Фрейдовский и постфрейдовский подход
В концепции внутриличностного конфликта в рамках психоаналитического направления акцент делается на его биопсихологической трактовке. Согласно 3.Фрейду, основателю классического психоанализа, человек вообще изначально конфликтен по своей внутренней природе. Его личность является единством трех противоречивых начал «Оно», «Я» и «Сверх-Я».
«Оно» – рассматривается 3. Фрейдом как полюс бессознательных влечений личности. Эти влечения, с одной стороны, – врожденные и наследуемые, с другой – вытесненные и приобретенные. Согласно 3. Фрейду, «Оно» – это «хаос», способный наполняться энергией, получая ее из влечений, но он лишен организации и не порождает единой воли. «Оно» содержательно определяется чисто отрицательными признаками – как то, что противостоит способу организации, свойственному «Я». «Я» связано с рациональным мышлением, контролирует движение, восприятие, упорядочивает психические процессы во времени. «Сверх-Я» является продуктом культуры. В нем реализуются комплексы совести, морали, социальные нормы и требования, которые общество предъявляет человеку. «Сверх-Я» представляет собой результат опыта индивида, влияния общества, других индивидов. Оно выполняет функции контроля и наказания, оценки индивида.
В своих поступках, восприятии человек реализует свое «Оно», «Я», «Сверх-Я», его действия и реакция являются результатом взаимоотношений этих трех структурных компонентов. Но их взаимоотношения далеки от согласия и единства, находятся в состоянии противоречия и противоборства.
Однако человек имеет защитные механизмы от негативных, разрушительных последствий подобного противоборства. В условиях конфликта согласно З.Фрейду такими защитными механизмами являются:
§ сублимация – процесс преобразования сексуальной энергии в другие виды деятельности (высшие формы энергии);
§ проекция – неосознанное отождествление, перенесение собственных ощущений, влечений, мыслей на других;
§ рационализация – рациональное объяснение поступков, мыслей, даже когда они изначально иррациональны;
§ вытеснение – устранение индивидом мыслей, мотивов, чувств из сознания;
§ регрессия – обращение к примитивным уровням поведения, мышления(регрессия представляет собой временное возвращение личности на более низкий уровень психологического развития).
§ реактивное образование – изменение неприемлемых для сознания поступков, мотивов, тенденций на более приемлемые для индивида;
§ фиксация поведения – стремление сохранить апробированные модели поведения, мышления, стереотипы восприятия.
Положения, сформулированные и обоснованные 3.Фрейдом, получили дальнейшее развитие и интерпретацию, а также подверглись определенной критике и корректировке в работах его последователей и, в частности, в теориях А.Адлера, К.Юнга, К.Хорни, Э.Фромма и др.
Являясь вначале сторонником 3.Фрейда, А.Адлер впоследствии отверг концепцию своего предшественника. Принцип единства личности он рассматривал как главный принцип ее анализа, а социальные факторы считал определяющими в процессе ее формирования, исходя из того, что личность является по своему содержанию прежде всего социальной. Он отрицал значение сексуальных инстинктов. С его точки зрения, главным фактором при формировании личности является воля к власти и потребность в компенсации комплекса неполноценности, который формируется в первые пять лет жизни человека.
Один из виднейших представителей неофрейдистского направления Э.Фромм является создателем радикально-гуманистического психоанализа. Исследуя зависимость личности от социальных процессов, он показывает, как при этом изменяется сама личность. Обращаясь к проблемам внутриличностного конфликта, рассматривая его в аспекте «экзистенциальной дихотомии», он делает вывод о наличии таких проблем и противоречий, которые содержатся в самой сути человека и потому не могут быть полностью преодолены: проблема ограниченности жизни, противостояния жизни и смерти, противоречие между громадными потенциальными возможностями человека и ограниченными условиями их реализации, и т. п. «Человек не может остаться нейтральным и пассивный по отношению к экзистенциальной дихотомии, – подчеркивает Э.Фромм. – Благодаря самому факту человеческого бытия жизнь задает ему вопрос: как преодолеть разрыв между человеком и окружающим его миром, чтобы достичь ощущения единства и тождественности со своими близкими и с природой».
К.Хорни, также принимая учение 3.Фрейда, в то же время подвергла критическому анализу многие его положения, в том числе и относящиеся к проблеме внутриличностного конфликта. Соглашаясь с выводом 3.Фрейда о том, что поведение личности определяется бессознательным, она вместе с тем отмечает, что бессознательные побуждения имеют аффективный, эмоциональный характер. В качестве базисного при исследовании поведения человека она рассматривает чувство тревоги. Определяющими для внутриличностного конфликта являются стремления к безопасности и реализации желаний, а разрешается он путем выбора соответствующих моделей деятельности и поведения.
К. Хорни выделила три основных модели поведения, оказывающие влияние на результат разрешения внутриличностного конфликта:
§ личность пытается обезопасить себя через стремление к людям, через сопричастность к другим, к обществу;
§ личность обнаруживает стремление уйти от людей, от общения с ними, уйти от общества, при этом создавая свой особый, иллюзорный мир;
§ у личности появляется стремление идти против людей, установка на разрушение мира, борьбу против него. Моделям такого поведения соответствуют типы конфликтной личности: устойчивый, отстраненный, деструктивный.
В целом можно утверждать, что личность, находящаяся в состоянии обостренного внутриличностного конфликта, испытывает мучительное внутреннее переживание, эмоциональное напряжение, и ее поведение в межличностном конфликте может принять деструктивную форму, направленную на разрушение условий, которые препятствуют достижению поставленных ею целей, реализацию ее интересов.
Ролевые конфликты
Фрейд, Адлер, Юнг и Фромм рассматривали конфликты личности «изнутри». Иной подход характерен для тех психологов, которые стали подходить к человеку «извне» – из сферы социальной жизни. Сама логика исследования подразумевала, что сперва постулировался факт человеческих взаимоотношений, а затем уже внимание фокусировалось на личности. Основополагающее значение имели работы американских ученых Дж. Мида и Ч. Кули – основателей того направления в психологии, которое называется интеракционизмом (от англ. interaction – взаимодействие).
Разработка проблем личности у интеракционистов тесно связано с изучением законов социальной психологии. Человек получает свою личную определенность через взаимодействие с другими в группе. Разные члены группы выполняют в групповом взаимодействии разные функции, которые именуются ролями (водитель, пешеход, покупатель, продавец, друг, соперник – это виды ролей). Согласие в групповом действии и обеспечено тем, что каждый действует с учетом ожиданий остальных. Разнообразнейшие виды групповых поощрений и наказаний подкрепляют поведение каждого, направленное на достижение эффективного общего результата.
Вполне логично, что личность выступает прежде всего как система ролей, которые исполняет человек в группах разной степени общности (гражданин – студент – игрок волейбольной команды – внук – друг). Каждая роль имеет свое содержание: шаблон действий, реакций на поступки других членов группы, конкретные навыки и умения.
Для каждого существуют наиболее важные роли, которые именуются эталонными. Через них человек реализует себя в первую очередь, с полной серьезностью и отдачей. А вокруг этих ролей располагаются остальные – и, прежде всего, по степени соответствия центральным, эталонным ролям. Кроме того, каждая роль подразумевает права и обязанности, то есть связана с вертикалью власти внутри группы (этот аспект называется статусом).
На социальные роли в обществе, безусловно, наложены ограничения в сочетаемости. Личностьже в определенных ситуациях может столкнуться с тем, что ее потребности приводят разыгрывание ролей к противоречию. Возникает ролевой конфликт – столкновение между несочетающимися ролями. Но если ролевой конфликт затрагивает зону эталонных ролей, ситуация становится трагичной.
Интеракционистами была разработана теория зеркального «Я». Реакции и установки окружающих, становясь внутренним содержанием личности, определяют ее самоопределение. Я-концепция – это система представлений о самом себе, относительно устойчивая, в большей или меньшей степени осознанная и переживаемая индивидом, на основе которой он строит свои отношения с другими людьми и относится к самому себе.
Я-концепция обусловлена социокультурными условиями, традициями, является результатом социального опыта взаимоотношений с другими индивидами, обществом в целом. Сознательное поведение является не столько проявлением того, каков человек на самом деле, сколько результатом представления человека о себе самом, сложившихся на основе последовательного обращения с ним окружающих.
Каждая Я-концепция определяется степенью интегрированности ее элементов – ролей. При чрезмерной интегрированности любое рассогласование поведения и личностных установок воспринимается личностью очень болезненно, а потому возникает опасность вытеснения в бессознательное любой неожиданной информации о себе. При «разболтанной» Я-концепции личность размягчает стержень своего поведения, становится рабом ситуаций.
Нормальный человек обладает достаточно гибкой Я-концепцией. В конкретных ситуациях активизируется тот или иной блок ролей, который может временно даже доминировать. Но при неблагоприятном стечении обстоятельств возможно образование нескольких конфигураций ролей, которые находятся в слабой согласованности, а иногда даже в конфликте, который не осознается из-за действия защитных механизмов. В кризисном же положении возможна смена Я-концепции.
В критических случаях жесткого обращения или большого несчастья иногда наблюдается деперсонализация. Так как большинство ролей взаимодополняемо, то неисполнение партнером своей роли затрагивает личную определенность всех участников совместного действия. Если человек узнает о предательстве друга, то начинает тревожиться, является ли он сам другом. Если юноша теряет в катастрофе родителей, то он лишается возможности активно выполнять роль сына. Иногда редукция или выделение роли столь невыносимы, что человек как бы теряет себя. Но у проблемы есть и светлая сторона. Коль скоро Я-концепция не приклеена к телу, возможно восстановление ролевого баланса. Смена ожиданий, направленных на человека, может изменить его поведение, сделав его более продуктивным. Изменение ролевого репертуара входит в терапию многих психических заболеваний и в сценарии тренингов, проводимых с людьми, которые испытывают внутренний разлад.
Уровень притязании
Разрабатывая проблемы «Я»-концепции, психологи открывали новые возможности для анализа человеческого поведения. Если «Я»-концепция – информационная модель, регулирующая поведение, то позволительно представить и другие модели, соотносимые с ней. Это самые разные модификации «Я» от реального к идеальному:
· «наличное» «Я» (каким я себя вижу сейчас);
· динамическое «Я» (каким я посильно стремлюсь стать);
· возможное «Я» (каким я могу, а может быть, и имею несчастье стать);
· идеализированное «Я» (каким приятно себя видеть);
· фантастическое «Я» (cверх возможного).
Чем идеальнее представление о «Я», чем менее оно реалистично, тем труднее его достигнуть. Но соотнесение улучшенного и реального «Я» задает вектор поведения для личности. Личность не просто реагирует на наличные потребности, но и выстраивает свое поведение с учетом возможного своего совершенствования, равно как и опасности стать хуже.
Такой подход получил реализацию в исследованиях школы К. Левина. Левин принадлежал к когорте гештальт-психологов (от нем. Gestalt – образ), которые исходили из того, что при восприятии человеком окружающих явлений в его психике сперва создаются целостные образы, а затем уже в рамках этих образов уточняются отдельные детали. Познание целого предшествует познанию его частей. Поэтому и «Я»-концепцию гештальтисты готовы были интерпретировать как целостный «Я»-образ (или целостную их совокупность). По аналогии с физической картиной Левин объяснял действия человека тем, что его психическая деятельность реализуется в поле взаимодействия внутренних тенденций, имеющих разную силу. Внешние и внутренние условия создают именно эту, а не другую конфигурацию сил (одно очень важно, другое – меньше, причем именно в данном состоянии поля). Возникшая «разность потенциалов» и определяет «траекторию» психического движения, обеспечивает разрешение существующего ситуационного конфликта.
Прост и убедителен эксперимент, который провел Ф.Хоппе – ученик К.Левина. Испытуемым предлагали набор карточек, на которых были поставлены различные цифры, и сообщали: номер карточки означает степень сложности задачи, написанной на обратной стороне. Испытуемый может брать любую карточку. При правильном ответе учитываются баллы, помеченные на карточке, при неудаче ставится нуль. После ответа на первое задание экспериментатор сообщает испытуемому, правильно или нет решена задача, и испытуемый сможет выбрать следующую карточку, подумать, сообщить результаты рассуждений экспериментатору, узнать его реакцию и т. д. Но можно будет по очереди взять лишь несколько карточек. Испытуемый находится в конфликтном положении: больше шансов решить легкую задачу, но за нее не получишь много баллов. Личность стоит на перепутье двух стратегий: стремления к успеху и избегания неудачи. Нормальным поведением считается такое: при правильном решении человек берет более сложную задачу, при неправильном – задачу попроще. Но оказалось, что есть немало людей, которые странно «последовательны» в своем выборе: одни и при успехе берут задачу полегче, другие и при неудаче выбирают более трудное задание.
Сложность выбранного задания Хоппе назвал уровнем притязания испытуемого. Если человек при неудачном решении брал задание легче, то это можно было объяснить изменениями в актуальном психическом поле. Но как объяснить упорство при сохранении стратегии вне зависимости от успешности–неуспешности? Была выдвинута идея о наличии реальной и идеальной целях. Личность ориентируется не только на решение непосредственной задачи (реальная цель), но и на утверждение себя в целом (идеальная цель). Если человек оценивает себя как неспособного к решению сложных задач, то и при успешном результате берет следующее задание проще: и здесь налицо заниженный уровень притязаний. Иная картина складывается у тех, кто внешне самоуверен, тогда даже при неудаче выбирается еще более сложный вариант.
Нормальное развитие личности связано с пониманием различия реальной и идеальной цели (так считал К. Левин). Правильная реакция на конкретные результаты своей деятельности помогает избегать ситуации, когда идеальная цель как бы отменяет реальную. Самонадеянная личность «обречена» на успех в том смысле, что любой реальный результат готова истолковывать в свою пользу. Любой свой успех она приписывает себе, а неуспех – обстоятельствам. Но шансы на объективный успех от этого только снижаются.
У. Джемсу принадлежит оригинальная формула человеческого самоуважения:
.
Допустим, два студента получили на экзамене по «четверке», но первый рассчитывал на «пятерку», а второй– на тройку. «Дробь» самоуважения у них будет различной: первый будет недоволен, а второй – в восторге.
Эффект уровня притязаний в свете теории «Я» дает этому объяснение. Уровень притязаний отражает внутриличностный конфликт между двумя тенденциями: стремлением к успеху и избеганием неудачи.
Конфликт между наличным и потребным в конкретном случае выступает как источник формирования у личности уровня притязаний. А тот в свою очередь связан с самооценкой личности, с «разностью потенциалов» между наличным «Я» и перспективным (возможным, идеализированным) «Я». Неспособность «Я» к самоусовершенствованию мучительна, поэтому в такой ситуации включается действие защитных механизмов. Но реальные успехи от этого не увеличиваются. Готовность личности к росту и облагораживанию «Я» с помощью подвижного уровня притязаний реализуется через деятельный и реалистический переход от одной самооценки к другой в соответствии с действительными успехами. Как гласит мудрость, желающий сделать ищет возможности, а нежелающий – объяснение.
Когнитивный диссонанс
В когнитивизме – одном из основных направлений психологии XX века – человек рассматривается прежде всего как существо сознательное (по англ. cognitive – познающий). Любые содержательные элементы сознания (темы, идеи, факты, образы и т. п.) именуются когнициями. Исходя из принципов когнитивистской психологии, Л.Фестингер, прошедший школу К.Левина, выдвинул теорию когнитивного диссонанса.
Когнитивный диссонанс – это несовпадение когниций, несогласованность сознательных структур. Когнитивный диссонанс выражает конфликт познавательных структур личности.
Проведя серию экспериментов, Фестингер и его сотрудники обнаружили поразительное явление: человек тверже придерживается принятого мнения, если наблюдается недостаток внешнего стимулирования.
Например, взрослый испытуемый выполняет нудную работу. По окончании его просят заменить опаздывающего ассистента, который должен был «приготовить» следующего испытуемого: рассказать ему, что работа в эксперименте будет очень интересной. За такую услугу псевдоассистенту дадут вознаграждение: одним испытуемым обещали один доллар, а другим – двадцать долларов. После своей речи в пользу эксперимента испытуемый заполнял опросник, где выражал свое отношение к эксперименту. Оказалось, получившие один доллар оценивали эксперимент как более интересный, чем те, кому дали двадцать долларов.
Объяснить такой эффект можно только тем, что получившие большое вознаграждение были в состоянии объяснить свою агитацию размерами оплаты. Малая же сумма была явно недостаточной, чтобы согласовать свое поведение с денежной компенсацией за неискренность. Чтобы восстановить равновесие психики и преодолеть когнитивный диссонанс, эти испытуемые изменяли свое отношение к эксперименту, повышая степень его интереса.
Люди испытывают когнитивный диссонанс, когда они одновременно удерживают в голове две мысли, которые психологически непоследовательны. Люди по возможности стараются избегать этого состояния, уменьшить возникшее противоречие.
Этот аспект теории когнитивного диссонанса имеет важное практическое значение. Объясняется, почему любое деспотическое влияние на личность успешнее, когда применяется не самая сильная угроза. Если человека заставить выполнять самое черное дело под страхом смерти, он не будет искать никаких иных причин своего поведения, кроме борьбы за свою жизнь. Если же некрасивый поступок избавляет человека всего лишь от неприятностей, то открывается возможность для переосмысления своих взглядов на добро и справедливость: «Да, я это совершил, но так ли уж это некрасиво?».
Но значительно привлекательнее светлая сторона теории когнитивного диссонанса, ибо она дает экспериментальное подтверждение духовной свободы человека. В педагогике особенно ощутимы методы и проблемного, и развивающего обучения. Если ученику давать разжеванные и полностью аргументированные знания, то он будет воспринимать себя складом бессмысленных званий. Проблемное же обучение восходит к методу Сократа. Он не снабжал собеседника всеми доказательствами, а пробуждал интеллектуальный аппетит. Все, что собеседник мог додумать сам, он и додумывал. Поэтому окончательный вывод принадлежал ученику, учитель же создавал лишь условия для его поиска.
В демократическом государстве иногда полезное решение вызревает слишком медленно. Казалось бы, легче стукнуть державным жезлом и огласить истину. Но социально прочными оказываются лишь нормы, свободно принятые большинством граждан. «Недостаточное обоснование» как отсутствие внешнего принуждения компенсируется внутренним обоснованием как результатом свободной активности личности.
Кризисы возраста
Интересна эпигенетическая (от греч. epi – после, поверх; genesis – происхождение, возникновение) теория жизненного цикла Э.Эриксона. Эриксон выдвинул постулат, что каждый возрастной этап имеет свою точку напряжения – кризис, порожденный конфликтом развития «Я»-личности. Человек сталкивается с проблемой соответствия внутренних и внешних условий существования. Когда у человека вызревают те или иные качества личности, он встречается с новыми задачами, которые ставит жизнь перед ним как человеком определенного возраста.
Суть замысла Эриксона состояла в том, чтобы показать, что на каждом возрастном этапе происходит либо благоприятное преодоление кризиса, либо неблагоприятное. В первом случае личность крепнет и овладевает средствами для решения новых жизненных задач. Во втором случае личность оказывается в следующей стадии, будучи отягощена неизжитыми проблемами прошлого.
Естественно, чем менее успешно пройдены предшествующие этапы, тем меньше шансов удачно справиться с предстоящим кризисом. Возрастает конфликтность личности, в переживание и изживание груза прошлого вовлекаются окружающие. Несчастный человек менее всего склонен оставить в покое более счастливых своих собратьев. Правда, Эриксон оптимистичен. Он верит, что можно изжить проблемы прошлых этапов, но нужно помнить: своевременное успешное преодоление возрастного кризиса всегда желательнее и ценнее. Опасно перекладывать на будущее то, что должно делать в настоящем.
Жизненный путь Эриксон разделил на восемь стадий, дав качественное описание каждой. Указаны два возможных выхода из каждого возрастного кризиса и названа сильная сторона личности, которая укрепляется в случае успешного разрешения возрастной проблемы (см. табл. 3.1).
Таблица 3.1
Стадии психосоциального развития (по Э.Эриксону)
Стадия | Возраст | Психосоциальный кризис | Сильная сторона |
0-1 год | доверие — недоверие | надежда | |
1-3 года | автономия — стыд, сомнение | сила воли | |
3-6 лет | инициативность — чувство вины | целенаправленность | |
6-12 лет | трудолюбие — чувство неполноценности | компетентность | |
12-19 лет | эго-идентичность — ролевое смешение | верность | |
20-25 лет | Интимность — изоляция | любовь | |
26-64 г | Продуктивность — застой | забота | |
65-смерть | эго-интеграция — отчаяние | мудрость |
1 стадия (до 1 года). При суровом или незаботливом отношении к себе ребенок начинает ощущать свою покинутость. Базальное недоверие формируется как реакция на необеспеченность своего бытия. Постоянно чего-то опасающийся, будущий человек слишком сосредоточится на себе и своем благе, которое можно уберечь только в отражении всевозможных покушений извне. При внимательном и сочувственном поведении взрослых, направленном на ребенка, он укрепляется в установке, что в целом мир благостен. Ребенок научается понимать, что достойно доверия, а что недостойно. Вырабатывается базальное доверие.
2 стадия (1-3 года). Суровое или попустительское отношение к ребенку со стороны взрослых препятствует овладению ребенком основными навыками (речь, умение сидеть за столом, одеваться и т. п.), в результате чего у него слабо вырабатывается автономия и самоконтроль. Чувство неуверенности преобразуется в неудобство за себя, в стыд. При положительном развитии личность начинает воспринимать себя как активным, независимым и контролирующим свои действия субъектом. Закладываются основы успешной деятельности в будущем.
3 стадия (3-6 лет). Ребенок все больше начинает играть, внося в стандартные действия элемент творчества, используя воображение в моделировании жизненных ситуаций. От родителей требуется поддержка, позволяющая расширить репертуар поведения (развитие владения словом, умения петь, рисовать, танцевать и пр.). При неблагоприятных условиях растет тревога по поводу своей ценности, стыд переходит в чувство вины, увеличивается пассивность.
4 стадия (6-12 лет). Ведущим типом деятельности становится учеба, которая осознается ребенком как серьезная подготовка к взрослой жизни. В благоприятном случае ребенок осваивает логическое мышление, самодисциплину, взаимодействие со сверстниками по определенным правилам. Формируется стремление к умственной деятельности и к успеху. При неблагоприятном развитии ребенок вырабатывает в себе чувство неполноценности, осознавая свою некомпетентность.
5 стадия (12-19 лет). Это пора полового созревания, обретения взрослого внешнего вида. Родители и учителя лишаются монополии на авторитетность. Активизируются отношения внутри группы сверстников, которые и задают критерии личностной оценки, переходящей в самооценку. Эриксон считал эту стадию одной из важнейших. Благодаря возросшим интеллектуальным способностям и активному взаимодействию со сверстниками начинает формироваться ясное представление о себе («внутренняя тождественность»). Таков благоприятный исход, при котором личность научается быть верной другим и положительно относится к себе. Неудачное развитие приводит к размытости представлений о себе, к несогласованности аспектов своей личности, к импульсивному и ситуативному поведению. Часто происходит выпадение из нормальной социальной сферы, юноши попадают в сообщества с отклоняющимся поведением – в компании уголовников, наркоманов, бродяг. Возрастает агрессивность поведения как форма компенсации внутреннего конфликта (переживания неполноценности, отторгнутости, ненужности).
6 стадия (20-25 лет). Это период получения полной социальной самостоятельности. Неподготовленный к ней прошлыми неудачами человек озабочен собой. Внутреннюю неустроенность он переплавляет в самоутверждение через демонстративность поведения, поверхностные контакты, использование других только как средство для своего удобства или наслаждения. У него нет сил и умения думать о других вне связи со своими интересами. Неблагоприятный исход – еще более полная изоляция. Счастливый выход – это овладение интимностью, способностью бескорыстно переживать благо другого и ощущать себя частью другого. Помимо профессиональной компетентности приходит и умение строить добрые и теплые отношения в малом кругу (в семье, с коллегами, с друзьями).
7 стадия (26-64 года). Благоприятное развитие личности выражается в том, что человек берет на себя полную ответственность за происходящее в большом мире, стремится сохранить все лучшее и способствует совершенствованию культуры и природы. Личность продуктивна и полна творчества. При неудачном развитии замкнувшаяся в себе личность начинает ощущать безнадежность и бессмысленность жизни. Силы тратятся на власть и потребление. Неспособность заботиться о других оборачивается ненасытной погоней за наслаждениями. Зачинателями самых серьезных конфликтов в мире, авторами разрушительных и человеконенавистнических идей являются неблагополучные личности именно данного возраста. Но в этом же возрасте самые влиятельные творческие люди держат на своих плечах груз ответственности за благо человечества.
8 стадия (после 65 лет). Неудачно прожитая жизнь завершается страхом смерти, непрестанными попытками изводить окружающих своими неудачами и несчастьями, сожалением об упущенных и несделанных делах, жадностью и склонностью к старческому слабоумию. Достойное завершение жизни подобно подъему на высокую вершину, с которой можно обозреть пройденный путь. Происходит интеграция мыслей и чувств на высоком уровне самосознания. Эриксон называет его Эго-интеграцией, синонимом мудрости.
Система Эриксона оказалась богатой и многоаспектной. Не случайно он использовал большинство методов анализа внутриличностного конфликта, которыми располагала культура психологического исследования. Это и защитные механизмы, и чувство неполноценности, и нетождественность «Я». Ценность теории Эриксона выражается и в том, что концептуальная схема в своих частях соприкасается с современными Эриксону научными построениями других школ психологии. Особенно велика близость идей Эриксона идеям так называемой гуманистической психологии (А. Маслоу, Р. Келли, Э. Фромм и др.).
Помимо сказанного, существуют возрастные периоды, которые можно непосредственно назвать «конфликтными». Склонность к конфликтному поведению является в такие периоды нормальной составляющей развития личности.
Это относится, например, к этапам детства, на которых происходит становление личности ребенка и достижение им определенной автономности от взрослых воспитателей. Как известно, от двух до трех лет возникает масса конфликтов с ребенком, проявляющим большое упрямство в попытках доказать, что он может «сам» справляться со многими жизненными задачами. Другой классически «трудный» возраст – подростковый, связанный с самоутверждением и самореализацией личности на новом витке ее жизненного пути. Осложненный радикальной физической перестройкой организма, которая сопровождается повышенной раздражительностью, дисморфофобией (комплексом внешней непривлекательности, уродства) и болезненно ранимым самолюбием, этот период может доставлять и самому подростку, и окружающим немало хлопот.
Существуют и другие критические возрастные периоды (примерно через каждые десять лет), характеризующиеся специфическими проблемами и потребностями, которые порождают конфликты.
Например, возраст около сорока лет, особенно для мужчин, является временем перестройки психической жизни с переориентацией на более эмоциональные критерии взаимоотношений и личностного благополучия. Этот кризис отражен в пословице: «Седина в бороду, бес в ребро». В самом деле, часто именно в указанном возрасте возникает масса проблем, связанных с уходом из семьи (часто временным), разочарованием в прежних личных отношениях и т.п.
Люди в возрасте около шестидесяти лет нередко порождают и переживают проблемные ситуации, связанные с блокированием их важнейшей потребности в передаче их жизненного опыта. Эта древнейшая потребность, игравшая ранее важную историческую роль в сохранении и развитии культуры, сейчас часто вступает в противоречие со стремительностью перемен в обществе, в силу которых опыт стариков во многом утрачивает свою значимость, не говоря уже о богатейших возможностях получения более обширного опыта из других источников.