В сфере профессиональной деятельности
Структурные компоненты Затруднений | Процентное соотношение |
1. Рефлексивный компонент | 21% |
2. Операциональный компонент: | |
а) моделирование ситуаций | 19% |
б) организация (реализация) | 5% |
в) самоконтроль | 22% |
3. Коммуникативный компонент | 33% |
Таким образом, из данных таблицы 2 следует, что наибольшие затруднения инвалиды имеют в коммуникативном процессе, в самоконтроле, в рефлексии и в моделировании ситуаций. Исходя из этого, и была составлена программа психологического сопровождения адаптации, которая включала в себя следующие блоки:
Первый блок – беседы психолога. |
Второй блок – самовоспитание и саморазвитие коммуникативных и рефлективных навыков. |
Третий блок – аутотренинг и саморегуляция. |
Четвертый блок – задание на развитие саморефлексии. |
Пятый блок – психологическое консультирование. |
Шестой блок – участие в социально-психологическом тренинге. |
Примечание: в контрольной группе молодых инвалидов формирующий эксперимент не проводился.
Опишем указанные блоки более подробно.
Первый блок (групповая работа):
Беседы психолога на тему: 1. «Как вести себя в новом коллективе». 2. «Вербальное и невербальное общение». 3. «Преодоление конфликтных ситуаций». 4. «Коммуникативная толерантность». |
Необходимо подчеркнуть, что все молодые инвалиды, принявшие участие в формирующем эксперименте, бесед не пропускали, некоторые из них сделали для себя краткие реферативные записи.
Второй блок (индивидуальные задания):
Задания для молодых инвалидов – членов экспериментальной группы, направленные на формирование коммуникативных и рефлективных навыков: 1. Чаще беседовать с окружающими. 2. Наблюдать за особенностями поведения коллег, за спецификой межличностного общения, отслеживать особенности сложившихся отношений в системе «руководство ↔ персонал». 3. Оценивать деятельность свою и своих коллег. 4. Составить психологическую характеристику на одного из своих коллег и группу коллег. |
Обратим внимание на то, что все молодые инвалиды, принявшие участие в реализации программы, задания выполнили примерно на 85%, но каждый из них составил психологическую характеристику на коллегу и группу коллег. Эти характеристики мы не приводим в дипломной работе по просьбе испытуемых.
Третий блок (индивидуальные задания):
Задания для молодых инвалидов – членов экспериментальной группы на аутотренинг саморегуляции: 1. Очень важным является прием индивидуально значимого самоубеждения типа «Я самый опытный», «Я все могу», «Я могу работать с самым «трудным» клиентом» и т.п. Эти самоубеждения надо обязательно тренировать, постоянно используя их как стимул в преодолении трудных ситуаций, возникающих в каждодневной профессиональной практике. 2. Использование самоприказов. Молодой сотрудник организации может хорошо управлять собой с помощью внутренних самоприказов типа: «Надо!», «Смелее!», «Терпи!», «Работай!» и т.п. Важно систематически тренировать преодоление себя с таким дополнительным самоприказом. В конечном итоге должна выработаться своего рода органическая связь между внутренней речью и действием. Самоприказ при этом обретает дополнительную силу, становится своего рода пусковым стимулом. Следует отметить, что очень удобно объединять самоприказы с формулами самоубеждения. Например: «Я ничего не боюсь! Вперед!» или «Я справлюсь с этой работой! Смелее!» и т.п. 3. Использование образов. Лицам с художественным типом мышления помогает прием, основанный на «игре в кого-нибудь». Например, сотрудник банка, работающий с очень требовательными клиентами, которые любят и умеют создавать так называемые «трудные» ситуации, может представить себя в образе литературного или киногероя. Умение мысленно представить себе образ для подражания, войти в нужную роль помогает обрести свой стиль поведения и не только регулировать свое состояние, но и, если нужно, оказывать психологическое давление на клиента. 4. Целенаправленное представление ситуаций. Умению настроиться или снять нервное напряжение помогает использование воображения. У каждого человека есть в памяти ситуации, в которых он испытывал покой, умиротворение, расслабление. У одних – это пляж, приятное ощущение отдыха на теплом песке после купания, у других – горы, чистый свежий воздух, голубое небо, снежные вершины. Таких ситуаций может быть очень много, но выбрать надо самую значимую, способную вызвать нужные эмоциональные переживания. При настройке на выполнение какого-либо профессионального действия для преодоления негативного психического состояния молодому сотруднику банка рекомендуется вспомнить эмоциональные сцены, ситуации, связанные, например, с успешным проведением переговоров, профессиональным достижением и т.п. 5. Способы отвлечения. Могут быть состояния, когда к активным методам саморегуляции и аутотренинга прибегать трудно. Нередко это бывает связано с выраженным утомлением, чувством опустошения, отчаяния. В таких случаях снять груз психического напряжения можно с помощью различных средств отвлечения. Это может быть книга, которую перечитываешь по многу раз, не теряя к ней интереса, может быть музыка, полюбившийся фильм и т.д. 6. Сознательное управление мышечным тонусом. Мышечный тонус – один из показателей эмоционального состояния. Как правило, нерациональное нервно-психическое напряжение сочетается с ненужным напряжением мускулатуры, а это, в свою очередь, еще больше увеличивает нервную нагрузку. Большое значение при этом имеет умение произвольно управлять мышечным тонусом, например, лица. Стоит нахмуриться, принять грустное выражение лица, как станет действительно грустно. И наоборот, улыбка способна сделать чудо. Умение улыбнуться даже в тяжелой ситуации, убрать ненужную скованность, психическую напряженность, мышечную зажатость повышает способность молодого сотрудника к лучшей реализации своих возможностей. 7. Дыхание как средство аутотренинга и саморегуляции. Дыхание занимает важное место в системе эмоционально-волевой саморегуляции. Умение правильно дышать является основой успеха в овладении методами аутотренинга и саморегуляции. Простейшие дыхательные приемы могут успешно использоваться молодыми сотрудниками банка в ситуациях, когда необходимо быстро взять себя в руки, успокоиться или, наоборот, поднять свой тонус. Важное значение для регуляции психического состояния имеет ритм дыхания. Успокаивающий ритм заключается в том, что каждый выдох делается вдвое длиннее вдоха. Хорошо показывает себя такой прием, как дыхание на счет. Этот прием заключается в том, что необходимо дышать на счет. В ситуации, когда необходимо успокоиться: на счет 1,2,3,4 делается вдох, потом на счет 1,2,3,4 – выдох, затем на счет 1,2,3,4,5 делается вдох и на счет 1,2,3,4,5 – выдох и так вдох и выдох удлиняются до 12. Происходит искусственная задержка дыхания, что непроизвольно приводит к определенному снятию эмоционального напряжения. Наоборот, в ситуации, когда необходимо поднять свой тонус, активизироваться, поступают обратным образом. Начинают делать вдохи и выдохи с 12 и постепенно укорачивают их до 4. Дыхание учащается, напряжение возрастает. Другой прием – задержка дыхания. В ряде случаев для того, чтобы снять острое нервное напряжение и преодолеть негативное психическое состояние, можно сделать глубокий вдох и задержать дыхание на 20 – 30 сек. Следующий за этим выдох и последующий повторный глубокий компенсаторный вдох будут способствовать стабилизации состояния. * * * Каждый из предложенных простейших методов аутотренинга и саморегуляции, естественно, может быть углублен и расширен. Поэтому сначала необходимо выбрать те из них, которые лучше отвечают характеру и темпераменту, кажутся наиболее удобными для систематического применения. Критерием отбора должны быть собственные индивидуальные особенности. Кроме того, необходимо учитывать, что методы аутотренинга и саморегуляции могут различаться по направленности. В одном случае они помогут снять нервное напряжение, расслабиться, восстановить работоспособность, в другом – будут способствовать мобилизации, вхождению в особое психическое состояние, наиболее адекватное психолого-педагогическим условиям, профилактике преодолению негативных психических состояний инвалида. |
Мы не могли проконтролировать выполнение этих заданий. Члены экспериментальной группы работали над заданиями самостоятельно, каждый в силу своих возможностей.
Четвертый блок (индивидуальные задания):
Задания для молодых инвалидов – членов экспериментальной группы на развитие саморефлексии: Напишите самоотчет-рассуждение о профессиональной деятельности, ориентируясь на следующие положения: 1. Анализируя все факты взаимодействия с клиентами, коллегами, администрацией, попытайтесь понять: а) какие особенности вашей личности проявились в процессе взаимодействия; б) как воспринимают, относятся к вам и понимают вас партнеры по взаимодействию. 2. Анализируя наиболее удачные, успешные, на ваш взгляд, моменты вашего взаимодействия с клиентами, коллегами, администрацией, постарайтесь осмыслить: а) какие качества и особенности вашей личности способствуют успеху; б) что вызывает к вам симпатию партнеров по взаимодействию, как осуществлялся процесс взаимопонимания. 3. Попытайтесь проанализировать свои неудачи и промахи, случаи взаимонепонимания, нарушения взаимоотношений с клиентами, коллегами, администрацией для того, чтобы определить: а) какие особенности вашей личности вызвали или усугубили неудачу; б) что думали о Вас и Вашем поведении партнеры по взаимодействию в этих случаях. 4. Попробуйте проследить, какое отношение у вас вызывает различное поведение и деятельность клиентов, коллег, администрации, попытайтесь понять, как в этом проявляются особенности вашей личности. 5. Опишите свое отношение к Вашей профессии и сделайте выводы о своей профессиональной пригодности: а) анализируйте все случаи проявления тех ваших качеств, которые соответствуют вашему представлению об идеальном сотруднике или, наоборот, совершенно противоречат ему; б) постарайтесь понять, как оценивают ваши профессиональные способности клиенты, коллеги, администрация. |
Все молодые инвалиды, принявшие участие в формирующем эксперименте, выполнили предложенное им задание. Эти записи мы также не приводим в курсовой работе по просьбе испытуемых.
Пятый блок (индивидуальная работа):
Психологическое консультирование по следующим проблемам: 1. Принятие и реализация решений по личным делам. 2. Принятие и реализация решений по служебным делам. 3. Наличие антипатий в общении. 4. Невозможность эффективного делового взаимодействия. 5. Неспособность быть лидером. 6. Неспособность подчиняться другим. 7. Неудачи в конкуренции с другими людьми. 8. Неудачи в управлении эмоциями в деловой жизни. 9. Проблемы коммуникативных способностей. |
Мы обобщили проблемы, по которым проводилось психологическое консультирование молодых инвалидов. Ход психологических консультаций мы не описываем, так как их основное условие – конфиденциальность.
Шестой блок (групповая работа, социально-психологический тренинг):
Количество участников тренинговой группы – 20 человек.
Занятия проводились один раз в неделю, их продолжительность – 2 часа. Программа тренинга была рассчитана на 6 занятий.
И тренер, и тренируемые во время проведения тренингов называли друг друга только по имени и на «ты».
Каждое упражнение заканчивалось рефлексией (анализом).
социально-психологический тренинг, направленный на социально-психологическую адаптацию молодых инвалидов
Занятие Первое
УПРАЖНЕНИЕ 1. «Взаимные презентации» Продолжительность – 50 мин. Цель: формальное открытие тренинга, сплочение группы, самопрезентации участников, развитие навыка внимательно слушать собеседника, развитие навыка распределения времени, получение участниками обратной связи. Инструкция: «Сейчас мы разобьемся на пары. Мы с вами будем действовать по алгоритму. Первый этап работы заключается в том, что каждый самостоятельно рисует образ, отвечая на вопрос «Я и моя профессия». На выполнение первого этапа у вас 5 минут. Второй этап: вы рассказываете своему партнеру о себе как можно подробнее. Третьим этапом работы будет представление группе своего партнера. Поэтому постарайтесь получить как можно больше разносторонней информации о своем партнере. Хотелось бы, чтобы вы отразили в самопрезентации следующие самые важные вопросы: - как я вижу свою профессию; - что я ценю в самом себе; - предмет моей гордости; - что я умею делать лучше всего. На выполнение второго этапа у вас 5 минут» После этого организуется работа в парах. Комментарий 1: Тренер может сам разбить группу на пары, например, разбиение «через одного», (человек, сидящий слева от тренера, образует пару с человеком, находящимся через одного от него и т.д.) или люди сидящие друг напротив друга образуют пару. Тренер может позволить группе самостоятельно разбиться на пары. Это так называемый «молчаливый выбор» (все встают со своих мест, молча ходят по комнате и выбирают себе партнера.) и т.п. Спустя десять минут тренер дает дополнительную инструкцию: «Презентации будут происходить следующим образом: один из членов пары сидит на стуле, второй встает за его спиной, положив первому руки на плечи. Стоящий будет говорить от лица сидящего, называя себя именем своего партнера. Его задача – попытаться войти в роль своего партнера на время презентации, стать им, думать, рассуждать, чувствовать, переживать так, как кажется стоящему, вел и отвечал бы его партнер. В течение одной минуты – строго одной минуты, не больше и не меньше! – стоящий говорит, играя роль сидящего. Сидящий же все это время молчит и, как все остальные, слушает. Ровно через минуту я прерву монолог; если кто-то закончит раньше, мы будем молчать, пока не истечет отведенная на выступление минута. Таким образом, наша задача – построить свою презентацию так, чтобы она длилась ровно шестьдесят секунд. После этого любой член группы – и я в том числе – имеет право задать выступающему любые вопросы, на которые тот должен отвечать также от лица сидящего. Понятно, что вы можете и не знать истинного ответа на заданный вопрос, поэтому вам нужно понять, почувствовать, как ответил бы ваш партнер. Кстати, тот, кого презентуют, не может вмешиваться, и вынужден будет молчать». Комментарий 2. Вопросы, которые задают участники группы и тренер выступающему, начинаются с обращения к нему по игровому имени человека, которого он презентует, и могут касаться самых разных тем, например: - какие качества ты наиболее ценишь в людях? - что ты считаешь самым отвратительным? - есть ли человек, который оказал сильное влияние на твою жизнь? Кто он? - чего бы тебе хотелось добиться в жизни? И т.п. Упражнение завершается обсуждением чувств и мыслей участников. При этом важно уделить внимание трем аспектам: - способности учитывать время при презентации, - способности верно и сжато передать полученную информацию от партнера, - способности «вчувствоваться» в другого человека настолько, чтобы домыслить недостающую информацию. Комментарий 3. Вопросы: Оцени успешность твоей презентации своего партнера. Что ты чувствовал, когда твой партнер не сумел уложиться в отведенное время (замолчал раньше, чем закончилась минута)? Удалось ли партнеру верно изложить сведения о тебе? Получилось ли у твоего партнера стать твоим двойником? Правильно ли он угадал ответы, которые давал от твоего имени? Тяжело ли было говорить от имени другого? Заключительный этап – рефлексия (анализ). УПРАЖНЕНИЕ 2. «Счет». Продолжительность – 30 мин. Цель: развитие навыка управления эмоциями. Инструкция: «Все садимся, наклоняя голову вниз, и по моей команде одновременно вслух начинаем счет с любой цифры от 1 до 12. Если кто-то из вас начнет счет с одинаковой цифры, мы прерываем упражнение и по моей команде начинаем счет сначала». Комментарий: как правило, после неудачной попытки начать счет одновременно с разных цифр эмоциональное напряжение в тренинговой группе достигает своего пика. Тогда тренер дает дополнительную инструкцию: «1. Сполосните руки холодной водой. Следите за своим дыханием. Если вы хотите остаться хладнокровным и эмоционально не зацепленным, то длительность вашего выдоха должна быть больше, чем длительность вдоха. Дыхательный цикл состоит из 4 фаз: вдох – пауза – выдох – пауза. Есть успокаивающий тип дыхания, в нем следующее состояние фаз (для счета используют удары пульса или счет 1 – 2 в сек.): вдох (2)1, задержка (0), выдох (5)6, задержка после выдоха (4). 2. Примерно такое дыхание у человека устанавливается перед сном. Его необходимо научиться вызывать для расслабления. Дыхание с продолжительным вдохом ведет к активизации организма, а с более продолжительным выдохом, наоборот, вызывает успокоение. 3. Обратите внимание на окружающие вас предметы, назовите их мысленно на выдохе. Тогда вам будет легче говорить, донести содержание своих мыслей в максимально корректной форме. 4. Людям с «горячим» темпераментом (холерики) рекомендую досчитать до 100, прежде чем начать что-либо делать, говорить, возражать». Заключительный этап – рефлексия (анализ). УПРАЖНЕНИЕ 3. «Уверенные интонации». Продолжительность – 30 мин. Цель: выработка у навыков ведения дискуссии, уверенных интонаций в общении. Ход упражнения: Вызываются два добровольца. Тренер с помощью наводящих вопросов выясняет спорную для участников тему, так, чтобы они придерживались противоположной точки зрения (например, я не люблю рэп – а я его горячий поклонник; не могу уважать человека, который много ест – а я любитель вкусно покушать и т.п.). После того, как спорная тема выяснена, тренер объявляет «публичные дебаты», продолжительность которых – 3 мин. За это время каждый из спорщиков должен попытаться склонить на свою точку зрения оппонента. По окончании отведенного времени остальные члены тренинговой группы должны голосованием выявить, у кого из участников в голосе присутствовали наиболее уверенные интонации. В случае, если голоса разделились – тренер говорит свое решающее слово. В случае, если в процессе дебатов один из оппонентов сдался, то другой автоматически побеждает. Победитель дебатов сразу же встречается со следующим добровольцем. И так до тех пор, пока все участники не пройдут через дебаты. При обсуждении стоит выписать те критерии, на которые участники опирались при определении, у кого из спорящих наиболее уверенные интонации. Заключительный этап – рефлексия (анализ). УПРАЖНЕНИЕ 4. «Последняя встреча». Продолжительность – 10 мин. Цель: совершенствование коммуникативной культуры, выявление обратной связи первого занятия, подведение итогов. Инструкция: «Занятие уже закончилось, и мы расстаемся. Но все ли мы успели сказать друг другу? Может быть, мы забыли поделиться с группой своими переживаниями? Или есть человек, мнение которого о себе мы хотели бы узнать? Или вы хотите поблагодарить кого-либо? Или вы хотите воспроизвести вслух то, что больше всего вам запомнилось на этом занятии? Сделайте это «здесь и сейчас». |
Занятие второе
УПРАЖНЕНИЕ 1. «Тренировка эмоциональной устойчивости». Продолжительность – 30 мин. Цель: тренировка эмоциональной устойчивости. Ход упражнения: Участники разбиваются по парам и садятся лицом друг к другу, как можно ближе. Упражнение выполняется в три этапа: 1-й этап. Члены тренинговой группы закрывают глаза. Им дается ограничение: запрещаются любые движения телом и даже лицом. Инструкция: «Настройся на тишину и покой в твоей душе и в твоем теле». 2-й этап. После того, как эмоциональная устойчивость на предыдущем этапе сформировалась, задание усложняется. Инструкция: «Теперь вы будете неподвижно сидеть, но с открытыми глазами. При этом вы смотрите в глаза своего партнера и стараетесь сохранять свое спокойствие». 3-й этап. После этих подготовительных упражнений в каждой паре один из участников выбирает себе роль тренера. Задача тренера – рассмешить или как-то еще поколебать эмоциональное равновесие. Если ему это удается, он замолкает и ждет, пока партнер не восстановит утраченное равновесие. Затем упражнение продолжается, при этом важно, чтобы тренер снова повторил то, что вывело его партнера из равновесия. Многократное повторение формирует устойчивость к этому раздражителю. Затем участники меняются ролями, и так – несколько раз. Заключительный этап – рефлексия (анализ). УПРАЖНЕНИЕ 2. Ролевая игра «Cглаживание конфликтов». Продолжительность – 1 час 20 мин. Цель: отработка умений и навыков сглаживания конфликтов. Ход игры: Тренер рассказывает о важности такого умения как умение быстро и эффективно сглаживать конфликты; объявляет о том, что сейчас опытным путем стоит попытаться выяснить основные методы урегулирования конфликтов. Участники разбиваются на тройки. В последнюю тройку входит тренер. На протяжении 5 минут каждая тройка придумывает сценарий, по которому двое участников представляют конфликтующие стороны (например, ссорящихся супругов), а третий – играет миротворца, арбитра (главная роль). На обсуждение ведущий выносит следующие вопросы: - Какие методы сглаживания конфликтов были продемонстрированы? - Какие, на ваш взгляд, интересные находки использовали участники во время игры? - Как стоило повести себя тем участникам, кому не удалось сгладить конфликт? Заключительный этап – рефлексия (анализ). УПРАЖНЕНИЕ 3. «Последняя встреча». Продолжительность – 10 мин. |
Главным же итогом нашего эксперимента стало то, что все 20 молодых инвалидов, участвовавших в программе социально-психологического сопровождения, трудоустроились:
- 6 человек работают в муниципальных учреждениях;
- 9 человек устроились к работодателям-бизнесменам;
- 5 человек ушли в самозанятость (кройка и шитьё, ремонт обуви, торговля).
Выводы
Результаты проведенного нами эмпирического исследования показали следующее:
1. До реализации разработанной нами программы психологического сопровождения в обеих группах испытуемых преобладало количество молодых инвалидов с высоким уровнем эмоциональной лабильности (55% – в экспериментальной, 45% – в контрольной группе). Число молодых инвалидов с умеренным уровнем исследуемой личностной характеристики в обеих группах составило соответственно 25% и 30%, а число испытуемых с низким уровнем по исследуемому параметру показали только 20% в экспериментальной и 25% – в контрольной группе.
После проведения формирующего эксперимента в группе молодых инвалидов, участвовавших в эксперименте, основная часть испытуемых (50%) обладает низким уровнем эмоциональной лабильности, а количество молодых инвалидов с высоким уровнем по исследуемому параметру составляет лишь 10% от общего количества испытуемых. К сожалению, в группе, где формирующий эксперимент не проводился, результаты тестирования показали, что 60% испытуемых имеет высокую эмоциональную лабильность и только 20% молодых инвалидов обладают низким уровнем по исследуемому параметру.
2. До реализации программы психологического сопровождения в двух группах молодых инвалидов большинство испытуемых (55% – в экспериментальной и 45% – в контрольной группе) обладали низким уровнем социально-психологической адаптации. Показатель высокого уровня исследуемой личностной характеристики на констатирующем этапе в обеих группах был таков: 15% – в экспериментальной и 25% – в контрольной группе испытуемых.
По окончании программы психологического сопровождения в экспериментальной группе количество испытуемых с высоким уровнем социальной адаптации достигло 60% от общего числа испытуемых, а количество молодых инвалидов с низким уровнем по данному параметру сократилось до 5%. В контрольной группе молодых инвалидов, не участвовавших в формирующем эксперименте, показатели изменились не в лучшую сторону: здесь на 10% увеличилось число молодых инвалидов с низким уровнем социально-психологической адаптации. Число испытуемых с высоким уровнем исследуемой нами личностной характеристики в контрольной группе снизилось на 5%.
3. Все 20 молодых инвалидов, участвовавших в программе социально-психологического сопровождения, трудоустроились
4.Следовательно, полностью подтвердилась выдвинутая нами гипотеза: психологическое сопровождение процесса социально-психологической адаптации молодым инвалидам, потерявших работу, в условиях социального учреждения может быть эффективным, если проводится целенаправленная коррекция таких личностных качеств, как социально-психологическая адаптивность и эмоциональная лабильность.
Заключение
В ходе подготовки и написания представленной квалификационной работы:
- выполнен анализ научной литературы по проблеме исследования;
- проведено эмпирическое исследование личностных характеристик молодых инвалидов организации, потерявших работу, указывающих на уровень их социально-психологической адаптации.
- разработана и апробирована программа социально-психологического сопровождения молодых инвалидов, потерявших работу.
- выполнен анализ полученных результатов.
Реализация поставленных задач позволила нам достигнуть цели исследования – посредством подобранной серии методик проведено исследование эффективности влияния бесед психолога, самовоспитания и саморазвития коммуникативных и рефлективных навыков, аутотренинга и саморегуляции, саморефлексии, психологического консультирования, социально-психологического тренинга на социально-психологическую адаптацию молодых инвалидов, потерявших работу.
Гипотезаисследования подтверждена: психологическое сопровождение процесса социально-психологической адаптации молодых инвалидов, потерявших работу, в условиях социального учреждения может быть эффективным, если проводится целенаправленная коррекция таких личностных качеств, как социально-психологическая адаптивность и эмоциональная лабильность.
Применение полученных результатов эмпирического исследования, проведенного в ходе выполнения дипломной работы, заключено в возможности их использования при разработке методических рекомендаций для психологов Центров социального обслуживания и Центров занятости населения. Данные рекомендации могут быть направлены на повышение уровня социально-психологической адаптации молодых инвалидов, потерявших работу, их доброжелательности и стремления к людям, а также профессиональной мотивации с учетом их психологических особенностей.
Результаты исследования могут быть использованы также в психологическом консультировании, в различных видах психологической работы с молодыми инвалидами для профилактики социальной дезадаптации и ситуативной тревожности.
Список литературы
1. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. – СПб.: Питер, 20011. - 240 с.
2. Айзенк Г.Ю., Вильсон Г. Как измерить личность. – М.: Когито-Центр, 2000. - 284 с.
3. Александрова Л.А. К концепции жизнестойкости в психологии. // Сибирская психология сегодня: Сб. научн. трудов. Вып. 2. / Под ред. М.М. Горбатовой, А.В. Серого, М.С. Яницкого. – Кемерово, 2004. – С. 82 – 90.
4. Балл Г.А. Понятие адаптации и его значение для психологии личности. // Вопросы психологии. – 1989. – № 1. – С. 17 – 24.
5. Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. – СПб.: Питер, 2008. - 272 с.
6. Березин Ф.Б. Эмоциональный стресс. // MateriaMedica. – 1996. – № 1. – С. 5 – 25.
7. Большая Советская Энциклопедия. – М.: Энциклопедия, 1981, т.1.
8. Бурлачук Л.Ф., Михайлова Н.Б. К психологической теории ситуации. // Психологический журнал. – 2002. – Т. 23. – № 1. – С. 5 – 17.
9. Волков В.Н. Онтология личности. – Иваново: Иван. гос. ун-т, 2001. - 485 с.
10. Гартманн Г. Эго-психология и проблема адаптации. – Смоленск: Русич, 2008. - 160 с.
11. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А., Кандыбович С.Л. Психология высшей школы. – Харьков: Харвест, 2006. - 416 с.
12. Кирпичников В.С. Адаптация как фактор формирования личности. – Владикавказский институт управления, 2014. - 136 с.
13. Кон И.С. Социология личности. – Смоленск: Русич, 2008. - 383 с.
14. Краснова О.В. Психология инвалидности. – М.: МПСИ, 2011. - 352 с.
15. Кузнецов П.С. Адаптация как функция развития личности. – Саратов: Волгарь, 2011. - 216 с.
16. Куликов Л.В. Доминирующее настроение при различных акцентуациях личности. // Журнал практического психолога. – 1999. – № 7 – 8.
17. Левин К. Конструктивное представление ситуации. // Психология социальных ситуаций. Хрестоматия. / Сост. Н.В. Гришина. – СПб. : Питер, 2001. – С. 34 – 37.
18. Ливехуд Б. Кризисы жизни – шансы жизни. – Екатеринбург: Духовное познание, 2014. - 224 с.
19. Магнуссон Д. Требуется: психология ситуаций. // Психология социальных ситуаций. Хрестоматия. / Сост. Н.В. Гришина. – СПб.: Питер, 2001. – С. 153 – 159.
20. Маклаков А.Г. Личностный адаптационный потенциал: его мобилизация и прогнозирование в экстремальных условиях. // Психологический журнал. – 2001. – Т.22. – № 1. – С. 16 – 24.
21. Милославова И.А. Адаптация как социально-психологическое явление. // Социальная психология и философия. – Вьш.2. – Л.: Знание, 1973. – С. 111 – 120.
22. Наенко Н.И. Психическая напряженность. – М.: МГУ, 2006. - 112 с.
23. Налчаджян А.А. Социально-психическая адаптация личности (формы, механизмы и стратегии). – Ереван, 1998 [Электронный ресурс]. // URL: http://ethnopsyhology.narod.ru/libr/N/nalchajan/nalchjan-adapt.htm.
24. Нартова-Бочавер С.К. «Coping-behavior» в системе понятий психологии лич-ности. // Психол. Журнал – 1997. – Т. 18. – № 5. – С. 20 – 30.
25. Немов Р.С. Основы психологического консультирования: Учеб. для студ. Педвузов. – М.: Владос, 2009. - 528 с.
26. Петровская Л.А. Компетентность в общении. – М.: Владос, 2006. - 216 с.
27. Петровский В.А. Психология неадаптивной активности. – М.: Академический проект, 2012. - 224 с.
28. Понятие инвалидности [Электронный ресурс]. // URL: http://www.newhouse.ru/medicine/illnesses/invalid/define.html
29. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. // Ред. и сост. Д.Я. Райгородский. – Саратов: Бахрах-М, 2011. - 672 с.
30. Прикладная социальная психология. // Под ред. А.Н. Сухова и А.А. Деркача. – М.– Воронеж: Подъем, 2003. - 530 с.
31. Психологический словарь. // Под ред. В.В. Давыдова, А.Р. Лурия. – Воронеж: Подъём, 2013. - 448 с.
32. Психология социальных ситуаций. Хрестоматия. // Сост. Н.В. Гришина. – СПб.: Питер, 2001. - 416 с.
33. Розанова В.А. Психология управления. – М.: Академия, 2012. - 384 с.
34. Ромм М.В. Социальная адаптация личности как объект философского анализа. – Томск: Изд-во Томского Гос. ун-та, 2004. - 287 с.
35. Рудестам К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы - теория и практика. – М.: Универс, 2010. - 368 с.
36. Селье Г. Очерки об общем адаптационном синдроме. – Смоленск: Русич, 2003. - 254 с.
37. Сиротин О.А. Экспериментальные исследования психофизиологической природы эмоциональной устойчивости. – Казань.: Изд-во Казанского Гос. ун-та, 2012. - 210 с.
38. Ситников А.П. Акмеологический тренинг: Теория. Методика. Психотехнологии. – М.: ВЛАДОС, 2005. - 428 с.
39. Современный словарь иностранных слов. – М.: Дуэт, 2003. - 752 с.
40. Социальная идентификация личности. // Под ред. А.Н. Петровского: В 2-х кн. – М., 1994. - 280 с.
41. Степанов С.С. Психологические тесты. – М.: ВЛАДОС, 2004. - 320 с.
42. Судаков К.В. Доминирующая мотивация и ее место в центральной архитектуре функциональной системы. // Принципы системной организации функций. – Новосибирск: Сибирь, 2003. – С. 123 – 139.
43. Сумбатова Р.М. Адаптация сотрудников в организации. – Краснодар: Из-во Краснодарского Гос. ун-та, 2009. - 202 с.
44. Тышкова М. Исследование устойчивости личности в трудных ситуациях. // Вопросы психологии. – 1987. – № 1. – С. 27 – 34.
45. Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных». [Электронный ресурс]. // КонсультпнтПлюс, версия Проф, 2015 г.
46. Филлипс Л.Дж., Йоргенсен М.В. Дискурс-анализ. Теория и метод. – Харьков: Азбука, 2008. - 352 с.
47. Хесле В. Кризис индивидуальной и коллективной идентичности. // Вопросы философии. – 1994. – №10. – С. 112 – 123.
48. Шарыпов В.Н. Взаимное консультирование инвалидов. – Барнаул: Гранит, 2005. - 54 с.
49. Шарыпов В.Н. Инвалиды: к независимой жизни. – Барнаул: Гранит, 2010. - 112 с.
50. Шибутани Т. Социальная психология. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. - 544 с.
51. Шилко Р.С. Методологические основания различения естественных и ис-кусственных классификаций в психологии. // Материалы 13-й Международ-ной научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов», том 2. – М.: МГУ, 2006. – С. 229 – 231.
52. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. – СПб.: Питер, 2006. - 344 с.
53. Юнг К.Г. О становлении личности [Электронный ресурс]. // URL: http://www.psyinst.ru/library.php?part=article&id=42.
приложение
Многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» (МЛО – АМ) А.Г.Маклакова и С.В.Чермянина
1. Бывает, что я сержусь.
2. Обычно по утрам я просыпаюсь свежим и отдохнувшим.
3. Сейчас я примерно так же работоспособен, как и всегда.
4. Судьба определенно несправедлива ко мне.
5. Запоры у меня бывают очень редко.
6. Временами мне очень хотелось покинуть свой дом.
7. Временами у меня бывают приступы смеха или плача, с которыми я никак не могу справиться.
8. Мне кажется, что меня никто не понимает.
9. Считаю, что если кто-то причинил мне зло, то я должен ответить ему тем же.
10. Иногда мне в голову приходят такие нехорошие мысли, что лучше о них никому не рассказывать.
11. Мне бывает трудно сосредоточиться на какой-либо задаче или работе.
12. У меня бывают часто странные и необычные переживания.
13. У меня отсутствовали неприятности из-за моего поведения.
14. В детстве я одно время совершал мелкие кражи.
15. Бывает, что у меня появляется желание ломать или крушить все вокруг.
16. Бывало, что я целыми днями или даже неделями ничего не мог делать, потому что никак не мог заставить себя взяться за работу.
17. Сон у меня прерывистый и беспокойный.
18. Моя семья относится с неодобрением к той работе которую я выбрал.
19. Бывали случаи, что я не сдерживал обещаний.
20. Голова у меня болит часто.
21. Раз в неделю или чаще я без всякой видимой причины внезапно ощущаю жар во всем теле.
22. Было бы хорошо, если бы почти все законы отменили.
23. Состояние моего здоровья почти такое же, как у большинства моих знакомых (не хуже).
24. Встречая на улице своих знакомых или школьных друзей, с которыми я давно не виделся, я предпочитаю проходить мимо, если они со мной не заговаривают первыми.
25. Большинству людей, которые меня знают, я нравлюсь.
26. Я человек общительный.
27. Иногда я так настаиваю на своем, что люди теряют терпение.
28. Большую часть времени настроение у меня подавленное.
29. Теперь мне трудно надеяться на то, что я чего-нибудь добьюсь в жизни.
30. У меня мало уверенности в себе.
31. Иногда я говорю неправду.
32. Обычно я считаю, что жизнь стоящая штука.
33. Я считаю, что большинство людей способны солгать, чтобы продвинуться по службе. 34. Я охотно принимаю участие в собраниях и других общественных мероприятиях.
35. Я ссорюсь с членами моей семьи очень редко.
36. Иногда я испытываю сильное желание нарушить правила приличия или кому-нибудь навредить.
37. Самая трудная борьба для меня это борьба с самим собой.
38. Мышечные судороги или подергивания у меня бывают крайне редко (или почти не бывают).
39. Я довольно безразличен к тому, что со мной будет.