Управление человеком и управление группой

Для менеджмента личность человека как объект и субъект управления важна с точки зрения поведения его на работе, общения с сотрудниками, отношения к делу, способностей, опыта, порядочности, честности и других черт характера.

Основой любой организации и ее главным богатством являются люди. Человек -самый ценный и дорогостоящий «ресурс» органи­зации. Хорошая организация стремится максимально эффективно исполь­зовать потенциал своих работников, создавая все условия для наибо­лее полной отдачи сотрудников на работе и для интенсивного разви­тия их потенциала.

Вступая во взаимодействие с организацией, человек интересуется различными аспектами этого взаимодействия, касающимися того, чем он должен жертвовать для интересов организации, что, когда и в каких объемах он должен делать в организации, в каких условиях функционировать в организации, с кем и сколько времени взаимо­действовать, что будет давать ему организацияит.п. От этого и ряда других факторов зависят удовлетворенность человека взаимодейст­вием с организацией, его отношение к организации и его вклад в деятельность организации.

Установление органичного сочетания двух этих сторон взаимо­действия человека и организации является одной из важнейших задач менеджмента, так как оно обеспечивает основу эффективного управления организацией.

Работа человека в организации представляет собой процесс постоянного его взаимодействия с организационным окружением. Это очень сложный и многоплановый процесс важный для обеих сторон. Каждый человек, входя в новую организацию, сталкивается с множеством проблем взаимодействия с организационным окружением. Многие коллизии возникают и в организационном окружении, так как оно обязательно претерпевает изменения с появлением нового члена в организации.

В самом общем виде организационное окружение —это та часть организации, с которой человек сталкивается во время своей работы в ней.В первую очередь это рабочее место и его непосредственное окружение. Однако для большинства людей организационное окру­жение значительно шире их рабочего места и включает такие харак­теристики и составляющие организации, как производственный про­филь, положение в отрасли, положение на рынке, размер организа­ции, ее месторасположение, руководство, организационная структу­ра, правила поведения и внутренний распорядок, условия работы, система оплаты, система социальных гарантий, философия органи­зации, общения, трудовые отношения, коллеги и еще многое другое. Возможности включения человека в организационное окруже­ние, называемые социализацией, зависят не только от характеристик этого окружения, но и в равной мере от характеристик человека. Каждый человек имеет многоплановую структуру личности, и во взаимодействие с организацией он вступает не как механизм, выпол­няющий конкретные действия и операции, а как разумное и созна­тельное существо, обладающее устремлениями, желаниями, эмоция­ми, настроением, имеющее воображение, разделяющее определен­ные верования и следующее определенной морали.

Основные цен­ностные, поведенческие и нормативные характеристики, которые должен в первую очередь изучить человек, входящий в организацию такие:

• миссия и основные цели организации;

• допустимые средства, которые могут быть использованы для достижения целей организации;

• имидж и отличительный образ, который имеет и создает орга­низация;

• принципы, правила и нормы, обеспечивающие отличительные особенности и существование организации как единого орга­низма;

• обязанности, которые должен будет взять на себя человек, всту­пив в определенную роль в организации;

• поведенческие стандарты, которым должен будет следовать че­ловек, выполняя роль.

Поэтому адаптация человека к услови­ям труда в организации является исключительно важной задачей, за решение которой в первую очередь ответственно управление организации. Для адаптации могут быть применены разные приемы: меры долгосрочной материальной поддержки, выходящие за рамки зарплаты, обещания в будущем продвижения по службе или предо­ставления интересных мест работы, предоставление за счет организации возможностей обучения и развития, предоставление на льготных условиях жилья и многое другое. К разряду сильных средств относятся беседы с руководством, а также разъясне­ния и рекомендации, даваемые руководством, что придает новичку чувство уверенности, снижают ощущение по­терянности и ненужности.

ДИНАМИКА ГРУПП

Наши рекомендации