Рабочая программа дисциплины
Пояснительная записка
Настоящий курс предназначен для студентов, обучающихся по специальности «психология».
В рамках курса рассматриваются различные теоретические подходы к организации и проведению тренинговых занятий, а также практические вопросы работы психотренера с группой.
Цель курса: сформировать у студентов комплексные знания и профессиональное мышление в области теоретических и практических основ подготовки и проведения тренинговых занятий.
Задачи курса:
· познакомить студентов с различными формами тренинговой работы;
· дать представление о работе ведущего тренинговой группы;
· научить студентов применять полученные знания на практике (в работе с реальной группой);
· дать возможность каждому студенту получить практический опыт тренинговой работы с реальной группой.
Курс рассчитан на 36 семинарских, 36 лабораторных и 48 часов самостоятельной работы для студентов ОДО и 18 семинарских и 102 часа самостоятельной работы для студентов ДО.
Темы семинарских и лабораторных занятий совпадают.
В теоретической части курса предлагаются инвариантные принципы построения тренинговых занятий, которые могут быть использованы в рамках любого теоретического подхода.
Практическая часть курса предполагает моделирование различных тренинговых ситуаций и их групповой анализ. В роли ведущего - тренера выступает сначала преподаватель курса, демонстрирующий различные виды тренинговой работы, а затем, по мере получения теоретических знаний, сами студенты. Таким образом, каждый студент к завершению курса имеет возможность выполнить роль психотренера в группе.
В связи со спецификой учебного плана по дисциплине (отсутствие лекционных занятий) при изучении курса большая роль отводится самостоятельной работе студентов. Она предусматривает:
- дополнительную проработку материала, рассматриваемого на семинарских занятиях;
- самостоятельное изучение определенной части теоретического материала, которое, как правило, не вызывает затруднений;
- подготовку к лабораторным занятиям (самостоятельную разработку тренинговых программ).
Контроль знаний студентов дистанционного обучения обеспечивается проведением семинарских занятий, разработкой и апробацией (группами по 2-4 человека) программы тренинга, сдачей текущих контрольных работ, заполнением теста и сдачей устного зачета по прилагаемым вопросам.
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Тематический план для студентов ОДО
Шифр раздела, темы | Наименование разделов и тем | Распределение часов разделов и тем | |||
Семинар. | Лаборат. | Самост. работа | Всего | ||
Семестр __7__ | |||||
Блок 1 | Понятие и виды тренингов | ||||
1 | Общее понятие о психологическом тренинге | 2 | 2 | 4 | 8 |
1.1 | Общее понятие о психологическом тренинге | - | |||
1.2. | Отличие психологического тренинга от других видов групповой работы | ||||
2 | Виды тренингов | 2 | 2 | 4 | 8 |
Блок 2 | Организация тренинга | ||||
3 | Формирование тренинговой группы. Структура тренинговой группы | 7 | 7 | 4 | 18 |
3.1 | Противопоказания и ограничения при наборе в тренинговую группу | ||||
3.2 | Количественный состав группы | - | - | ||
3.3 | Группы обязательные и добровольные: особенности и специфика работы | - | |||
3.4 | Группы гомогенные и гетерогенные: особенности и специфика работы | - | |||
3.5 | Группы, состоящие из ранее знакомых и незнакомых между собой участников, их особенности | - | |||
3.6 | Типы поведения участников в группе и групповые роли | ||||
3.7 | Типичные ролевые структуры в тренинговых группах | - | |||
4 | Групповая динамика в тренинговой группе | 4 | 4 | 6 | 14 |
4.1 | Общее понятие о групповой динамике | ||||
4.2 | Механизмы групповой динамики | ||||
4.3 | Этапы развития тренинговой группы в процессе групповой динамики | ||||
4.4 | Самораскрытие участников в ходе тренинга | - | |||
5 | Методы работы в тренинге. Групповая дискуссия, ролевая игра, трениговые (психотехнические) упражнения | 6 | 6 | 8 | 20 |
5.1 | Групповая дискуссия | ||||
5.2 | Ролевая игра | ||||
5.3 | Тренинговые (психотехнические) упражнения | ||||
6 | Этапы организации тренинга. Разработка программы тренинга | 3 | 3 | 2 | 8 |
Блок 3 | Ведение тренинга | ||||
7 | Ведение группы | 6 | 6 | 10 | 22 |
7.1 | Начало группы | - | |||
7.2 | Рефлексия (сознательная проработка переживаний) | ||||
7.3 | Значимость обратной связи в процессе работы | - | |||
7.4 | Конфликт в тренинговой группе | ||||
7.5 | Завершение работы тренинговой группы | ||||
7.6 | Причины и профилактика психологических травм в ходе тренинга | ||||
Блок 4 | Личность ведущего тренинга | ||||
8 | Функции психотренера и стили руководства группой | 2 | 2 | 4 | 8 |
8.1 | Стили руководства группой | ||||
8.2 | Поведенческие роли психотренера | ||||
9 | Личность ведущего и ее влияние на работу группы | 4 | 4 | 6 | 14 |
9.1 | Личностные качества, необходимые психотренеру | ||||
9.2 | Этические принципы работы тренера | ||||
9.3 | Требования к профессиональной подготовке | - | - | ||
Итого за семестр | |||||
Всего по дисциплине |
Тематический план для студентов ДО
Шифр раздела, темы | Наименование разделов и тем | Распределение часов разделов и тем | ||
Семинар. | Самост. работа | Всего | ||
Семестр __7__ | ||||
Блок 1 | Понятие и виды тренингов | |||
1 | Общее понятие о психологическом тренинге | 8 | 9 | |
1.1 | Общее понятие о психологическом тренинге | 0,5 | 6,5 | |
1.2. | Отличие психологического тренинга от других видов групповой работы | 0,5 | 2,5 | |
2 | Виды тренингов | 1 | 8 | 9 |
Блок 2 | Организация тренинга | |||
3 | Формирование тренинговой группы. Структура тренинговой группы | 3,5 | 11,5 | |
3.1 | Противопоказания и ограничения при наборе в тренинговую группу | 0,5 | 2,5 | |
3.2 | Количественный состав группы | 0,5 | 1,5 | |
3.3 | Группы обязательные и добровольные: особенности и специфика работы | 0,5 | 1,5 | |
3.4 | Группы гомогенные и гетерогенные: особенности и специфика работы | 0,5 | 1,5 | |
3.5 | Группы, состоящие из ранее знакомых и незнакомых между собой участников, их особенности | 0,5 | 1,5 | |
3.6 | Типы поведения участников в группе и групповые роли | 0,5 | 2,5 | |
3.7 | Типичные ролевые структуры в тренинговых группах | 0,5 | 4,5 | |
4 | Групповая динамика в тренинговой группе | |||
4.1 | Общее понятие о групповой динамике | 0,5 | 2,5 | |
4.2 | Механизмы групповой динамики | 0,5 | 2,5 | |
4.3 | Этапы развития тренинговой группы в процессе групповой динамики | 0,5 | 8,5 | |
4.4 | Самораскрытие участников в ходе тренинга | 0,5 | 0,5 | |
5 | Методы работы в тренинге. Групповая дискуссия, ролевая игра, трениговые (психотехнические) упражнения | |||
5.1 | Групповая дискуссия | |||
5.2 | Ролевая игра | |||
5.3 | Тренинговые (психотехнические) упражнения | |||
6 | Этапы организации тренинга. Разработка программы тренинга | 1,5 | 5,5 | |
Блок 3 | Ведение тренинга | |||
7 | Ведение группы | |||
7.1 | Начало группы | 0,5 | 2,5 | |
7.2 | Рефлексия (сознательная проработка переживаний) | 0,5 | 4,5 | |
7.3 | Значимость обратной связи в процессе работы | 0,5 | 1,5 | |
7.4 | Конфликт в тренинговой группе | 0,5 | 2,5 | |
7.5 | Завершение работы тренинговой группы | 0,5 | 4,5 | |
7.6 | Причины и профилактика психологических травм в ходе тренинга | 0,5 | 8,5 | |
Блок 4 | Личность ведущего тренинга | |||
8 | Функции психотренера и стили руководства группой | |||
8.1 | Стили руководства группой | 0,5 | 4,5 | |
8.2 | Поведенческие роли психотренера | 0,5 | 4,5 | |
9 | Личность ведущего и ее влияние на работу группы | |||
9.1 | Личностные качества, необходимые психотренеру | |||
9.2 | Этические принципы работы тренера | 0,5 | 6,5 | |
9.3 | Требования к профессиональной подготовке | 0,5 | 1,5 | |
Итого за семестр | ||||
Всего по дисциплине |
Содержание лекционного курса