Практическая значимость
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Чувашский государственный университет имени И. Н. Ульянова»
Факультет управления и социальных технологий
Кафедра социальной и клинической психологии
Направление: 030401– клиническая психология
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Социальная психология»
Исследование социально-психологического климата в студенческой группе
Выполнила:
студентка 2 курса группы УП-21-14
очной формы обучения
Николаева Анастасия Владимировна
Научный руководитель:
кандидат педагогич.наук, доцент
Петрова Людмила Анатольевна
Оценка: ___________________
«____» _____________ 2015 г.
Чебоксары 2015
Содержание
Введение……………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические аспекты социально-психологического климата в группе.
1.1 Понятие социально-психологического климата…………………....6
1.2 Факторы, определяющие социально-психологический климат…...9
1.3 Конфликты в группе…………………………………………………11
Глава 2. Исследование социально-психологического климата
2.1 Организация и методы исследования………………………………16
2.2 Результаты исследования……………………………………………18
Заключение……………………………………………………………………22
Список литературы …………………………………………………………....23
Приложения…………………………………………………………………….26
Введение
Актуальность.
В условиях современного развития социальных и научных технологий постоянно растет интерес к явлению психологического климата различных групп. Актуальность темы в том, что возросли требования к уровню психологической включенности индивида в учебную деятельность и усложнением психической жизнедеятельности людей, постоянным ростом их личностных притязаний. Система межличностных отношений в студенческой группе зачастую складывается стихийно. В большинстве случаев, она организационно не оформлена, особенно в начальный период вузовского обучения. Некоторые из них отличает межличностная обособленность, яркая конфронтация одних группировок другим, подавленность, отстраненность отдельных членов группы. Совершенствование психологического климата группы – это задача развития социального и психологического потенциала общества и личности. Условия, в которых происходит взаимодействие членов любой группы, влияют на успешность их совместной деятельности, на удовлетворенность процессом и результатами труда. Поэтому данная проблема в настоящее время является актуальной.
Разработанность.
Социально-психологический климат был предметом многих исследователей: К.К. Платонова, А.И. Донцова, В.А. Петровского, О.И. Зотовой, Я.Л. Коломинского, Л.Г. Почебут, Б.Д. Парыгина, А.Г. Ковалева, Е.С. Кузьмина, М.П. Ночевника, Н.С. Мансурова, В.П. Машеро, Г.А. Моченова, А.А. Русалиновой[6;11;15;18].
Е.С. Кузьмин считает, что понятие психологический климат отражает характер взаимоотношений между людьми, преобладающий тон общественного настроения, уровень управления, условия и особенности труда и отдыха в группе[11]. Н.Н Обозов одним из первых попытался раскрыть содержание понятия социально-психологический климат как эмоциональную окраску психологических связей членов коллектива, возникающей на основе их близости, симпатии, совпадения характеров, интересов и склонностей[14].
А.А.Радугин рассматривает понятие психологического климата с двух его сторон: психологической, которая раскрывается в эмоциональных, волевых, интеллектуальных состояниях и свойствах группы и социально-психологической, которая проявляется в интегративных особенностях психологии группы, значимых для сохранения ее целостности и для ее функционирования как самостоятельного объединения людей[20].
П.И.Козырев включает в понятие психологический климат систему межличностных отношений, психологических по природе (симпатия, антипатия, дружба); психологические механизмы взаимодействия между людьми (подражание, сопереживание, содействие); систему взаимных требований, общее настроение, общий стиль совместной трудовой деятельности, интеллектуальное, эмоциональное и волевое единство группы[12].
Таким образом, социально-психологический климат представляет собой полифункциональное социально-психологическое образование, которым характеризуется любая деятельность группы. Специфика его состоит в динамической характеристике психических состояний всех членов группы[16]. Отношения, сложившиеся в группе, выступая в качестве объективных условий взаимодействия и общения между ними, требует от каждого из них определенного стиля поведения. От социально-психологической атмосферы в группе во многом зависит не только их совместная деятельность, но и собственно отношение каждого члена группы к этой деятельности, эмоциональный настрой, также внешняя мотивация и удовлетворенность работой[8].
Цель исследования: изучить социально-психологический климат в студенческой группе.
Объект исследования:студенческая группа и ее члены.
Предмет исследования: социально-психологический климат .
Гипотеза.
Особенность формирования социально-психологического климата в студенческой группе обусловлена высоким показателем групповой сплоченности между ее членами и взаимодействием друг с другом в ходе учебной и трудовой деятельности.
В соответствии с целью и гипотезой в исследовании ставились и решались следующие задачи :
1. Дать понятие социально-психологического климата в студенческой группе;
2.Выявить факторы и особенности, определяющие социально-психологический климат;
3. Рассмотреть конфликты в группе, выявить причину их появления, рассмотреть методы управления конфликтами и пути их предотвращения;
4.Изучить развитие благоприятного социально-психологического климата в студенческой группе.
Для проверки гипотезы были применены следующие методы исследования:
1.Методика «Определение индекса групповой сплоченности» Сишора [26].
2.Методика «Выявление социально-психологической атмосферы в группе» Фидлера[26].
Практическая значимость.
Практическая значимость работы заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы для преподавателей и психологов.
Работа состоит из 2 глав, заключения и списка использованной литературы. Объем работы составляет 27 страниц. Количество литературных источников - 26.