Общая цель научной и практической психодиагностики заключается в постановке психологического диагноза
Психодиагностика, наряду с консультацией и коррекцией, является одной из трех специализаций практического психолога.
Основные понятия
Предмет психодиагностики составляют методы и методики исследования индивидуально-психологических особенностей людей, в том числе принципы диагностирования и заключения, дифференциальная психометрика, нормативные требования к разработке, адаптации и использованию методик.
Объектом диагностического познания являются конкретные люди, наделенные психикой. В практической диагностической задаче активность субъекта решения направлена на обладающие «живой системностью» реальные единичные целостные объекты. Для практического психолога в качестве таких объектов выступают отдельные люди или различного рода крупномасштабные элементы и подструктуры государства: отрасли народного хозяйства, предприятия, школы и т.д.
Объект психодиагностики — психические особенности конкретного человека в терминах общей генерализированной психологической модели личности, полученные в ходе целенаправленной оценки индивидуальных особенностей психологической регуляции деятельности и поведения обследуемого.
В основе решения задач психодиагностики лежит представление о многоуровневом строении объекта психодиагностики. В.В.Столин, полагая, что человек представляет собой три целостные системы — организм, социальный индивид и личность, различает три уровня психической регуляции: организмический (низший уровень), индивидный (средний) и личностный (высший)[1]. Каждый из уровней имеет свою природу, отношения между ними определяются тем, что нижележащие уровни являются условием развития вышележащих, а вышестоящие управляют нижележащими. В соответствии с этим психодиагностика имеет дело с психическими проявлениями различных уровней. Эти проявления (диагностические признаки) можно непосредственно наблюдать, выявлять. Учитывая имеющиеся нормы, по этим признакам становится возможным отнесение объекта к определенной диагностической категории, факторы же, выступающие в качестве психологических причин, механизмов проявления данных признаков, скрыты от непосредственного наблюдения. Поэтому их принято называть "латентными переменными", или "диагностическими факторами", или "диагностическими категориями". На основании выявления признаков и факторов у различных испытуемых возможно их отнесение к определенным диагностическим категориям. Диагностические категории — это широкий класс объектов (классы людей), которым выносится единый диагноз или диагностическое заключение (например, об уровне умственного развития, личностной зрелости, психологической адаптированности и т.п.).
Диагностический вывод — это переход от наблюдаемых признаков к уровню скрытых категорий (например, по покраснению кожи можно догадаться о проявлении чувства стыда, по бледности лица — о чувстве волнения, тревожности, страха и т.п.). Особая трудность психологической диагностики заключается в том, что между признаками и категориями не существует строгих взаимно однозначных соответствий. Пример, один и тот же внешний поступок ребенка (вырвал лист из тетради) может быть вызван совершенно различными психологическими причинами. Для однозначного вывода одного симптома (одного поступка), как правило, недостаточно. Нужно проанализировать комплекс симптомов, т.е. серию поступков в разных ситуациях.
Систематический перебор различных симптомов, связанных с гипотетическим скрытым фактором, обеспечивают тесты.
Тест (англ. test - проба, испытание, проверка) - как психологический термин получил хождение в конце XIX в. Исторически слово «тест» происходит из старофранцузского языка и является синонимом слова «чашка» (лат. testa — ваза из глины).
Тест (в психодиагностике) — серия однотипных стандартизованных заданий часто с готовыми вариантами ответов, из которых обследуемый должен выбрать один, наиболее правильный по условиям выполнения задания. В соответствии с установленной шкалой выбранным ответам начисляются соответствующие баллы. Баллы всех выбранных по заданиям ответов суммируются. Суммарный балл сравнивается с количественными тестовыми нормами. После сравнения формируются стандартные диагностические заключения.
За внешней простотой научных тестов скрывается большая исследовательская работа по их разработке и апробации. Следует различать практическое обследование и научное дифференциально-диагностическое исследование.
Достоинства метода тестирования:
• стандартность условий и результатов;
• оперативность и экономичность применения;
• количественный дифференцированный характер оценки;
• оптимальная трудность (средний обследуемый набирает примерно 50% от максимально возможного количества баллов);
• надежность;
• справедливость (защищенность от субъективных отношений ведущего);
• возможность компьютеризации и массовых обследований.
Ограничения метода тестирования:
• опасность «слепых» (автоматических) ошибок, обусловленных неверным пониманием инструкции, стрессовым состоянием;
• опасность профанации (познелат. profanatio — осквернение святыни) — искажение целеназначения использования психодиагностического метода (например, необоснованное использование метода MMPI в профессиональном отборе);
• невозможность учета индивидуальных особенностей тестируемых лиц;
• отсутствие доверительных отношений.
Диагностическое обследование — это применение готового, уже разработанного теста. Его результатом являются сведения о психических свойствах конкретного обследованного человека.
Психологическое тестирование — выполнение по определенной форме и указанному содержанию задания, направленного на установление индивидуальных особенностей психики (свойств, состояний, процессов) в связи с решением конкретной научной и практической задач исследования.
Дифференциально-диагностические исследование — это комплекс теоретических и экспериментальных работ, направленных на:
1) формулирование концепции измеряемого психического свойства (скрытого фактора, влияющего на эффективность и характер деятельности),
2) выявление диагностических признаков (или "эмпирических индикаторов"), по которым можно получить информацию о заданном свойстве,
3) создание методики регистрации выявленных признаков
4) апробацию созданной методики
5) психометрическую проверку методики
6) проведение исследования для создания норм для оценки и интерпретации полученных результатов.
Нередко за более короткой и внешне простой методикой скрывается сложное и трудоемкое исследование, которое было выполнено для ее разработки.
Психологическая оценка (psychological assessment) — комплексная характеристика объекта диагностики (человека), полученная из разнообразных источников: интервью, наблюдения за поведением, психологических тестов, физиологических или психофизиологических измерений, специальной аппаратуры и т. п. В 1970-е гг. это понятие во многих странах Западной Европы и США почти полностью вытеснило термин «психологическое тестирование». Между понятиями «психологическая оценка» и «тестирование» имеются существенные различия.
Психологическая оценка — понятие более широкое, чем психологическое тестирование. Оценка производится с помощью не только тестов.
Позитивная психологическая оценка — современное понятие, обозначающее измерение оптимального (здорового) функционирования и жизненного успеха личности. Авторы термина [Lopez, Snyder, Rasmussen, 2003 и др.] исходят из идей позитивной психологии, обращенной к силам и достоинствам человека. К этим достоинствам они относят: альтруизм, смелость, честность, обязательность, радость, здоровье, ответственность и хорошее настроение.
В этой оценке делается акцент на сбалансированности информации о «силе и слабостях клиента», обращается внимание на воздействия окружающей среды и иные аспекты оценивания.
Понятие введено в противовес понятию традиционной психологической оценки, в которой господствовала «негативная тенденция», направленная на установление «ненормальных аспектов функционирования» личности при недостаточном внимании к окружающей среде.
Различают такие виды психодиагностики как описательно-симптоматическая и причинная.
Описательно-симптоматическая диагностика — диагностика, которая регистрирует относительно поверхностные психические свойства, оказывающиеся в причинно-следственной цепочке развития в роли следствий. Их регистрация позволяет делать прогноз с некоторой вероятностной точностью, но не позволяет понять и скорректировать истинных причин развития, что особенно важно в случае нарушений развития, отклонений в поведении или личностно-эмоциональной дезадаптации.
Причинная диагностика — диагностика, которая регистрирует относительно более глубокие психические свойства или события, оказывающиеся в причинно-следственной цепочке в роли причин. Их регистрация позволяет понять, можно ли вообще произвести коррекцию хода развития и как конкретно можно скорректировать это развитие.
Психодиагностика делится на научно-исследовательскую и научно-практическую. В основе этого деления — задачи, стоящие перед практическими психологами и психологами-исследователями. Психолог-исследователь ориентирован на обнаружение неизвестных закономерностей, движение познания идет в направлении от реального объекта к идеальному, а результатом является выделение общих закономерностей, присущих различным индивидам. Психолог-практик ориентирован на поиск известных закономерностей у неизвестных обследуемых. Основные отличия методов практической диагностики от исследовательских:
- краткость, простота, экономичность (вследствие ограниченного времени на их проведение, обработку и интерпретацию результатов);
- они включают в себя способы соотнесения полученных результатов с соответствующими нормами;
- основные задачи их применения связаны с решением конкретных, практических вопросов, выявлением множества факторов у единичного объекта измерения (для исследовательских наоборот - получение нового знания, выявление отдельных фактов у множества единичных объектов).