «Б») Вы относитесь.
На каждый вопрос теста возможны три варианта ответа: «да», «нет» и «не знаю», не злоупотребляйте ответом «не знаю», используйте его только в тех случаях, если Вас действительно затрудняет однозначный ответ («да» или «нет»).
1. Очень ли трудна и напряженна Ваша работа ?
2. Часто ли Вы думаете о работе по вечерам и выходным
дням?
3. Часто ли Вам приходится задерживаться на работе
или дома заниматься делами, связанными с работой?
4. Чувствуете ли Вы, что Вам постоянно не хватает вре
мени?
5. Часто ли Вам приходится торопиться, чтобы справить
ся со своими делами?
6. Испытываете ли Вы нетерпение, когда видите, что кто-
то выполняет работу медленнее, чем Вы сами могли
бы это сделать?
7. Часто ли Вы заканчиваете мысль собеседника до того,
как он кончит говорить?
8. Если Вам приходится ждать кого-нибудь, испытывае
те ли Вы нетерпение?
9. Если Вы испытываете напряжение или раздражение,
то трудно ли Вам скрыть это ?
10. Часто ли Вас выводит из терпения ожидание в каких-либо очередях?
П. Часто ли у Вас возникает чувство, что время течет слишком быстро ?
12.Предпочитаете ли Вы поехать как можно быстрее, что
бы заняться более важными делами?
13. Вы почти всегда ходите и делаете все быстро ?
14- Стараетесь ли Вы быть во всем первым и лучшим ?
15. Считаете ли Вы себя человеком очень энергичным и напористым?
'Ь. Считают ли Вас человеком очень энергичным и напористым Ваша жена или близкие ?
Глава 4
17. Считают ли Ваши знакомые, хорошо знающие Вас
люди, что Вы относитесь к своей работе слишком се
рьезно?
18. Часто ли бывает, что, читая или слушая собеседника,
Вы продолжаете думать о своих делах?
19. Часто ли Ваша жена или близкие просят Вас меньше
заниматься делами и больше времени уделять семье?
20. Прилагаете ли Вы усилия, чтобы победить в играх?
По каждому вопросу каждый ответ «да» оценивается в 2 балла, ответ «нет» — в 0 баллов, а ответ «не знаю» — в 1 балл. Подсчитайте общее количество баллов, набранное Вами при заполнении теста.
Если Вы набрали от 0 до 10 баллов, то Вы принадлежите к типу « Б ». Люди такого типа четко определяют цели своей деятельности и выбирают оптимальные пути их достижения. Они стремятся справиться с трудностями сами, трудности и их возникновение подвергают анализу, делают правильные выводы. Могут долгое время работать с большим напряжением сил. Умеют и стремятся рационально распределить время. Неожиданности, как правило, не выбивают их из колеи. Люди этого типа обладают высокой стрессоустойчивостью.
Если Вы набрали от 10 до 20 баллов, то у Вас проявляется склонность к типу «Б», но умеренно выраженная. Часто уровень стрессоустойчивости достаточно высок, но не всегда.
Если Вы набрали от 30 до 40 баллов, то Вы принадле" жите к типу «А». Люди такого типа характеризуются стремлением к конкуренции, достижению цели, бывают неудовлетворены собой и обстоятельствами и начинают рваться к новой цели.
Часто они проявляют агрессивность, нетерпеливость, гиперактивность. У них быстрая речь. Постоянное напряжение лицевой мускулатуры. Такие люди ощущают нехватку времени и постоянное напряжение сил.
Если сумма от 20 до 30 баллов, то у Вас проявляется склонность к типу «А», но она умеренно выражена. Неустойчивость к стрессам проявляется нередко. Следует отметить, что люди с разным типом темперамента по-разному реагируют на стрессовые ситуации. Наиболее устойчивыми к воздействию стрессоров являются флеГ„' матики и сангвиники. Первые — в силу своей высокой
Влияние стресса и здоровье
эмоциональной устойчивости, уравновешенности, невысокой скорости реакции на воздействие внешних раздражителей; вторые — также из-за своей высокой эмоциональной устойчивости, некоторой поверхностности, а также благодаря хорошей приспособляемости к новым ситуациям.
Велика вероятность подверженности стрессу у холериков. Это объясняется неуравновешенностью их нервных процессов и преобладанием процессов возбуждения над процессами торможения. Но они могут относительно легко избавиться от состояния нервно-психического напряжения за счет своей активной реакции на стрессогенное воздействие или выплеснув свои отрицательные эмоции на окружающих. Тяжелее всего стресс переживают меланхолики. Это обусловлено слабостью их нервной системы, особой ранимостью и быстрой утомляемостью. Имеются данные о связи реакции на стресс с рядом личностных факторов.
Люди, согласно классификации Д. Роттера, делятся на экстерналов (видящих причину всего происходящего с ними во внешних обстоятельствах и воздействиях) и на интерналов (склонных брать на себя ответственность за то, что происходит в их жизни, уверенные в себе и рассчитывающие на самого себя). Интерналы более устойчивы к воздействию стресса, но при таком стрессоген-ном воздействии, когда интернал теряет веру в себя, у него могут проявляться свойства экстернала, и он становится даже более беззащитным, чем экстернал, оказавшийся в подобной критической ситуации.
Люди с низкой самооценкой и высокой личностной тревожностью менее устойчивы к воздействию стресса. Очень важно, как воспринимает себя человек в возникшей критической ситуации: как жертву или как индивида, способного активно воздействовать на возникшую проблему. Люди, склонные воспринимать себя как жертву, больше подвержены влиянию дистресса, активно Действующий человек испытывает меньший стресс, чем Пассивный. В специальной литературе, рассматривающей проблему психологии здоровья людей, часто встречается термин «синдром выгорания». Как пишет ряд авторов, профессиональное выгорание является истощением энергии у профессионалов, когда они чувствуют Себя перегруженными проблемами. Один из основопо-
Глава 4
ложников идеи выгорания С. Maslach определяет это понятие как «синдром физического и эмоционального истощения», включая развитие отрицательной самооценки, отрицательного отношения к работе и утрату понимания и сочувствия по отношению к сотрудникам. Но как же жить руководителю без напряженной деятельности, без стрессов? Оказывается, что это не только не возможно, но и не нужно. Кроме того, многие из нас определенно нуждаются в некотором напряжении не только, чтобы нормально и успешно трудиться, но и для того, чтобы получать от работы удовлетворение. Если бы не было стрессов на работе, работа бы стала скучной, а отношение к ней безразличным.
Руководитель испытывает так много видов давления — информационного, когнитивного, эмоционального, коммуникативного и интерактивного характера, что многие опытные и молодые руководители начинают «выгорать». Они испытывают фрустрацию, приходят в уныние, разочаровываются в нужности и полезности своей деятельности, стараются сменить работу. Много таких наблюдений было сделано нами в последние годы реформирования общества. Когда руководитель видел, что его стиль работы, его энтузиазм не находят отклика у сотрудников, а дисциплина, несмотря на все усилия, падает, результаты работы коллектива в глазах окружающих и старших начальников как бы не особенно и востребованы. Такой руководитель не был готов к социальным переменам, и стереотип его реагирования на изменившиеся условия деятельности остался прежним. И проблема состоит не только в его собственных нереальных ожиданиях. У такого руководителя заложен определенный набор верований относительно своей профессии, которые выстроены прежними стандартами и культурой. Сказанное касается и руководителей со стажем и молодых специалистов. Например, мы думаем, что как только кто-то становится руководителем того или иного уровня, он немедленно приобретает умение справляться с любой проблемой. Но это не так. Многие молодые руководители в течение первых шести месяцев работы начинают «выгорать». Они приходят в уныние, испытывают фрустрацию, разочарование и потребность сменить ра' __ боту. Чаще оказывается, что эти молодые управленцы* ill высокопрофессионально подготовленные, плохо подг°'