С 20 в. проблема учения разрабатывается в общепсихологическом контексте. Отличия между психологическими теориями учения определяются различным пониманием сущности учения
Бихевиоризм рассматривает учение как процесс изменения поведения, основанный на поиске связей между стимулом и реакцией. Т.е. при анализе процесса учения учитываются стимульные воздействия и реакции на них. Психические процессы, ведущие к реакции, не изучались, а процесс учения соотносился с процессом формирования условного рефлекса.
В данной концепции научение и учение совпадают по своей сущности. Уотсон выделил механизмы научения (повторение смежности стимула и реакции). Э.Торндайк в результате проведённых экспериментов выделил законы научения: подкрепление, готовность, упражнение. Б.Скинер сформулировал концепцию оперантного научения: эффективная форма поведения находится путём проб и ошибок. Её он пытался внедрить в практику образования (основы программированного обучения).
Психология - одна из главных наук, на которые опирается разработка педагогических проблем. В отечественной психологии наибольшие достижения в этой области оформились в виде концепции, получившей название деятельностной теории учения. Ее разработка началась трудами выдающегося отечественного психолога П.Я. Гальперина, утвеждавшего, что предметом усвоения является действие, а знание производно от этого процесса. Сама эта теория является частью более обширной области психологического знания, описывающей развитие и функционирование психики - деятельной теории психики. Деятельностная теория психики провозглашает и конкретизирует идею о принципиальном отличии психики человека от психики животного, а именно: психическая активность человека приобретает форму деятельности в своей структуре, подобной внешней, практической деятельности, компоненты которой особенно отчетливо выступают в системе общественного производства.
В отечественной психологии учение было предметом анализа в контексте направлений, заложенных Л.С. Выготским и С.Л.Рубинштейном. Выготский выдвинул следующие направления:
1) учение- это приобретение знаний, навыков, умений, а развитие-приобретение общих способностей;
2) предметом учения является культурно-исторический опыт, отражённый в понятиях;
3) механизмом усвоения является интериоризация.
Ученые - последователи добавили ряд элементов: для усвоения понятий необходима деятельность учащегося (А.Н. Леонтьев); усвоение - приобретение любого опыта, учение- приобретение познавательного опыта, а учебная деятельность является особой формой учения.
Направление, основы которого заложены С.Л. Рубинштейном, опиралось на следующие положения:
1) учение - это специфическое познание, т.к. оно является управляемым познанием;
2) структура учения включает восприятие, осмысление, запоминание и применение знания;
3) специфика учебной деятельности заключается в её целях и мотивах.
Таким образом, деятельностный подход рассматривает учение как специфическую деятельность, которая имеет место только тогда, когда активность человека направлена на достижение цели по усвоению знаний, умений, навыков.
Гештальтпсихология рассматривает учение как процесс изменения внутреннего опыта субъекта в ходе целостного отображения окружающей действительности.
Восприятие определялось как главный процесс учения (процесс упорядочения сознанием организованных и неорганизованных форм): в ходе одномоментного запечатления фрагмент информации организуется по структуре или смыслу.
Ж. Пиаже считал, что приобретение опыта может быть постепенным или скачкообразным, неосознаваемым или сознательно контролируемым, отражающим явные или скрытые связи. В связи с этим учение может протекать на разных уровнях:
1) учение – постепенное, неосознанное усвоение любых связей;
2) индукция – постепенное сознательно контролируемое усвоение любых связей;
3) озарение – скачкообразное усвоение неявных связей, которое может быть осознанным и неосознаваемым;
4) восприятие – скачкообразное усвоение явных связей, которое может быть осознанным и неосознанным.
В гуманистической психологии утверждается принцип саморазвития, так как человек активен уже с рождения. Когнитивная психология рассматривает учение как процесс приобретения и обработки информации, основанной на познавательной деятельности.
К. Роджерс охарактеризовал человека со стороны его способности приобретать опыт и творить что-то новое, руководствуясь собственными устремлениями и самостоятельно выбранными средствами. В рамках данного подхода считается, что индивидуальный опыт формируется в результате взаимодействия внешнего воздействия (обучение и воспитание) с внутренними факторами (самообучение, самовоспитание).
Когнитивная психология обращается к невидимой части учения - к познавательным процессам. Учение, с точки зрения когнитивной психологии, - это процесс разворачивания потенциальных возможностей человека на основе его собственных потребностей и выборов. Здесь анализируется влияние процесса усвоения знаний на поведение человека. Основным фактором усвоения опыта является подтверждение гипотезы, правильности плана.
И. Лингарт выделил четыре фазы учения:
1) фаза ориентировочного анализа новой проблемы;
2) фаза выработки гипотезы в виде программы действий;
3) фаза проверки выработанной программы;
4) фаза усвоения метода , переноса на решение однотипных проблем.