N1.2.3. Категория мотива
Классы установок называются мотивами. Каждый мотив объединяет множество однородных взаимозаменяемых установок. Их однородность и взаимозаменяемость объясняется тем, что все они ориентированы на удовлетворение одной и той же потребности и разнятся только в отношении средств ее удовлетворения и характера эмоциональных реакций.
По степени настоятельности, или очередности, удовлетворения мотивы делятся на первичные и вторичные. Первичные мотивы обеспечивают сохранение жизни и результаты деятельности человека, а вторичные способствуют развитию и совершенствованию личности. Они выдвигаются на первый план лишь по мере удовлетворения первичных мотивов.
К первичным относятся мотивы, объединяющие установки, связанные с удовлетворением физиологических потребностей, потребности в безопасности и потребности в принадлежности к группе.
Физиологические мотивы — мотивы голода, жажды, половой и т. д.— бесспорно, важны для понимания поведения человека. Регулярно удовлетворяемые, они перестают активно управлять поведением человека, так как на него влияют только неудовлетворенные мотивы.
Мотив безопасности объединяет установки на сохрани-тельное поведение, стремление оградить себя от внешних угроз, опасностей и болезней. Этот мотив имеет глубокие корни в историческом развитии человека. Когда-то человек боялся диких
зверей, холода, жажды, нападения врагов. С развитием цивилизации роль этого мотива снижается.
Мотив принадлежности к группе объединяет установки на поиск симпатии, любви и участия. На этом мотиве основывается групповая сплоченность. Некоторые психологи считают его социальным мотивом.
Ко вторичным мотивам относятся мотивы самоуважения, самовыражения и гражданственности.
Мотив самоуважения включает установки на достижение уважения со стороны других и самого себя. По мнению многих психологов, в современном капиталистическом обществе этот мотив подавляется. Только в социалистическом обществе создаются все условия для удовлетворения мотива самоуважения.
Высшей ступенью развития мотивов А. Маслоу считает мотив самовыражения, или самоактуализации. «Если даже все перечисленные потребности уже удовлетворены,— пишет А. Маслоу,— все мы часто (если не всегда) можем в скором времени ожидать нового недовольства и беспокойства, если человек делает не то, что ему хочется делать. Музыкант должен играть, художник должен рисовать, а поэт должен сочинять стихи, чтобы в конечном счете стать счастливым. Человек должен быть тем, кем он может быть». Мотив, направленный на удовлетворение этой потребности, А. Маслоу и назвал мотивом самоактуализации. Он рассматривается автором в качестве вершины, венчающей развитие мотивационной сферы личности. Однако это утверждение А. Маслоу верно только для капиталистического общества, с его конкуренцией, частным предпринимательством, ненасытной жаждой обогащения. В обществе с такими законами максимально к чему может стремиться человек — это стремление к самовыражению, желанию быть самим собой. Но даже это встречается не всегда.
Если человеку не удается удовлетворить мотивы более высокого уровня, он стремится как можно полнее реализовать мотивы низших уровней. Например, спортсмен, который не может стать ведущим игроком команды, находит компенсацию в роли эмоционального лидера команды.
Совсем иные условия для развития мотивационной сферы личности создаются в социалистическом обществе. Закон нашего-общества «от каждого по способностям...» поощряет стремление к самоактуализации и самовыражению. Однако в социалистическом обществе мотив самоактуализации не может рассматриваться как верхний и ведущий в иерархии мотивов.
Для человека социалистического общества ведущим, доминирующим мотивом является мотив гражданственности.
Под влиянием коммунистического воспитания и социалистического образа жизни у советских людей формируется система-взглядов о законах общественного развития и об ответственности человека перед обществом. По мере упрочения эти взгляды оказывают все более существенное влияние на поведение, становятся его основным действенным мотивом. О значении убеждений
как мотивов поведения и об их способности снять все другие мотивы говорит стойкость коммунистов в годы революции, гражданской и Отечественной войн. Ради своих убеждений и принципов они готовы были идти на любые лишения, мучения, смерть.
Развитие личности — это в первую очередь движение, подъем по иерархической лестнице мотивов, готовность «для высшего наслаждения отречься от низших * мотивов. Ярким примером этого закона развития личности в советском обществе может служить рассказ о жизни Алексея Стаханова: «Чего я стремился достичь в жизни? — ставит вопрос зачинатель стахановского движения и отвечает: а) на первых порах быть сытым; б) далее— получать высокие заработки; в) достичь «человеческого уважения»; г) с развитием классового самосознания возникло желание доказать, что без тебя не может обойтись шахта, целый коллектив; д) в конце концов выработалось понимание «необходимости быть лучше и выше самого себя» **.
СПОСОБНОСТИ
В то время как потребности и мотивы характеризуют направленность личности, способности характеризуют успешность ее деятельности. «Всякая способность, — указывал С. Л. Рубинштейн,— является способностью к чему-нибудь, к какой-то деятельности. Наличие у человека определенной способности означает пригодность его к определенной деятельности. Всякая более или менее специфическая деятельность требует от личности более или менее специфических данных. Мы говорим об этих данных как о способности человека. Способность должна включать в себя различные психические свойства и данные, необходимые в силу характера этой деятельности и требований, которые от нее исходят» ***.