Лекция 2. Проблема выделения базовой мотивации и механизмов ее преобразования
Краткое содержание лекции.Понятие базовой мотивации.Объяснительные модели базовой мотивации. Описательные модели базовой мотивации. Терапевтические модели базовой модели. Общее представление о ситуативной мотивации в школе Курта Левина. Уровень притязаний и мотивация достижения. Влияние мотивов на продуктивность деятельности.Мотивация и личность. Защитные механизмы личности.
Понятие базовой мотивации. Базовая мотивация является изначальной для анализа. Базовая мотивация – значит не сводимая к чему-то другому. Базовая мотивация является первичной, сущностной. Если есть базовая мотивация, то есть и производная мотивация. Тогда возникает вопрос, что является механизмом преобразования базовой мотивации.
Проблематика базовой мотивации предполагает 3 возможности.
А. Объяснительные модели базовой мотивации.
Основной автор Мак-Дауголл выделяет в качестве базовой мотивации понятие инстинкта– это врожденный, изначально данный механизм поведения. Для Мак-Дауголла инстинкт – внутренний источник активности или поведения. Инстинкт содержит 3 аспекта: познавательный, аффективный и моторный.
Познавательный аспект инстинкта – это избирательность восприятия. Индивид воспринимает мир через призму своих нужд.
Аффективный аспект инстинкта – «эмоциональный импульс» – является ядром инстинкта.
Моторный аспект инстинкта – готовность двигательных механизмов к реализации инстинкта.
Эмоциональное ядро инстинкта является критерием их выделения. Однако, этот критерий и число выделенных инстинктов (первоначально 12) подвергались критике.
Психоанализ, как нам известно – это теория личности, но Фрейд задавался проблемой первичных мотивов. Эти первичные мотивы Фрейд назвал первичными влечениями. Источником первичных влечений по Фрейду является либидозная энергия.
Фрейд выделяет 4 компонента влечений:
1. Источник влечений – это тело или его часть, которая порождает потребности.
2. Цель влечений – это уменьшение или снижение потребностей до такой степени, чтобы отсутствовала необходимость в действии.
3. Импульс – это количество энергии, необходимой для удовлетворения влечений.
4. Объект влечения - это предмет или действие с ним, соответствующее цели.
Фрейд не только выделяет влечения, но и показывает механизмы их преобразования. Первый механизм – катексис – это помещение либидозной энергии в определенную предметную область – фиксация этой энергии на определенном объекте, вследствие чего первичная энергия теряет свою подвижность. Второй механизм – это сублимация. Это вытеснение первичной энергии. Вытеснение в смысле высвобождения энергии в культурное русло. Создание культурных предметов – сублимация первичной энергии.
Один из учеников ФрейдаАльфред Адлер (представитель неофрейдизма)тожевыделяет базовый мотив, но считает исходным для анализа не природную энергию, а социальное чувство – чувство общности. Изначальный базовый мотив не только для анализа мотивации, но для развития личности - необходимость войти в общество и занять там определенное место. Адлер выделяет не только социальное чувство, но и препятствия к его реализации. Изначально выделяется не только мотив, но и мотивационный конфликт. Здесь мы встречаемся не с одним мотивом, а с несколькими. Мотивационный конфликт является источником развития личности.
Другой ученик и сотрудник Фрейда Карл Юнг вводит понятие «коллективное бессознательное»-это совокупность универсальных личностных проблем, которые могут возникать перед человеком во все времена.Коллективное – универсальное, общее для всех, для любого человека во все времена – но это проблемы, индивидуальные по способу их разрешения.Это отношения между родителями и детьми, между мужчиной и женщиной, отношение к своей тени – своим вытесненным неуправляемым природным желаниям.Единица коллективного бессознательного - этоархетип.Архетип –это древний тип, исходный тип, изначальный, исходный для анализа. Но архетип по Юнгу, это не конкретный мотив, архетип – это формальный образец, как бы пустая форма для разрешения универсальной личностной проблемы. Юнг подчеркивает, что сама архетипическая ситуация пуста, она должна быть наполнена определенным опытом. Так, если человек столкнулся со своей тенью, ему нужен другой архетип, сознательный архетип, который человек сознательно строит. Сознательный архетип – это персона, определенная социальная роль, совокупность социальных ожиданий, который защищает от тени.
Б. Описательные модели базовой мотивации.
Если в объяснительных моделях стратегией выделения базовой мотивации является та или иная научная концепция, например, представление Мак-Дауголла об инстинкте или представление Фрейда о либидозной энергии, то в описательных моделях стратегией выделения базовой мотивации является статистическая процедура, факторный анализ.
Ярким представителем описательной модели базовой мотивации является Раймонд Кеттелл. Он нам известен как автор знаменитого личностного опросника – 16-ти факторного теста Кеттелла, целью которого является – определение личности, ее личностных проблем. Стратегия индуктивная – переход от частного к общему. Исходным для анализа в тесте является отдельное высказывание, с которым испытуемый может согласиться или нет. Согласие с высказыванием Кеттелл назовет установкой. Установки – это поверхностные черты личности, отнюдь не базовые. Если мы начнем анализировать установки, если мы начнем устанавливать связи между поверхностными чертами путем факторного анализа, мы приходим к следующему слою. За установками располагаются эмоции или чувства. Они являются базовой основой для установок. За установками скрывается собственно базовый уровень. Он называет его словом эрги. Исходных черт или эргов всего 6: это брачные отношения, общение, родительская опека, потребность в исследовании (любознательность), потребность в безопасности и потребность в самоутверждении.
В. Терапевтические модели базовой модели.
Представитель Генри Мюррей,автор известного теста ТАТ (Тематической Апперцепции Тест). Его интересуют те потребности, которые обнаруживаются у человека при обращении за терапевтической помощью. Испытуемому предъявляют типовые сюжетные ситуации в виде картинок, на них изображены люди. Трудно понять, что эти люди делают. Суть в том, что ситуацию надо доопределить. Надо сказать, что предшествовало ситуации, что происходит, что будет потом. Тогда можно предположить, что испытуемый идентифицирует себя с героем картинок, говоря о других, он будет говорить о себе. Основной единицей анализа является выделеннаятема в отчете, тема, которая интересует субъекта. Тема – результат взаимодействия индивида со средой. В теме мы встречаем двуединство следующих понятий. Перовое понятие это потребность.Это потребность, с которой испытуемый пришел к терапевту.В ТАТЕ их обнаруживается немало–это потребностьв самоутверждении, потребность в сочувствии, потребность доминировать, потребность подчиняться, потребность в независимости, потребность в самоуважении, потребность в защите и др. Мюррей замечает, что это не просто изначальные потребности, в теме проявляется не просто потребность, у нее есть условие для выявления. Мюррей назовет это социальным давлением или прессом. Потребности появляются при взаимодействии с социальной средой, под социальным давлением. Эти потребности будут носить вторичный характер, но для терапевтической работы они будут являться изначальными.
Концепция Мюррея позволяет подойти к следующему вопросу.
Общее представление о ситуативной мотивации в школе Курта Левина. Уровень притязаний и мотивация достижения. Основное понятиеК. Левина – мотивационное поле.Левин, как и Мюррей, не отрицает существование базовых потребностей, но он изучает те потребности, которые возникают и развиваются в конкретной ситуации. Мотивационное поле включает в себя субъекта с его квазипотребностями и объекты, которые обладают определенной валентностью. Источник мотивов – это все поле целиком, целостная гештальтная ситуация. При этом сама ситуация должна быть представлена субъектом, то есть, представлена субъективно в сознании субъекта. Это поле существует в настоящем времени «здесь и сейчас». Причинность поведения в мотивационном поле не является однонаправленным. На человека влияет масса возможных предметов со своей валентностью. Системная причинность. Свой подход Левин называет конструктивным.
Какие факты известны в Левиновской школе:
1. Эффект Зейгарник - о непроизвольном запоминании прерванных действий.
2. Исследование фрустрации – реакция на фрустрацию – замещение, одно действие психологически может замещать другое.
3. Мотивационный конфликт.
Когда человек выполняет определенное действие, он не просто стремится его завершить, он имеет представление об ожидаемом результате действия, причем это представление является индивидуальной чертой испытуемого. Представление об ожидаемом результате действия называется уровнем притязания.Уровень притязания-это сообщаемая экспериментатором и внутренне принимаемая испытуемым целевая установка по отношению к уже известной более или менее освоенной и вновь решаемой задаче.Уровень притязания формируется в процессе решения задачи.
Чтобы определить уровень притязания, надо учесть 4 события:
1) предшествующее достижение (испытуемый достиг определенного результата);
2) постановка цели (испытуемый ставит себе конкретную цель - следующий ожидаемый им результат);
3) очередное достижение (испытуемый поставил цель, достиг определенного результата, этот результат можно назвать либо успехом либо неудачей);
4) реакция на успех или неудачу; обычная типичная реакция - в случае успеха человек повышает целевое несоответствие, тем самым повышает свой уровень притязаний (тенденция «стремление к успеху»); в случае неудачи он будет ставить более скромные цели; подобную тенденцию можно назвать адекватный уровень притязаний.
Среди учеников Левина можно назвать фамилию исследователя Хоппе. Хоппе скажет, когда человек стремится к успеху, у него есть определенное представление о себе как субъекте выполняемого действия. Хоппе назовет это – «Я – уровень» - это стремление удерживать представление о себе на возможно более высоком уровне, это определенный внутренний стандарт.
Тенденция «стремление к успеху» проявляется тогда, когда решается задача на среднем уровне сложности. Но есть и другая тенденция. Человек потерпел неудачу, а вдруг поставил себе высокую цель или напротив, добился успеха и занизил свою цель. Эта тенденция получила название избегание неудач.
Удерживать «Я – уровень» можно 2 способами - стремясь к успеху или избегая неудачи.Психологически это разные виды мотивации.Тенденция «стремление к успеху» называется мотив достижения – это стремление повышать свои способности и умения и поддерживать их на возможно высоком уровне в тех видах деятельности, в которых достижение является обязательным.
Мотив достижения впервые был описан Мак-Клелландом. Он был описан рядом с другим мотивом – мотивом избегания неудач. Качественное различие этих мотивов проявляется в том, как испытуемый относится к решению задачи. Он может либо принимать решаемую задачу, активно стремится к достижению цели, либо избегать задачу, уходить от поставленной цели («страх действия»).
Два вида мотивации стали конкретным материалом для разработки модели принятия риска. Эту модель построил Дж. Аткинсон.
Основания модели Аткинсона:
1) В любой ситуации действуют две тенденции – тенденция стремление к успеху и тенденция к избеганию неудач. При складывании получается результирующая тенденция. Каждая их них включает в себя 3 части. Тенденция стремление к успеху включает мотивацию успеха; субъективную вероятность успеха; субъективную ценность успеха. Тенденция избегания неудачи включает мотивацию избегания неудачи; субъективную вероятность неудачи; субъективную ценность неудачи, которая всегда является отрицательной. Испытуемый потерпел неудачу и испытал чувство обиды, досады и др.
2) Субъективная вероятность и субъективная ценность успеха связаны обратной зависимостью.
3) В ситуации риска субъективная вероятность успеха равна субъективной вероятности неудачи. Если преобладает мотив достижения, то результирующая тенденция будет положительная. Испытуемый пойдет на риск. Он будет выбирать задачи средней сложности и постепенно повышать эту сложность в случае успеха. Это будет преобладание мотивации достижения в ситуации риска. Если преобладает мотив избегания неудачи, результирующая тенденция будет отрицательная. Испытуемый избегает ситуации риска. Однако, из чувства сотрудничества с экспериментатором и поддержи со стороны экспериментатора испытуемый выберет либо самые легкие задачи, либо самые сложные. Почему? Чего ради? Потому что когда задача сложная, то вероятность удачи высока, и мала ее субъективная ценность. «Я потерпел неудачу, но какую высокую цель себе поставил».
Влияние мотивов на продуктивность деятельности. Этот вопрос давно обсуждался в психологии. Чем сильнее подкрепление, тем сильнее научение и получил название закона эффекта. В 1908 году Йеркс и Додсон вывели закон оптимальной мотивации. Опыты проводились на животных. Там где белая дверь лежала приманка, где черная дверь – приманки нет. Но приманка мерялась местами. Надо было различать черное и белое. Это легкая задача. Тогда исследователи усложняют задачу - вводят серый цвет, причем, один светлее, чем другой. В третьей серии дверцы были окрашены в серый цвет, который имел разные оттенки. Кроме этого вводилась отрицательная мотивация. В полу тоннели была проложена проволочная сетка, по которой проходил ток. Ток по напряжению был слабый, средний и сильный. Результаты опытов оказались следующими.
Для легких задач оптимальна сильная мотивация. Сильная мотивация провоцирует шаблонные способы решения задачи. Она необходима в привычной ситуации.
Для сложных задач оптимальна слабая мотивация. Если бы мотивация при сложных задачах была сильной, то провоцировались бы шаблонные способы решения. Но сложная творческая задача по шаблону не может быть решена. Для успешного решения задач нужна умеренно-стрессовая, небольшие награды за успех.
Мотивация и личность. Защитные механизмы личности. Ядро личности – структура ее мотивов. Личность возникает в неопределенной ситуации – в ситуации мотивационного конфликта, который для личности является личностной проблемой. Защитный механизм – это термин из психоанализа, термин психологическая защита – это термин более широкий, его можно адресовать к другим теориям личности и психологических практик (терапии поведения, терапии причин и терапии процесса).
К психологическим защитам относят социально культурную регуляцию поведения, понимание культурных норм (сублимация природной энергии в культурное русло), если такого понимания не происходит, сам человек выбирает защитный механизм, который убирает тревогу, но сохраняет причину тревоги. Любой защитный механизм подменяет внутреннюю активность. В терапии процесса гуманистический консультант, гештальттерапевт будет стремиться снять защитный механизм для того, чтобы освободить личность для развития.
Понятие защитные механизмы было предложено в классическом психоанализе.
Защитные механизмы представляют собой особого рода психическую активность, реализуемую в форме специфических приемов переработки информации, которые могут предотвратить потерю самоуважения и избежать разрушения единства «образа Я».
Психологическая защита проявляется в действиях человека по сохранению привычного мнения о себе, по отторжению или изменению информации, воспринимаемой как неблагоприятная и разрушающая базовые представления о себе или о других.
«Механизм психологической защиты, – пишет Р.М.Грановская, – связан с реорганизацией осознаваемых и неосознаваемых компонентов системы ценностей и изменением всей иерархии ценностей личности, направленной на то, чтобы лишить значимости и тем самым обезвредить психологически травмирующие моменты». Однако психологическая защита носит по преимуществу деструктивный характер, так как, поддерживая привычный уровень самоуважения, "она блокирует адекватную оценку реального положения дел в социальной среде и в своем внутреннем мире, лишает человека воли, мужества и ответственности перед собой и другими.
Впервые защитные механизмы были выявлены З.Фрейдом; их специальное изучение связано с именем его дочери – А.Фрейд. В психоанализе были выделены такие механизмы, как отрицание, вытеснение, рационализация, проекция, инверсия, регрессияи др.
Отрицание –процесс устранения, игнорирования травмирующих восприятий внешней реальности. Этот механизм защиты обнаруживает себя в конфликтах, связанных с появлением мотивов, разрушающих основные установки личности; с появлением сведений, которые угрожают самосохранению, престижу, самоуважению. Основная формула отрицания – «нет опасности, этого нет»; «не вижу, не слышу» и т.п. В житейском обиходе подобный механизм обозначают как «позицию страуса». Например, клиническая практика свидетельствует, что первой реакцией пациента на сообщение врача о выявленном серьезном заболевании является отрицание такого диагноза, неверие в него.
Вытеснение или подавление– механизм избавления от внутреннего конфликта с помощью активного исключения из сознания неприемлемого мотива или нежелательной информации. Феномены забывания чего-либо очень часто связаны с вытеснением. Например, особенно неудобные для нас факты легко забываются. Ущемленное самолюбие, задетая гордость, катастрофическое сообщение вытесняются и маскируются другими содержаниями, приемлемыми для самого субъекта. Например, мать, получившая извещение о гибели сына, убеждена, что такого извещения она не получала, она не помнит об этом. Наоборот, готова рассказывать о том, где сейчас ее сын, чем он занимается и т.д.
Рационализация – попытка построения приемлемых, например, моральных, логических оснований для неприемлемых мыслей, поступков, чувств. В частности, рационализация связана с попыткой снизить ценность недоступного. Переживая психическую травму, человек защищает себя тем, что переоценивает (обесценивает) значимость травмирующего фактора в сторону его снижения. Этот механизм еще называют «зелен виноград» (по известной басне И.А.Крылова «Лисица и виноград»).
Проекция –процесс приписывания (переноса) собственных чувств, желаний и личностных черт, в которых человек не хочет себе сознаваться из-за их неприемлемости, на другое лицо. Подмечено, что скупой склонен отмечать в других людях жадность, агрессивный – жестокость и т.п. Когда человек говорит о других, он говорит о себе.
Инверсия –защитный механизм трансформации травмирующего мотива в свою противоположность. Безотчетная, не имеющая разумных оснований неприязнь к человеку может оборачиваться особой предупредительностью к нему, посредством которой субъект старается преодолеть собственные агрессивные чувства. И напротив, нередко симпатия к человеку может демонстрироваться в формах, характерных для неприязненного отношения. Педагоги в агрессивном преследовании мальчиком-подростком своей одноклассницы «прочитывают» чувство первой влюбленности, видят в этом характерный для подростков ритуал ухаживания.
Идентификация – защитный механизм, при котором человек переносит на себя мотивы и качества, присущие другому лицу. В идентификации есть и позитивный момент, так как это механизм усвоения социального опыта, овладения желательными, но отсутствующими у индивида свойствами и качествами. Эмоциональное сопереживание зрителя или читателя героям художественного произведения основано на механизме идентификации с ними. Из практики воспитания известно, что в семье сын идентифицирует себя с отцом, а дочь – с матерью.
Замещение – защитный механизм, связанный с переносом действия с недоступного объекта на доступный. Замещение разряжает напряжение, созданное нереализуемой потребностью, недостижимой целью. Например, одна испытуемая в опытах Т. Дембо после длительных неудач в решении экспериментальной задачи, состоящей в набрасывании колец на бутылки, вышла, расплакавшись, за дверь и в сердцах нацепила все кольца на вешалку.
Регрессия или снижение уровня реагирования– защитный механизм, посредством которого субъект в условиях повышенной ответственности стремится избежать внутренней тревоги, потерять самоуважение с помощью тех способов поведения, которые были адекватны на более ранних стадиях развития. Регрессия есть возврат человека от высших форм поведения к низшим. Инфантильность в поведении и отношениях – яркий феномен регрессии.
Изоляция,или отчуждение, – обособление и локализация внутри сознания травмирующих человека факторов. Доступ в сознание травмирующим чувствам блокируется, так что связь между определенным событием и его эмоциональной окраской не отражается в сознании. Явления «раздвоения (расщепления) личности» могут быть связаны с такой зашитой. В позитивном смысле изоляция каких-то черт есть условие внутреннего диалога. С.Образцов испытывал трудности в общении. Он заговорил, когда на руках у него появилась кукла. Он не только создал собственный театр, но стал великолепным рассказчиком о своих временах юности.