Практическая значимость исследования

В работе получены важные прикладные результаты, которые могут использоваться в практике перевода, преподавательской практике, лексикографии, компьютерной лингвистике и проч. Работа может быть рекомендована к публикации (в т.ч. после устранения технических недочетов).

Факторы, понижающие оценку:

Реферативность

Работа несамостоятельна, значительную часть работы занимает пересказ чужих идей, цитаты, анализ материала носит преимущественно иллюстративный характер. Реферативная часть превышает 40% общего объема работы.

Подлог справочного аппарата исследования

В списке литературы приводятся недостоверные выходные данные, даются ссылки на несуществующие работы либо не те работы, которые реально цитируются, при цитировании систематически указываются неверные номера страниц и проч.

Плагиат

В работе имеются объемные фрагменты текста, заимствованные из чужих научных, справочных и обзорно-реферативных работ, не оформленные в соответствии с правилами цитирования (т.е. подаваемые без кавычек и указания источника). При выявлении плагиата оценка может быть понижена в зависимости от объема выявленных заимствований. При объемных заимствованиях работа может быть снята с защиты. Решение о снятии работы с защиты принимает заведующий кафедрой по представлению научного руководителя или рецензента.

Рецензент готовит письменный отзыв на работу, в котором отмечает сильные и слабые стороны исследования, формулирует критические замечания и рекомендует оценку: «отлично», «хорошо» или «удовлетворительно».

В отзыве научного руководителя также дается содержательный анализ работы, при этом руководитель дает характеристику работоспособности студента, его дисциплинированности, а также всего работы над исследованием и рекомендует оценку: «отлично», «хорошо» или «удовлетворительно».

Окончательная оценка выставляется членами ГАК после процедуры защиты, при этом члены ГАК руководствуются рекомендациями рецензента, научного руководителя, а также принимают во внимание саму процедуру защиты: степень убедительности студента при ответах на вопросы, уровень его аргументации, умение отстаивать свою точку зрения в научной полемике и проч.

Защита ВКР

Одним из этапов итоговой аттестации бакалавра является защита им подготовленной в ходе обучения ВКР. В соответствии с Положением УрФУ, к итоговой аттестации допускаются студенты, успешно прошедшие текущие аттестационные испытания, выполнившие учебный план, сдавшие государственный экзамен. Данным положением, опирающимся на федеральные требования и предписания, предусматривается следующее: итоговая государственная аттестация бакалавра предусматривает публичную защиту выпускной квалификационной работы (ВКР) на заседании экзаменационной комиссии; итоговая государственная аттестация осуществляется Государственной аттестационной комиссией (далее – ГАК); ГАК возглавляет председатель (как правило, лицо, не работающее в университете, из числа ведущих специалистов по данному профилю, имеющее степень доктора наук), который организует и контролирует деятельность всех экзаменационных комиссий, обеспечивает единство требований, предъявляемых к выпускникам; в ходе защиты ГАК определяет соответствие знаний, умений и навыков выпускника требованиям федерального государственного образовательного стандарта и принимает решение о присвоении квалификации по результатам итоговой государственной аттестации и выдаче выпускнику соответствующего диплома государственного образца.

Как правило, ГАК состоит из председателя, секретаря (из числа сотрудников выпускающей кафедры) и 4-8 членов из числа преподавателей университета, утвержденных приказом. Процедура защиты является публичной.

Примерно за месяц до даты защиты на заседании кафедры или семинара бакалавров проводится предварительная защита ВКР, в ходе которой студент выступает с сообщением о проделанной научной работе, демонстрирует графические материалы, отвечает на вопросы членов комиссии по проведению предварительной защиты, последние определяют недоработки и недочеты, дают рекомендации по их исправлению. Комиссия выносит решение для утверждения на заседании кафедры: «допустить к защите на экзаменационной комиссии», «допустить после устранения замечаний» или «перенести защиту». Члены комиссии по проведению предварительной защиты имеют право ставить вопрос о недопуске студента к защите. Окончательное решение о допуске квалификационных работ к защите принимает заведующий кафедрой.

Не позднее, чем за 10 дней до защиты студент должен отдать окончательный вариант работы для оценки соответствия ВКР формальным требованиям, предъявляемым к оформлению ВКР, нормоконтролеру, назначаемому из числа сотрудников выпускающей кафедры. При положительном решении нормоконтролера или при условии устранения выявленных им недочетов не позднее чем за пять дней до защиты студент должен отдать работу на рецензию. Для ВКР рецензентом обычно назначается преподаватель выпускающей кафедры. Рецензент должен подготовить развернутый отзыв, содержащий общую характеристику как положительных, так и отрицательных аспектов работы, критические замечания и вопросы, а также общую оценку работы по трехбалльной системе («отлично», «хорошо», «удовлетворительно»). Помимо рецензента, отзыв на работу также дает научный руководитель, в своем отзыве он оценивает своевременность и качество выполнения студентом поставленных в индивидуальном плане задач, самостоятельность его работы и ее научное качество и также выставляет оценку по трехбалльной системе.

В день защиты студент, независимо от присутствия на защите рецензента и научного руководителя, должен передать секретарю ГАК: сброшюрованный текст ВКР, подписанный научным руководителем (и консультантом, если таковой был студенту назначен), самим студентом, нормоконтролером и заведующим кафедрой, допустившим работу к защите; подписанный отзыв рецензента; подписанный отзыв научного руководителя. Дополнительно в экзаменационную комиссию по защите ВКР могут быть представлены другие материалы, характеризующие научную и практическую ценность выполненной выпускной квалификационной работы – печатные статьи по теме работы, отзыв сторонней организации на ВКР, в котором содержится оценка практической значимости полученных в ВКР результатов (например, актуальность составления специализированного словаря, значимость методической разработки и т.п.), справка об апробации результатов исследования на практике и проч.

В ходе защиты студент выступает с небольшим (не более 7 минут) сообщением, в котором представляет работу, определяет основные параметры исследования, формулирует выводы и полученные результаты. По докладу и ответам на вопросы комиссия судит о широте кругозора студента, его эрудиции, умении публично выступать и аргументировано отстаивать свою точку зрения. Обычно придерживаются следующего порядка защиты: после произнесения защитного слова студенту задают вопросы члены ГАК (таким правом также обладают все заинтересованные лица из числа присутствующих на защите), после ответа на вопросы присутствующих, выступает рецензент (в случае его отсутствия подписанную им рецензию зачитывает секретарь комиссии), после чего студент может ответить на вопросы и замечания рецензента, в конце зачитывается отзыв научного руководителя. После окончания публичной защиты проводится закрытое заседание экзаменационной комиссии. Открытым голосованием, простым большинством голосов определяется оценка. При равном числе голосов, голос председателя является решающим.

Экзаменационная комиссия по защите ВКР имеет право отменять (переносить) свои заседания в случае отсутствия председателя; рекомендовать продолжение обучения студента в магистратуре; рекомендовать результаты ВКР к внедрению, а ее результаты к публикации. При выставлении положительной оценки решением ГАК студенту присваивается квалификация «Бакалавр лингвистики».

Рекомендуемая литература

  1. Авдонина Л. Н., Гусева Т. В. Письменные работы научного стиля. М.: Инфра-М, Форум, 2012.
  2. Арнольд И. В. Основы научных исследований в лингвистике: Учеб. пособие. М.: Высшая школа, 1991.
  3. Безрукова В. С. Как написать реферат, курсовую и дипломную работу. М.: Речь, 2008.
  4. Невежин В. П. Как написать, оформить и защитить выпускную квалификационную работу. М.: Инфра-М, Форум, 2012.
  5. Уэстон Э. Аргументация. Десять уроков для начинающих авторов. М.: Флинта; Наука, 2005.
  6. Эко У. Как написать дипломную работу. СПб.: Symposium, 2004.

Приложение 1.Образец оформления титульного листа ВКР

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина»

Институт социальных и политических наук

Кафедра лингвистики и профессиональной коммуникации

на иностранных языках

ДОПУСТИТЬ К ЗАЩИТЕ

Зав. кафедрой ___________ М. О. Гузикова

«____»_____________ 2015 г.

Наши рекомендации