Классификация способностей. Уровни способностей

В большинстве классификаций различают следующие виды способностей:

1. Природные способности (или естественные) – общие у человека и животных: память, мышление и пр. Они биологически обусловлены, связаны с врождёнными задатками и формируются на их базе при наличии жизненного элементарного опыта через механизмы научения, типа условно–рефлекторных связей. Они связаны с природными задатками, но не тождественны им.

2. Специфические (человеческие) способности, имеющие общественно–историческое происхождение и обеспечивающие жизнь и развитие в социальной среде.

Специфические человеческие способности, в свою очередь, подразделяются:

а) – Специальные, определяющие успехи человека в отдельных видах деятельности и общения, где необходимы задатки особого рода и их развитие (музыкальные, математические, технические и т. д.);

- Общие – включают такие способности, которые определяют успехи человека в самых различных областях деятельности и общения (умственные способности, точность движения рук, развитие памяти, речи и т. д.).

б) – Теоретические – определяют склонность человека к абстрактно–логическому мышлению;

- Практические – лежат в основе склонности к конкретно–практическим действиям. Сочетание этих способностей свойственно лишь разносторонне одарённым людям.

в) – Учебные – влияют на успешность в обучении, при усвоении знаний, умений, навыков;

- Творческие – связанны с созданием произведений материальной и духовной культуры, новых идей, открытий, изобретений (высшая степень творческих проявлений, называется гениальностью, а в определённой деятельности – талантом).

г) – Способности к общению – взаимодействие с людьми;

- Предметно-деятельностные способности – проявляются во взаимодействии с природой, техникой, знаковой информацией, художественными образами и т. д.

Способности могут различаться не только по качеству и направленности, но и по уровню и масштабу. Выделяют следующие уровни способностей:

- Репродуктивный уровень обеспечивает высокое умение усваивать готовое знание, овладевать сложившимися образцами деятельности и общения.

- Творческий уровень, обеспечивающий создание нового творческого продукта (оригинального). Следует учитывать, что репродуктивный уровень включает элементы творческого, и наоборот.

- Талант – высокий уровень способностей, прежде всего специальных. О таланте судят по результатам деятельности человека, которая должна отличаться принципиальной новизной, оригинальностью подхода. Талант человека, направляясь выраженной потребностью в творчестве, всегда отражает определённые общественные запросы.

- Гениальность – высший уровень развития способностей, как общих (интеллектуальных), так и специальных. О наличии гениальности можно говорить лишь в случае достижения личностью таких результатов творческой деятельности, которые составляют эпоху в жизни общества, в развитии культуры (Эйнштейн).

Сочетание различных высокоразвитых способностей называют одарённостью. Эта характеристика относится к человеку, способному ко многим различным видам деятельности. Особенно высокий уровень одарённости обозначают понятия «талант» и «гений». Однако, нужно помнить, что одаренность определяет только возможность успеха в той или иной деятельности.

Характеризуя способности человека, часто выделяют такой уровень развития, как мастерство, т. е. совершенство в конкретном виде деятельности. Под мастерством понимают способность успешно заниматься производительной деятельностью и готовность к творческим решениям возникающих проблем.

Общая структура способностей

Структура каждой конкретной способности, как готовности личности к данной деятельности, отличается сложностью и включает в себя комплекс качеств, среди которых есть ведущие и вспомогательные, общие и специальные способности, уровень и условия их развития.

           
 
способности
 
    Классификация способностей. Уровни способностей - student2.ru   Классификация способностей. Уровни способностей - student2.ru

Условия развития Уровни развития Виды по ширине Виды конкретных

направленности способностей

1. Активное 1. Талант 1. Общие 1. Ведущие

Классификация способностей. Уровни способностей - student2.ru взаимодействие 2. Гениальность 2. Специальные 2. Вспомогательные

с окружающим и др.

миром

2. Обучение и

воспитание

Любая деятельность (трудовая, учебная, спортивная и прочая) предъявляет некоторые требования к психологическим качествам человека (его интеллекту, эмоционально – волевой сфере, сенсомоторике). Этим требованиям не может удовлетворять какое–то одно качество, даже достигшее высокого уровня. То есть, способности представляют совокупность психических качеств, имеющих сложную структуру.

Структура совокупности психических качеств, которая выступает, как способность, в конечном счёте, определяется требованиями конкретной деятельности и является различной для разных видов деятельности.

Среди свойств и особенностей личности, образующих структуру конкретных способностей, некоторые занимают ведущее, а некоторые – второстепенное положение. Так, в структуре педагогических способностей, ведущими качествами будут педагогический такт, любовь к детям, сочетаемая с требовательностью, потребность передать знания и пр. (подструктуры). К вспомогательным способностям относятся: артистичность, ораторское дарование.

Очевидно, что вспомогательные и ведущие компоненты образуют единство, обеспечивающее успешность данному виду деятельности.

Из конкретно–психологических характеристик различных способностей можно выделить общие качества (отвечают требованиям не одной, а многим видам деятельности) и специальные (отвечают более узкому кругу требований к деятельности). В структуре способностей некоторых индивидов эти общие качества могут быть исключительно ярко выражены, что даёт возможность говорить о наличии у людей разносторонних способностей, об общих способностях к широкому спектру различных деятельностей, специальностей и знаний.

Задатки и способности

Задатки – это некоторые генетически детерминированные (врождённые) анатомо- физиологические особенности нервной системы, составляющие индивидуально–природную основу (предпосылку) формирования и развития способностей.

Все индивидуально–психологические особенности личности, способности не приобретаются человеком в готовом виде, как нечто данное от природы, а формируются в жизни и деятельности. Только в результате активной деятельности и взаимодействия с действительностью человеческий мозг начинает отражать окружающий мир, обнаруживая свои индивидуально–психологические качества и особенности (в том числе и способности). Именно в этом смысле и следует понимать принятое в психологии положение, что способности не являются врождёнными.

Но психология не отрицает врождённых дифференциальных особенностей, заключенных в строении мозга, которые могут оказаться условием выполнения какой–либо деятельности (группы профессий). Эти морфологические и функциональные особенности строения мозга, органов чувств и движения, которые выступают в качестве природных предпосылок развития способностей, называются задатками.

В науке накоплено много информации о проявлении дефектов задатков. Так, ряд тяжёлых приобретенных или врождённых аномалий мозга (олигофрения) выступает как почти необратимый дефект задатков, становящийся тормозом развития способностей.

Теплов и его последователи изучали роль наследственности и среды в развитии индивидуальных особенностей личности. Они пришли к выводу, что тип нервной системы, её свойства биологически детерминированы, но они не предопределяют психические качества и формы поведения. Они формируют почву, на которой легче формируются одни формы поведения и сложнее другие. Отсюда встает проблема поиска наилучших путей и методов обучения в соответствии с типом нервной системы.

Современная наука не располагает никакими данными наследования талантов и способностей. Но можно признать как научный факт, что с момента появления человека современного типа, кроманьонца, жившего около 100 тыс. лет назад, развитие определяется не отбором и наследственностью, а развитием общества, его законами.

Способности – общественно–исторический продукт человеческого общества. Они зависят от способов и приёмов (методов и методик) обучения, формирования навыков и умений.

Общее суждение типа: «Девочки лучше владеют речью, чем мальчики; мальчики превосходят девочек в абстрактном мышлении» - не вполне соответствуют действительности. Между детьми разного пола различий в развитии общего интеллекта не обнаружено. Наоборот, многие исследования доказывают отсутствие выраженной биологической и о наличии отчётливой социальной обусловленности задатков.

С возрастом влияние среды на развитие психологических особенностей увеличивается, а влияние генетических факторов уменьшается.

Ряд исследователей в отечественной психологии предлагают считать, что у человека есть два вида задатков: врождённые и приобретенные (первые иногда называют природными, а вторые – социальными). Всякие способности проходят в своём развитии ряд этапов. Для того, чтобы некогда способность поднялась на более высокий уровень, необходимо, чтобы она была достаточно оформлена на предыдущем. Этот последний уровень по отношению к следующему, выступает в виде своеобразного задатка. Например, чтобы усвоить высшую математику, надо обязательно знать элементарную. Знания элементарной математики выступят, как задатки относительно освоения высшей математики.

В этой связи, становится важным вопрос о сензитивных периодах к становлению тех или иных способностей. Первичный этап развития способностей связан с созреванием необходимых для неё органических структур, нужных функциональных органов (обычно до 6 – 7 лет), созревание специальных способностей идет до средних классов.

Важным моментом развития способностей является компенсируемость, даже для тех способностей, для которых необходимы врождённые физиологические задатки. Леонтьев показал, что можно добиться хорошего музыкального слуха у тех людей, ухо которых не очень к этому приспособлено. Упражнения на научение интонировать звуки (воспроизводить их частоту при помощи сознательно контролируемой работы голосовых связок), помогает человеку различать звуки разной высоты намного лучше. Но это происходит не на тональной, а на тембральной основе.

Наши рекомендации