Преодоление внутреннего барьера
Даже войдя в альфа-состояние, не всегда удается сразу наладить активный контакт между сознанием и подсознанием. Эти два пласта психики разделяет защитная граница, внутренний барьер, который пропускает только часть информации. Далеко не всегда подсознание готово «выдать» необходимый факт или воспоминание.
Вспомните, как мучительно ищется во внутренних архивах нужное имя или название. Барьер, который не выпускает информацию наружу, связан с напряжением. Как правило, нужное слово само всплывает, когда мы расслабляемся или переключаемся на другое действие.
На самом деле в глубине нашей психики хранятся воспоминания абсолютно обо всех событиях нашей жизни, которые мы зафиксировали через органы восприятия – зрение, слух, вкус, прикосновения. Нейрофизиологи считают, что там хранятся даже все номера телефонов и автомобилей, которые мы однажды увидели.
Более того, подсознательно человек безошибочно считывает все эмоции в каждой ситуации и запоминает их. Эта способность – фиксировать и хранить информацию - не зависит от возраста человека, и младенец, и даже плод в утробе матери превосходно «читают» события и запоминают их.
Однако, если эти события были травматичными, то, вспоминая их, мы вновь будем переживать тяжелые эмоции. Психика не хочет этого и защищается от излишней нагрузки. Поэтому такие воспоминания вытесняются с уровня сознания – они погружаются очень глубоко в подсознание и доступ к ним затруднен.
На самом глубоком уровне хранятся те воспоминания, которые связаны с событиями прошлых жизней. Этот уровень в эзотерике называется Хрониками Акаши. Возможно, в соответствии с представлениями К.Г.Юнга, в этой области личное бессознательное человека сливается с коллективным бессознательным.
Для чего в процессе эволюции психика выработала эту защиту – барьер между сознанием и подсознанием? Почему мы не помним свои прошлые жизни? Почему доступ к этой информации так затруднителен?
Одна из главных причин – связь прошлых событий со страданием. Большинство населения Земли и сейчас живет в довольно тяжелых условия, а века назад жизнь людей была гораздо хуже, чем сейчас. Голод, болезни, потери родных и любимых, войны, жестокость, насилие пережила каждая душа в процессе своих инкарнаций. Наша практика воспоминания прошлых жизней показывает, что ни одна из инкарнаций не обходилась без страдания.
Один из терапевтических случаев связан с молодой женщиной Н., у которой в сеансе глубинной психологии спонтанно началось воспоминание, связанное с ее гибелью во Второй Мировой войне в нацистских застенках. Все ее тело физически заледенело, когда она обнаружила себя на холодном цементном полу среди мертвых раздетых людей. Она была еще жива, но ее тело и лицо были изуродованы пытками и избиениями. Она не хотела жить с таким лицом, стала кричать, и нацисты застрелили ее. Н. с большим трудом удалось справиться с этим воспоминанием.
В данном конкретном случае студентке было необходимо изменить программу жертвы, поэтому подсознание этой девушки созрело для того, чтобы вновь пережить и переоценить те давние события.
Такое воспоминание может безопасно всплыть лишь тогда, когда окрепшая, сбалансированная психика готова к этому. Поэтому необходимы терпение, такт и мудрость, чувство меры и большая ответственность в работе с подсознательным материалом.
Преодоление подсознательного барьера
С помощью гипноза
Именно поэтому в нашей работе мы не используем гипноз. Этот метод взламывает защиты подсознания и грубо вторгается на внутреннюю территорию личности.
В книге Сартра о Зигмунде Фрейде описан показательный случай. Психоаналитик пытался лечить молодую девушку с признаками глубокой меланхолии с помощью гипноза. Он погрузил ее в гипнотическое состояние и вызвал подавленное воспоминание, которое было причиной ее заболевания. Ее психика вытеснила детский эпизод, когда пациентка была изнасилована собственным отцом.
Особенность ситуации заключалась в том, что отец присутствовал на сеансе. Терзаемый раскаяньем и чувством вины он много лет старался вернуть дочери здоровье, и сам привел ее на сеанс к психоаналитику.
В результате жизнь этой семьи была разрушена, психика пациентки не справилась с полученной информацией, и она совершила попытку самоубийства. Для самого Фрейда это стало тяжелым уроком, который исцелил его самоуверенность.
Когда психолог работает с помощью гипноза, он целиком отвечает за последствия этого вмешательства. В ряде случаев гипноз дает действенные результаты, например при кодировании больных алкоголизмом. Однако сам пациент практически не принимает участия в процессе своего излечения, он остается инфантильным, поэтому вероятность срыва в болезнь так велика.
В нашем курсе осью и сутью работы является становление личности, а это значит – внутреннее духовное взросление человека. Отличие взрослого человека от ребенка и инфантильного подростка заключается в принятии на себя ответственности за свою судьбу, здоровье и за последствия своего выбора. Поэтому работу с собой мы ведем не под гипнозом, а в легком трансовом состоянии (альфа-состоянии), когда человек сохраняет контроль и ответственность за все, что он делает.
Развитие наблюдателя
В процессе становления личности первые результаты мы получим, наблюдая свои эмоции, мысли, самочувствие. Несколько позже постепенно начнут изменяться люди и события вокруг нас. Для того, чтобы процесс внутреннего роста шел успешно, необходимо научиться наблюдать себя и свою жизнь как бы со стороны.
Это редкое явление - присутствие в личности субличности наблюдателя, но именно оно помогает расти быстро и направленно.
Большинство людей искренне убеждены в том, что умеют наблюдать себя. Однако, как правило, это не так, человек не осознает или неадекватно воспринимает свои эмоции, ощущения, мысли. Часто мы даже не помним, какие слова произнесли, что делали в тот или иной момент времени.
Признаками неразвитой субличности наблюдателя служат фразы типа «разве я это говорил?», «да я совсем не сердился», «не было этого…», когда человек не отдает себе отчета в том, что он делает. Такой человек не замечает своих эмоций, мыслей и не осознает реакции окружающих на свои поступки.
Моя дочь пришла из магазина в слезах: продавщица утверждала, что не получила от нее денег. Обе были убеждены в своей правоте, и продавщица совершенно не помнила, как она держала в руках купюру. Ситуацию спасла женщина в очереди, которая подтвердила, что девушка действительно дала ей деньги. Судя по всему, продавщица совершенно не отдавала себе отчет в том, что она сейчас делает. Это говорит об отсутствии внутреннего наблюдателя.
Человеку с рассеянным сознанием, переключенному на свои мысли и другие дела будет очень трудно отследить и следствия своей работы в глубинной психологии. Ведь в начале эту будут только небольшие сдвиги, которые проявляются в ежедневных мелких событиях – настроении, фразах окружающих, строе собственных мыслей. Первые ростки успеха необходимо лелеять, тогда они окрепнут, дадут плоды, и волна успеха будет нарастать. Не замечая результатов, человек быстро разочаровывается и прекращает работу.
Есть люди, которые пристально наблюдают за другими и совершенно не видят себя. Наблюдатель же обращен, прежде всего, в свой внутренний мир.
Субличность наблюдателя необходимо отличать от других персонажей внутреннего мира – прокурора (внутреннего критика), адвоката (защитника) и судьи, который выносит приговор. Наблюдатель немного отстранен, но доброжелателен, он не унижает и не превозносит своего носителя, он не судит себя, а лишь отмечает все, что происходит на уровне эмоций, мыслей и событий.
Качество наблюдателя в восточных духовных практиках долго и тщательно взращивается в ученике учителем. Это состояние постоянной осознанности. Георгий Гурджиев называл людей, не имеющих внутреннего наблюдателя, спящими.
Необходимо признать, что постоянное наблюдение себя требует затрат и времени и энергии, и действительно легче жить «спящими». Однако качество наблюдателя необходимо личности, без него невозможно становление себя.
Развитию наблюдателя помогает ведение дневника. В обычной жизни дневники, также как и беседы с друзьями, как правило, посвящены внешним событиям, это обсуждение других людей и событий, с ними связанных. В данном случае необходимо сосредоточить внимание на своих собственных поступках, мыслях, чувствах и ощущениях тела. Нужно развивать умение связывать свое самочувствие, подъем или падение настроения с внутренними причинами – своими отношениями с людьми, гармоничными или разрушительными мыслями.