Практическая значимость

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Чувашский государственный университет имени И. Н. Ульянова»

Факультет управления и социальных технологий

Кафедра социальной и клинической психологии

Направление: 030401– клиническая психология

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Социальная психология»

Исследование социально-психологического климата в студенческой группе

Выполнила:

студентка 2 курса группы УП-21-14

очной формы обучения

Николаева Анастасия Владимировна

Научный руководитель:

кандидат педагогич.наук, доцент

Петрова Людмила Анатольевна

Оценка: ___________________

«____» _____________ 2015 г.

Чебоксары 2015

Содержание

Введение……………………………………………………………………..3

Глава 1. Теоретические аспекты социально-психологического климата в группе.

1.1 Понятие социально-психологического климата…………………....6

1.2 Факторы, определяющие социально-психологический климат…...9

1.3 Конфликты в группе…………………………………………………11

Глава 2. Исследование социально-психологического климата

2.1 Организация и методы исследования………………………………16

2.2 Результаты исследования……………………………………………18

Заключение……………………………………………………………………22

Список литературы …………………………………………………………....23

Приложения…………………………………………………………………….26

Введение

Актуальность.

В условиях современного развития социальных и научных технологий постоянно растет интерес к явлению психологического климата различных групп. Актуальность темы в том, что возросли требования к уровню психологической включенности индивида в учебную деятельность и усложнением психической жизнедеятельности людей, постоянным ростом их личностных притязаний. Система межличностных отношений в студенческой группе зачастую складывается стихийно. В большинстве случаев, она организационно не оформлена, особенно в начальный период вузовского обучения. Некоторые из них отличает межличностная обособленность, яркая конфронтация одних группировок другим, подавленность, отстраненность отдельных членов группы. Совершенствование психологического климата группы – это задача развития социального и психологического потенциала общества и личности. Условия, в которых происходит взаимодействие членов любой группы, влияют на успешность их совместной деятельности, на удовлетворенность процессом и результатами труда. Поэтому данная проблема в настоящее время является актуальной.

Разработанность.

Социально-психологический климат был предметом многих исследователей: К.К. Платонова, А.И. Донцова, В.А. Петровского, О.И. Зотовой, Я.Л. Коломинского, Л.Г. Почебут, Б.Д. Парыгина, А.Г. Ковалева, Е.С. Кузьмина, М.П. Ночевника, Н.С. Мансурова, В.П. Машеро, Г.А. Моченова, А.А. Русалиновой[6;11;15;18].

Е.С. Кузьмин считает, что понятие психологический климат отражает характер взаимоотношений между людьми, преобладающий тон общественного настроения, уровень управления, условия и особенности труда и отдыха в группе[11]. Н.Н Обозов одним из первых попытался раскрыть содержание понятия социально-психологический климат как эмоциональную окраску психологических связей членов коллектива, возникающей на основе их близости, симпатии, совпадения характеров, интересов и склонностей[14].

А.А.Радугин рассматривает понятие психологического климата с двух его сторон: психологической, которая раскрывается в эмоциональных, волевых, интеллектуальных состояниях и свойствах группы и социально-психологической, которая проявляется в интегративных особенностях психологии группы, значимых для сохранения ее целостности и для ее функционирования как самостоятельного объединения людей[20].

П.И.Козырев включает в понятие психологический климат систему межличностных отношений, психологических по природе (симпатия, антипатия, дружба); психологические механизмы взаимодействия между людьми (подражание, сопереживание, содействие); систему взаимных требований, общее настроение, общий стиль совместной трудовой деятельности, интеллектуальное, эмоциональное и волевое единство группы[12].

Таким образом, социально-психологический климат представляет собой полифункциональное социально-психологическое образование, которым характеризуется любая деятельность группы. Специфика его состоит в динамической характеристике психических состояний всех членов группы[16]. Отношения, сложившиеся в группе, выступая в качестве объективных условий взаимодействия и общения между ними, требует от каждого из них определенного стиля поведения. От социально-психологической атмосферы в группе во многом зависит не только их совместная деятельность, но и собственно отношение каждого члена группы к этой деятельности, эмоциональный настрой, также внешняя мотивация и удовлетворенность работой[8].

Цель исследования: изучить социально-психологический климат в студенческой группе.

Объект исследования:студенческая группа и ее члены.

Предмет исследования: социально-психологический климат .

Гипотеза.

Особенность формирования социально-психологического климата в студенческой группе обусловлена высоким показателем групповой сплоченности между ее членами и взаимодействием друг с другом в ходе учебной и трудовой деятельности.

В соответствии с целью и гипотезой в исследовании ставились и решались следующие задачи :

1. Дать понятие социально-психологического климата в студенческой группе;

2.Выявить факторы и особенности, определяющие социально-психологический климат;

3. Рассмотреть конфликты в группе, выявить причину их появления, рассмотреть методы управления конфликтами и пути их предотвращения;

4.Изучить развитие благоприятного социально-психологического климата в студенческой группе.

Для проверки гипотезы были применены следующие методы исследования:

1.Методика «Определение индекса групповой сплоченности» Сишора [26].

2.Методика «Выявление социально-психологической атмосферы в группе» Фидлера[26].

Практическая значимость.

Практическая значимость работы заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы для преподавателей и психологов.

Работа состоит из 2 глав, заключения и списка использованной литературы. Объем работы составляет 27 страниц. Количество литературных источников - 26.

Наши рекомендации