Управление малой группой

1. Теории лидерства

2. Феномен лидерства

3. Руководство малой группой

Теории лидерства

Лидерство стало объектом исследований в начале 20-х годов ХХ столетия, когда начал проявляться интерес к управлению как к науке. Одной из ранних теорий является «теория черт» (личностная теория лидерства), иногда называется "харизматической теорией", от слова "харизма", т.е. "благодать", которая в различных системах религии интерпретировалась как нечто, снизошедшее на человека. Эта теория исходит из положений немецкой психологии конца XIX – начала XX в. и концентрирует свое внимание на врожденных качествах лидера.

Согласно этой теории лидером может быть только такой человек, который имеет определенный набор личностных качеств или совокупность определенных психологических черт. Разные авторы стремились выделить необходимые для лидера черты или характеристики, однако так и не пришли к единому мнению.

Так, американский исследователь К. Берд составил список, в котором фигурировали – инициативность, коммуникабельность, чувство юмора, энтузиазм, уверенность, доброта, дружелюбие. Позднее Р. Стокдилл добавил еще бдительность, популярность, красноречие и пр. Хотя ни одна из черт не занимает значительного места в характеристике лидера, однако они в характеристике лидера присутствуют.

Согласно Максвеллу, потенциальный лидер обязан иметь позитивное восприятие, служить общим интересам, иметь потенциал роста и быть последовательным и отданным делу: быть гибким, порядочным, иметь широкий кругозор, придерживаться дисциплины и проявлять благодарность организации и людям. Однако, руководствуясь одним из основных положений социальной психологии о значении социальной ситуации, рассматривать эффективность лидера, учитывая только черты личности, недостаточно. Существует несколько теорий лидерства, которые фиксируют внимание одновременно на личностных качествах лидера и ситуации, в которой он действует.

Ситуационные теории лидерства. Согласно им, лидерство – это продукт определенной ситуации. В разных конкретных ситуациях групповой жизни появляются отдельные члены группы, которые имеют преимущества перед другими, хотя бы одной чертой, а поскольку именно эта черта является необходимой в данный момент, человек становиться лидером.

Одной из наиболее известных из теорий такого рода, является теория Ф. Фиддера, которая утверждает, что эффективность лидера зависит от того, насколько данный лидер ориентирован на задачу или на взаимоотношения, а также от того, в какой степени лидер контролирует группу и реализует свое влияние на нее. Следует отметить, что теория Фиддера прошли успешную проверку на многочисленных группах лидеров, включая директоров предприятий, администраторов, начальников отделений и пр.

В одном из вариантов ситуационной теории предлагалось считать главным моментом появления лидера выдвижение его группой, потому что именно она испытывает по отношению к данному человеку определенные экспектации, ожидает от него проявления необходимой в данной ситуации черты (этот подход называют еще и функциональным). Чтобы преодолеть очевидную противоречивость в подобных рассуждениях, Е.Хартли предложил четыре "модели", позволяющие дать особую интерпретацию тому факту, почему все-таки определенные люди становятся лидерами и почему не только ситуация определяет их выдвижение. Во-первых, полагает Хартли, если кто-то стал лидером в одной ситуации, не исключено, что он же станет таковым и в другой ситуации. Во-вторых, вследствие воздействия стереотипов лидеры в одной ситуации иногда рассматриваются группой как лидеры "вообще". И в-третьих, человек, став лидером в одной ситуации, приобретает авторитет, и этот авторитет работает в дальнейшем на то, что данного человека изберут лидером и в другой раз. В-четвертых, отдельным людям свойственно "искать посты", вследствие чего они ведут себя именно так, что им "дают посты". Вряд ли можно считать достаточно убедительными эти рассуждения для преодоления полной относительности черт лидера, как они выступают в ситуационной теории. Тем не менее, ситуационная теория оказалась достаточно популярной: именно на ее основе проведена масса экспериментальных исследований лидерства в школе групповой динамики.

Согласно системной теории лидерства, лидерство рассматривается как процесс организации межличностных отношений в группе, а лидер – как субъект управления этим процессом. При таком подходе лидерство интерпретируется как функция группы, и изучать его следует поэтому с точки зрения целей и задач группы, хотя и структура личности лидеров при этом не должна сбрасываться со счетов. Рекомендуют учитывать и другие переменные, относящиеся к жизни группы, например длительность ее существования. В этом смысле системная теория имеет, конечно, ряд преимуществ. Они очевидны, когда речь заходит не просто о лидерстве, но о руководстве: особенно популярной является так называемая вероятностная модель эффективности руководства, предложенная Ф.Фидлером.

Большинство отечественных исследований лидерства осуществляется в рамках близких данной модели, хотя к ней добавляется нечто новое, продиктованное общими предпосылками исследования динамических процессов в группе: феномен лидерства в малых группах рассмотрен в контексте совместной групповой деятельности, т.е. во главу угла ставятся не просто "ситуации", но конкретные задачи групповой деятельности, в которых определенные члены группы могут продемонстрировать свою способность организовать группу для решения этих задач. Отличие лидера от других членов группы проявляется при этом не в наличии у него особых черт, а в наличии более высокого уровня влияния.

Интересной в данном случае является разработанная Р.Л.Кричевским концепция ценностного обмена как механизма выдвижения лидера. Сама по себе идея ценностного обмена во взаимодействии людей и ранее разрабатывалась в социальной психологии (Дж.Хоманс, Д.Тибо, К.Келли и др.). Здесь же идея ценностного обмена использована при объяснении феномена лидерства: ценностные характеристики членов группы (значимые свойства личности) как бы обмениваются на авторитет и признание лидера. Лидером рассматривается тот, в ком в наиболее полном виде представлены такие качества, которые особенно значимы для групповой деятельности, т.е. являющиеся для группы ценностями. Таким образом, в лидерскую позицию в ходе взаимодействия выдвигается такой член группы, который как бы идентифицируется с наиболее полным набором групповых ценностей. Именно поэтому он и обладает наибольшим влиянием (Кричевский, Рыжак, 1985).

Представители поведенческого подхода к исследованию лидерства считают, что лидером становится человек, который обладает нужной формой поведения. В рамках этого подхода были выполнены многочисленные исследования стилей лидерства и разработаны их классификации.

Исходя из различных теорий лидерства, в современной психологии в качестве основных признаков лидерства выделяют следующие:

1. более высокая активность и инициативность индивида при решении группой совместных задач;

2. большая информированность о решаемой задаче, о членах группы, о ситуации в целом;

3. более выраженная способность оказывать влияние на других членов группы.

Феномен лидерства

Феномен лидерства определяется взаимодействием ряда переменных, основными из которых являются психологические характеристики личности самого лидера, социально-психологические характеристики группы, характер решаемых задач и особенности ситуации, в которой находится группа.

Л.И. Уманский рассматривает лидерство как социально-психологическое явление, сущность которого сводится к осуществлению ведущего влияния од­них членов группы на других, в создании оптимального решения групповой за­дачи.

Е.М. Дубовская отмечает, что лидерство - это взаимовлияние между лиде­ром и членами группы, которые зависят друг от друга в процессе достижения общих целей в групповой ситуации. Лидерство определяется такими перемен­ными как характеристика лидера, характеристика последователей, характери­стика групповой ситуации.

Под лидерством принято понимать, - подчеркивает Б. Д. Парыгин, - один из процессов организации и управления малой социальной группой, способст­вующий достижению групповых целей в оптимальные сроки и с оптимальным эффектом, детерминированный господствующими в обществе социальными отношениями.

Лидерство рассматривается как взаимодействие между инициа­тором и организатором групповой деятельности и членами группы. Исходя из данного определения, под лидерством понимается двусторонний процесс: с одной стороны - это взаимодействие внутри группы, с другой - это влияние данной группы на ближайшее окружение.

С точки зрения И.П. Волкова, лидерство - это процесс внутренней соци­ально-психологической организации и управления общением и деятельностью членов малой группы и коллектива, осуществляемой лидером как субъектом спонтанно формирующихся в межличностных отношениях групповых норм и ожиданий. Исходя из названных посылок, проявление лидерства необходимо рассматривать с учетом индивидуальных (личностных) особенностей лидера.

Лидер - это субъект группового взаимодействия, активация качеств личности которого с определенной частотой повторяется в типичных ситуациях.

Лидер - это человек, который от рождения получает опреде­ленные задатки, но это совсем не означает, что он обязательно станет лидером. Для этого он должен овладеть определенными культурными ценностями н находиться на определенном информационном уровне, уметь реализовать имеющиеся у него возможности.

Функции лидерства:

1. Организация группы на достижение совместных целей. Общих задач, совместной деятельности. Полностью перекрывает функцию руководителя.

2. Выработка и поддержание групповых норм, правил, группового поведения, образцов, эталонов через осуждение, похвалу, насмешки.

3. Функция внешнего представительства. Выражение группы во вне, представляет группу и говорит от имени группы. Лидер переживает чувство “Мы-группа”, он представляет группу.

4. Принятие ответственности за группу. Есть принятие ответственности за общие результаты, а наивысшая функция – принятие ответственности за негативные результаты.

5. Психотерапевтическое поддержание благоприятного климата в группе. Функции по созданию психологического комфорта для членов группы.

А.А. Ершов связывает понятие лидера группы, в первую очередь, с его популярностью, но указывает при этом на необходимость авторитета лидера в какой-либо деятельности группы. Исследователь выделяет три группы ли­деров по отношению к авторитету:

а) лидер и авторитет в одной и той же функции группы;

б) лидер в одном виде деятельности и авторитет в другом;

в) лидер в одном или нескольких видах деятельности с признанием только авторитета организатора.

Р.Л. Кричевский различает лидеров инструментального и экспрессивного на том ос­новании, что, в самом общем виде можно выделить два типа групповых деятельностей: инструментальные (производственные) и экспрессивные (соци­ально-эмоциональные).

М.Р. Битянова добавляет, что инструмен­тальные деятельности направлены на выполнение группой ее целевых функ­ций, ради которых она и была создана. Экспрессивные деятельности направ­лены на поддержание группы как единого целого, ее дальнейшего развития и сплочения. Соответственно, инструментальное лидерство имеет целью обес­печение управления группой в процессе решения ее целевых задач, а роль экспрессивного лидерства - в обеспечении позитивного внутреннего климата группы, се стабильности.

В психологической литературе выделяются также лидеры - организаторы, лидеры - умельцы, лидеры - «совесть груп­пы» и т.д., которые соответствуют таким видам авторитета как органи­заторский, профессионально-деловой, морально-нравственный.

Б.Д. Парыгин определяет типологию лидерства по трем основаниям:

а) по содержанию деятельности (лидер-вдохновитель, выдвигающий задачу; исполнитель, организатор, «мозговой центр»; лидер, совмещающий в себе все эти функции);

б) по стилю руководства (авторитарный, демократический и смешан­ный тип лидерства);

в) по характеру деятельности (лидер может быть универсальным и ситуативным).

Эту классификацию дополняет И.П. Аникеев по внутри коллективным функциям:

а) инструментальный (или функциональный) лидер, способствующий достижению групповой цели, ориентирующийся на деловую сторону жизни коллектива;

б) эмоциональный лидер, способствующий созданию благоприятного психологического климата, ориентированный на организацию благожела­тельных взаимоотношений;

в) смешанный тип лидера, способный реализовать обе указанные выше функции.

По сфере взаимоотношений:

а) формальный (или официальный) лидер, выбранный или назначен­ный на лидерские позиции: староста, профорг, капитан команды и т.д., офи­циально отвечающий за деятельность данного коллектива;

б) неформальный (или неофициальный) лидер, который обладает об­щепризнанным авторитетом, хотя и не занимает официальных руководящих

позиций;

в) лидер, являющийся и формальным, и неофициальным одновременно.

Е.М. Зайцева выделила следующие виды лидеров:

Наши рекомендации