Практическая значимость результатов

Научная новизна

В Положении о порядке присуждения ученых степеней, утвержденном постановлением Правительства РФ от 30 января 2002 №74, дается основное содержательное представление о научной новизне докторских и кандидатских диссертаций:

"Диссертация на соискание ученой степени доктора наук должна быть научно-квалификационной работой, в которой на основании выполненных автором исследований разработаны теоретические положения, совокупность которых можно квалифицировать как научное достижение, либо решена научная проблема, имеющая важное политическое, социально-экономическое, культурное или хозяйственное значение, либо изложены научно обоснованные технические, технологические или иные решения, внедрение которых вносит значительный вклад в развитие страны.

Диссертация на соискание ученой степени кандидата наук должна быть научно-квалификационной работой, в которой содержится решение задачи, имеющей существенное значение для соответствующей отрасли знаний, либо изложены научно обоснованные технические, технологические или иные решения и разработки, имеющие существенное значение для развития страны.

….Диссертация должна быть написана автором самостоятельно, обладать внутренним единством, содержать новые научные результаты и положения, выдвигаемые для публичной защиты, и свидетельствовать о личном вкладе автора в науку.

Предложенные автором решения должны быть аргументированы и оценены по сравнению с другими известными решениями.

В диссертации, имеющей прикладной характер, должны приводиться сведения о практическом использовании полученных автором научных результатов, а в диссертации, имеющей теоретический характер, - рекомендации по использованию научных выводов"9.

Таким образом, под научной новизной результатов понимаются теоретические положения, которые сформулированы и обоснованы автором впервые, ранее в такой форме не были известны, либо научно обоснованные технические, технологические или иные решения, имеющие важное значение для практики и которые ранее не применялись.

Наиболее распространенными формами результатов исследований в магистерских диссертациях по направлению подготовки "Бизнес-информатика" являются следующие:

· тенденции, закономерности;

· принципы, правила;

· формализованное описание, математические модели;

· способы, подходы, методики;

· научно-обоснованные требования, характеристики, критерии, показатели, проектные решения;

· модели бизнес-процессов;

· алгоритмы;

· инструментальные средства;

· учебно-методические комплексы;

· научно-обоснованные рекомендации;

· положения, регламенты, инструкции, планы.

Новые знания, получаемые в большинстве магистерских диссертаций по направлению подготовки "Бизнес-информатика", относятся к области прикладных исследований. Часто они связаны с обоснованием методологических, технологических и технических решений, отвечающих потребностям предприятий и организаций; адаптацией и конкретизацией известных в теории и практике подходов, методологий в области проектирования, разработки, внедрения, сопровождения и развития информационных систем; распространением применения или комплексным использованием известных в экономический теории и/или теории менеджмента методов и подходов на сферу ИТ-проектов.

Следует отметить, что требования к магистерским диссертациям ниже, чем к кандидатским, а тем более докторским диссертациям. Поэтому для магистерских диссертаций достаточно наличия в ней элементов научной новизны. Их количество в регламентирующих документах не оговаривается. В специальной литературе можно найти предложения по наличию двух пунктов научной новизны для магистерских диссертаций10.

Как правило, в магистерских диссертациях по направлению подготовки "Бизнес-информатика" элементы научной новизны представляют собой:

· новый объект исследования;

· применение известного метода к новому объекту исследования;

· применение нового метода к известному объекту исследования;

· постановку известных проблем или задач в новых условиях;

· новые следствия из известных теоретических положений в новых условиях;

· новые или усовершенствованные архитектуры, принципы разработки, модели, методологии, методы решения, методики, технологии, алгоритмы, средства, критерии, показатели.

Элементы научной новизны составляют основу магистерской диссертации и отличают её от выпускной квалификационной работы бакалавра, поскольку свидетельствуют о том, что выпускник обладает необходимыми компетенциями в области производства новых знаний.

Элементы научной новизны должны быть четко и аргументировано изложены в виде совокупности научных/научно-методических положений и обобщений и оценены в сравнении с известными научными результатами других авторов в данной области. Для этого в процессе исследования необходимо изучить и проанализировать лучшие практики, известные научные достижения, научные труды, аналитические исследования по выбранной проблематике.

Формулируя элементы научной новизны, необходимо соотнести их с поставленными задачами, т.е. указать, что выявлено, определено, обосновано, разработано, показать сущность нового результата и его отличие от ранее известных. Например, отличительными признаками элементов научной новизны модели могут быть новые ограничения и допущения, применение модели в новой предметной области, введение новых элементов, блоков, взаимосвязей.

Описание элементов научной новизны рекомендуется проводить по схеме, представленной на рис. 2.9.

Практическая значимость результатов - student2.ru


Рис. 2.9.Схема описания элементов научной новизны

Пример описания элементов научной новизны приведен в таблице 2.9.

Таблица 2.9. Пример описания элементов научной новизны в магистерской диссертации по направлению подготовки "Бизнес-информатика"
Тема Описание элементов научной новизны
Оценка степени зрелости российского рынка ИТ-консалтинга Предложен подход к оценке степени зрелости рынка ИТ-консалтинга, отличительными особенностями которого является применение в качестве основы оценки собственного набора критериев, учитывающего специфику рынка ИТ-услуг, и подходов, используемых в портфельном анализе для определения уровня развития рынка

Примеры типовых ошибок, допускаемых студентами при описании элементов научной новизны, приведены в таблице 2.10.

Таблица 2.10. Типовые ошибки, допускаемые студентами при описании элементов научной новизны
Группа ошибок Примеры
Типовые ошибки, допускаемые студентами при описании элементов научной новизны · Описание элементов научной новизны размыто, элементы явно не выделены. · В описании элементов научной новизны отсутствуют отличительные признаки. · Элементы научной новизны работы не имеют непосредственного отношения к заявленной теме. · Элементы научной новизны подменяются результатами практического характера

Практическая значимость результатов

При формулировании результатов исследования необходимо показать их практическую значимость.

Практическая значимость результатов исследования:

· отражает их вклад в практику,

· показывает, что могут дать результаты для практики или что уже дали,

· характеризуется оценкой эффективности.

В работах, выполняемых в учебном процессе по направлению подготовки "Бизнес-информатика", практическая значимость результатов может проявляться в разработке:

· практических рекомендаций, предложений для конкретного предприятия, группы предприятий или отрасли, госструктур;

· научно-практических и научно-методических рекомендаций для ИТ-компаний;

· предложений по методикам ИТ-образования персонала предприятий и компаний;

· технологий, инструментальных средств для конкретного предприятия, группы предприятий или отрасли, госструктур.

Наши рекомендации