Социально-профессиональное воспитание
Психологические проблемы воспитания
Кризис в духовной жизни России постперестроечного периода, породивший потерю доверия к коммунистическим идеалам и ценностям, вылился в кризис смысла жизни, охвативший большую часть общества, в том числе и молодежь. Аморфность целевых установок, абстрактность ценностных ориентации, мировоззренческий вакуум в условиях преобразования общества, дестабилизации экономики и падение жизненного уровня ведут к эрозии и деформации нравственного сознания молодежи. Неуверенность в завтрашнем дне, равнодушие, цинизм, бездуховность характеризуют психологию молодых людей. В ближайшие годы следует ожидать дальнейшего усиления коммерциализации профессионального образования, что отрицательно скажется на равенстве возможностей получения образования, приведет к дальнейшей нравственной эрозии сознания молодежи.
Хотя педагогическая наука и не несет непосредственной ответственности за описанные выше негативные явления, но в силу присущих ей функций она обязана привлечь все силы общества к решению насущных и перспективных проблем образования, охваченного кризисом, как и все сферы жизни общества. В такой ситуации особенно пристального внимания заслуживает проблема воспитания подрастающего поколения.
В отечественных исследованиях, посвященных вопросам воспитания, поставлен ряд острых проблем:
1. Поиск цели воспитания при отсутствии национальной идеи. Соотнесение внешне заданных целей воспитания, реализуемых в деятельности педагога, и
внутренне принятых целей, реализуемых в деятельности учащихся.
2. Определение места и роли всех субъектов воспитания в воспитательной системе. Особого переосмысления требует проблема коллективного и личного в воспитании.
3. Определение места и роли в системе воспитания молодежных объединений и организаций, других форм ученического соуправления, без которых немыслимо воспитание такого важного качества, как самодеятельность, являющегося ведущей детерминантой личностного развития.
Важное значение в решении этих проблем имеет социально-профессиональное воспитание обучающейся молодежи.
В широком смысле слова социально-профессиональное воспитание — это взаимодействие двух и более субъектов (общества и личности, социальной общности и индивида), необходимое и достаточное для профессионального становления будущего специалиста в соответствии с объективными требованиями общества. Важную роль в освоении профессии играет профессиональное образование, система мер по профориентации, профконсультации, профотбору и профподбору для конкретных видов профессий, а также повышение квалификации.
В узком смысле профессиональное воспитание выступает как специально организованный и контролируемый процесс становления личности, адекватной профессиональному труду. Оно представляет собой процесс нежесткого психологического и технологического управления обстоятельствами, способствующими формированию у обучаемых профессиональной направленности, интереса к избранной профессии, понимания общественного смысла и личностной значимости профессионального труда, сознательного и творческого отношения к професси ональной деятельности, специфического профессионального поведения, профессиональной этики, мастерства, зрелости, индивидуального стиля (как единства внешних и внутренних характеристик), профессиональной ответственности и надежности1. Все это служит предпосылками социально-профессиональной мобильности, ответственности и конкурентоспособности специалиста в условиях рыночных отношений.
Комплекс педагогических условий, обеспечивающих эффективное функционирование системы профессионального воспитания специалиста в процессе преподавания циклов гуманитарных и психолого-педагогических дисциплин, включает в себя:
• создание ситуаций выбора на каждом этапе профессионального воспитания;
• дифференциацию целей, задач и содержания профессионального воспитания с учетом индивидуальных особенностей учащихся;
• направленность образовательного процесса на решение задач профессионального воспитания, на построение системы профессиональных отношений;
• построение процесса профессионального воспитания на основе ведущей роли в нем программы самореализации и саморазвития личности будущего специалиста;
• организацию сотрудничества на основе взаимного доверия, диалога, установления субъект-субъектных отношений преподавателя и учащихся;
• ориентацию учащихся в ценностях будущей профессиональной деятельности;
• построение содержания курсов гуманитарных, психолого-педагогических и специальных дисциплин с учетом ориентации на самопознание, саморазвитие, самоанализ, разрешение внутренних конфликтов, построение позитивных жизненных и профессиональных планов1.
Конституирующей основой этого типа воспитания является профессия. Профессиональное воспитание направлено на обеспечение социально-профессионального становления личности, актуализацию индивидуально-психологического потенциала, удовлетворение потребности в социальном и профессиональном самоопределении. Для реализации личностно ориентированного профессионального воспитания требуется обеспечить необходимые педагогические условия:
• профессиональную компетентность педагогов;
• реализацию прав учащихся на качественное образование;
• содержание образования, адекватное социокультурным реалиям и тенденциям развития цивилизации;
• вариативность и дифференцированность образования, позволяющие адаптировать педагогическую систему к учащимся с различными индивидуально-психологическими особенностями;
• единство действий всех субъектов образовательного процесса (учащихся, родителей, педагогов, администрации);
• комплекс развивающих, личностно ориентированных педагогических технологий;
• охрану и укрепление здоровья обучающихся (валеологичность образовательного процесса и среды).
Воспитание учащихся не является сегодня панацеей, т. к. о нем существует немало мифов.
Миф первый. Воспитание есть методология и средство борьбы с негативными или нежелательными проявлениями учащихся. Если этот процесс неэффективен, следовательно, виноваты педагоги, которые «не воспитывают учащихся». Это удобное средство воздействия администрации на педагогов.
Миф второй. Воспитание рассматривается как целенаправленный процесс формирования желаемых качеств. Это идея «силовой» парадигмы воспитания, которая существует и сегодня. Учащимся предлагаются различные ненужные мероприятия, совершенно далекие от их реальных потребностей и запросов. Кроме того, некоторых воспитателей надо и самих воспитывать.
Несостоятельность этой парадигмы показывает современное состояние воспитательного процесса. Нельзя заставить человека быть воспитанным и развиваться. Человек должен осознать необходимость и целесообразность этого. Следовательно, задача воспитателя — не искусственно формировать качества, а способствовать формированию стимулов для саморазвития, развития активности воспитуемого. Это парадигма педагогики сотрудничества, декларирующей единство воспитания и самовоспитания.
Миф третий. Процесс воспитания охватывает различные сферы деятельности, следовательно, и воздействие нужно осуществлять через разные сферы: трудовую, нравственную, политическую и т. д., т. к. развитие человека связано с его вовлечением во все виды деятельности.
Однако процесс воспитания инвариантен. Есть сферы, качества личности, которые нельзя развивать через какую-либо сферу деятельности. Об этом знает только сама личность. Поэтому и ее способность к саморазвитию нельзя «воспитывать» через сферы деятельности.
Миф четвертый. Воспитание осуществляется посредством овладения культурой. Овладевая культурой, мы формируем себя.
Овладение культурой — это самостоятельное творчество, средство индивидуализации. Таким образом, овладение профессиональной культурой должно лежать в основе профессионального становления1.
Существование мифов о воспитании в учебном заведении ставит вопрос: какой же должна быть воспитательная работа? Рассмотрим возможные способы преодоления этих мифов.
Важную роль в воспитательном процессе в учебном заведении могут сыграть актуализация, демократизация и театрализация профессионально-образовательного процесса. Под актуализацией мы понимаем деловое и искреннее обсуждение в учебное и вне-учебное время современных социальных, культурных и профессиональных проблем, которые живо затрагивают интересы обучаемых. Принцип демократизации подразумевает активное участие самих учащихся в организации учебного процесса и контроля за его качеством. Театрализация учебного процесса реализует такой принцип: сначала заинтересовать, а потом научить, причем система интересов должна строиться вокруг профессиональных ценностей как индикаторов профессиональной культуры.
Педагогика сотрудничества предполагает высокий профессиональный уровень самих преподавателей, их педагогическое мастерство, умение эмоционально, фасилитационно взаимодействовать с учащимися.
Анализ психологических и педагогических технологий сотрудничества педагогов и учащихся позволяет выделить ряд принципов, которые следует реализовывать в воспитательном процессе.
Принцип свободы выбора. В жизни существует огромное количество ценностей, в том числе профессиональных. Одни мы игнорируем, другим следуем, третьих не знаем. Но среди них есть одна — свобода! Никто из нас не любит навязанных действий, чуждых идей, отсутствие выбора. Однако важно, чтобы право выбора было уравновешено осознанной ответственностью за свой выбор. Выбор будущей профессии должен предполагать свободу самоопределения в ней.
Принцип открытости. Сегодняшний учащийся смутно представляет себе границы своей информированности и границы собственного незнания. Поэтому обучение должно быть тесно связано с развитием любознательности, в противном случае оно превращается в воспитание исполнителя. Важно не только побуждать познание, но и сталкивать учащихся с проблемами, решения которых лежат за пределами изучаемого курса. Для этого можно использовать открытые задачи, имеющие размытые, допускающие варианты условия, разные пути решения, набор вероятных ответов.
Принцип деятельности. Чтобы знания становились инструментом, а не багажом интеллекта, учащийся должен уметь ими пользоваться: преобразовывать, дополнять, находить новые связи и соотношения, рассматривать их в разных моделях, то есть осваивать знания и умения в деятельности. Следовательно, необходимо увеличение удельного веса практики в процессе обучения. Это особенно важно для формирования у учащихся профессиональной направленности.
Принцип обратной связи. Отслеживание (мониторинг) в процессе профессионального обучения таких параметров, как выраженность профессионально важных качеств учащихся, уровень их нравственного развития, воспитанности, — необходимое условие профессионального становления личности.
Важное место в воспитании занимает внеучебная деятельность. Ее основные особенности и направления отражены в табл. 24.
Таблица 24