Психологическое сопровождение процесса адаптации ребенка

В этом пункте вы описываете о чем говорит психологу клиент, но в терминах, как об этом сказал бы психолог. Т.е. «сформулировать запрос к психологу» - это описание о чем говорит клиент с использованием профессиональной терминологии и указанием основного направления работы психолога.

Гипотезы

- Непринятие модели поведения одного из воспитателей ребенком

- Психофизиологические или медицинские причины дезадаптации ребенка

- Особенности протекания «кризиса 3-х лет» и т.д.

Постарайтесь прописать как можно больше гипотез – предположений причин возникновения данной ситуации. Понимание разнообразия причин возникновения ситуации помогает специалисту строить первичную беседу таким образом, чтобы постараться за первую встречу проанализировать все гипотезы и договориться в итоге консультации на проработку подтвердившейся гипотезы

Вопросы для первичной консультации психолога и клиента

- С кем живет ребенок?

- Особенности развития ребенка в ранней возрасте?

- Особенности развития ребенка в период беременности и перинатальный период?

- Как общается ребенок с членами семьи?

- Изменилось ли поведение ребенка в последние полгода? Если да – расскажите подробно, в чем проявляются особенности нового стиля поведения?

- и т.д.

Вопросы должны «проверять» гипотезы, т.е. в результате первичного интервью психолог выясняет, что же все-таки является причиной возникновения проблем в развитии или поведении. Пропишите как можно больше вопросов, они не должны быть связаны между собой, потому что без ответов вам сложно предсказать, какие точно вопросы вы бы задали как психолог на конкретной консультации. Ваша задача в рамках зачета прописать все вопросы, ответы на которые помогут специалисту определиться с гипотезами.

Переформулировать запрос (выбрав приоритетную гипотезу)

Приоритетная гипотеза – «особенности протекания кризиса 3-х лет»

Переформулировка запроса – родители нуждаются в психологическом просвещении об особенностях протекания развития личности в раннем и дошкольном возрасте, а также об эффективных моделях семейного воспитания в этот период

Т.к. вы не знаете что могут ответить ваши клиенты, вы можете выбрать любую гипотезу из вашего списка (в п.2), которая вам кажется более вероятной или по поводу которой вы более владеете информацией, которую нужно описать в следующем пункте. Переформулировка запроса – это процесс определения новой цели психологического сопровождения. При этом новая цель может совпадать с первоначальной, а может отличаться (как в приведенном мной примере). Если бы я выбрала гипотезу №1 (про непринятие модели поведения воспитателя), то запрос остался таким же, как в п.1.

План работы психолога по данному запросу

Наблюдение за поведением ребенка в течение нескольких дней в различных ситуациях (общение с воспитателями, другими сотрудниками д/с, детьми, родителями)

2. Интервью с воспитателями (вопросы, направленные на выявление особенностей поведения ребенка во время посещения д/с)

Консультирование родителей (анализ системы семейного воспитания, просвещение об особенностях поведения родителей в период кризисных периодов)

4. Семейное консультирование (один или двое родителей + ребенок) (анализ системы семейного воспитания, обучение навыкам эффективного взаимодействия с ребенком в период протекания возрастного кризиса)

Возможно дополнительное направление – диагностика личностных особенностей ребенка (с целью выявления особенностей развития эмоционально-волевой и мотивационной сферы для формулирования рекомендаций родителей по развитию и коррекции этих сфер, для более быстрого и конструктивного выхода из кризисного периода)

6. Формулирование рекомендаций родителям по дальнейшему психологическому просвещение (список литературы, рекомендуемых сайтов и психологических программ по проблематике)

Описание ситуаций профессионального взаимодействия психолога с участниками образовательного процесса (скопируйте в вашу работу выбранную ситуацию)

Кейс №1

К школьному психологу обратился учитель истории:

Уставший от постоянного шума на занятиях в 9 классе, я спросил: «Зачем вы приходите в школу? Разве не для того, чтобы чему-то научиться?» Ученики хором ответили : «Мы приходим общаться с друзьями!» Как мне вести себя дальше с ребятами этого класса?

Кейс №2

К школьному психологу обратился классный руководитель 6 класса:

На первом уроке ученик лежит на парте, глаза сонные, он почти спит. Я захожу проверить ребят и спрашиваю: «Что с тобой происходит? Во сколько ты сегодня лег?». Ученик отвечает: «Я поздно лег спать - в три или в четыре утра, я не помню». Педагог: «А чем же ты занимался?» Обучающийся: «На компьютере в он-лайне играл». Как мне правильно отреагировать на эту информацию?

Кейс №3

К школьному психологу обратилась мама ученика 3 класса:

Мой ребенок не хочет ходить в школу. Говорит, что в классе его обижают ребята и учительница не справедливо ставит отметки. Говорит, что если мы с отцом будем заставлять его ходить в школу – он убежит из дома. Что нам делать?

Кейс №4

К школьному психологу обратились родители девочки, ученицы 9 класса (14 лет) со следующей проблемой:

Наша дочь ушла несколько дней назад в школу и не вернулась… Как выяснилось позже – она планировала уйти из дома, даже взяла с собой личные вещи… Мы с мужем в шоке – ведь до этого мы очень строго контролировали жизнь дочери - она отличница, поэтому ей некогда гулять и встречаться с кем попало! Что нам делать? Как вернуть дочь?

Кейс №5

К школьному психологу обратились девушка, ученица 10 класса (15 лет):

Я учусь в 10 классе и никак не могу выбрать институт, в который буду поступать. В моей семье практически все – врачи, но я понимаю, что не хочу работать в этой сфере (хотя и учусь сейчас в медицинском классе). Родители очень расстроены, что я не хочу «идти по их стопам». Да и не знаю, смогу ли поступить куда-то еще… Я ничем особо не интересуюсь и не знаю, кем хочу быть. Что мне делать?

Кейс №6

К психологу детского сада поступил запрос от мамы мальчика, 5 лет. Мама переживает, что ее сын очень застенчивый, боится чужих людей и новой обстановки. Часто ведет себя замкнуто, не играет с детьми своего возраста. Несколько месяцев назад ребенок пошел в детский сад, воспитатель отмечает, что мальчик ни с кем не играет, сидит чаще всего один и смотрит в окно, на вопросы воспитателя также не отвечает. Утром ребенок очень медленно собирается в детский сад, возможно, не хочет ходить в это учреждение. Мама попросила поработать с ребенком, оценить его развитие и сказать, все ли нормально с ее ребенком.

Кейс №7

Запрос к психологу поступил от старшего воспитателя. Оказать психологическую помощь воспитателю. Воспитатель осуществляла неосознанно эмоциональное давление на детей, повышая голос, было замечено, как педагог читал детям нотации. На конструктивные замечания, сделанные в тактичной форме, прореагировала обидой, даже слезами.

Воспитатель не признаёт, отрицает факт неадекватного эмоционального воздействия в беседе со старшим воспитателем, что может перерасти в длительное противостояние администрации и воспитателя.

Приложение 3

Наши рекомендации