Глава 2 Психологическая структура агрессивного поведения военнослужащих

Наиболее существенными моментами при осмыслении данного феномена является социальная направленность агрессии, так как ту или иную окраску агрессия приобретает только в контексте социальной направленности личности и осуществляемой ею деятельности.

Биологически адаптивная (оборонительная) агрессия – это реакция на угрозу витальным интересам индивида. Характерными примерами биологической агрессии могут выступать реакции детей на воздействия окружающей среды. Агрессия в младенчестве и раннем детстве зачастую проявляется в совершенно откровенной форме. В большинстве случаев родители не удивляются, когда их дети брыкаются, дерутся или ругаются. Хотя и такое поведение детей и неприятно и не поощряется, оно не является неадекватным, так как агрессивность, в таком виде, выступает как средство защиты от внешнего воздействия и главная ее цель заключается в устранении угрозы.

Нравственно-мотивированная (просоциальная) агрессия – это целенаправленные действия, которые не нарушают общепринятых норм и ограждают личность и общество от безнравственных и противозаконных посягательств.

Социально-мотивированная агрессия необходимая для вооруженной защиты Отечества, для эффективного ведения боевых действий, и выражает боевую активность, наступательность , настойчивость, уверенность в себе и в правоте своих действий, а также ненависть к врагу. Каждый военнослужащий обязан обладать устойчивостью к стихиям войны, которая сопряжена с угрозой для жизни. Агрессивность по отношению к врагу укрепляет волевую устойчивость, блокирует отрицательные влияния угрозы жизни и тем самым повышает боевую активность. Соответственно, интересы успешной подготовленности и проведения современного боя требуют развитости у личного состава целенаправленную, сознательную агрессию к противнику, боевого духа, ненависть к врагу.

Деструктивная агрессия представляет собою осознанные, или неосознанные действия, которые направлены на причинение страданий и мучений, и цель заключается в получении удовольствий и является признаком опасной десоциализации субъекта. Главной основой деструктивной агрессии является страсть, или жажда власти, абсолютная и неограниченная власть над другими живыми существами, результат болезненного самоутверждения. Исходя из этого, наиболее адекватным является осознание агрессии как наступательного поведения, которая наносит вред одушевленным и неодушевленным объектам нападения, и которая причиняет физический ущерб людям или вызывает у них психический дискомфорт (отрицательные эмоции, состояния напряженности, страха, обиды).

Агрессивность в поведении военнослужащих преследует разные цели и является: средством защиты витальных интересов; средством психологической разрядки; способом обеспечения личных интересов и достижений конкретной цели; самоцелью, которая удовлетворяет потребности в самоутверждении через насильственные действия. Анализ определенных видов агрессивного поведения, фактов неуставных отношений, дисциплинарных проступков подтверждает, что сходные по внешним признакам акты агрессии, имеют различные внутренние свойства. Если в некоторых случаях агрессия является, как необходимость защитить себя, и носит в основном случайный, ситуационный характер, то в ряде других она имеет место устойчивой внутренней детерминация агрессии, которая непосредственно обозначена личностной особенностью военнослужащего. Это дает возможность определять агрессивность как вторичное, социальное образование индивида, природную основу которого составляют генетически первичные эмоции, которые включаются в процесс социализации субъекта и принимают участие в развитии содержательно-динамических характеристик личности. Агрессивность, как и всякое свойство, имеет разный уровень выраженности, от почти полного отсутствия у субъекта, до предельного, гипертрофического формирования. Исходя, из этого всех разнообразных многочисленных актов агрессии могут, быть отнесены к разным классам на основании основного места агрессивного проявления в общей структуре деятельности индивида:

– на личностном уровне – акты агрессии, которые осуществляются на уровне деятельности, и побуждают к соответствующим агрессивным действиям;

– на индивидуальном уровне – активность направлена на основу потребностей в общении под воздействием ближайшего окружения;

– на индивидном уровне – акты агрессии соотносятся уже не с действиями, а с отдельными ситуациями, поведение при этом выражаются, и определяется особенностью психофизиологического склада субъекта.

Следовательно, чем выше степень диспозиции, то есть тенденция к агрессивному поведению, тем больше вес приобретает когнитивный компонент и в меньшей степени проявляется эмоциональный[1].

Агрессивные действия, как и всякий акт поведения субъекта, имеют свою структуру, которая состоит из 5 фаз:

побуждения к действию;

уточнения субъектом ситуаций действия;

само агрессивное действие;

свертывание действий;

анализ результатов воздействия.

Естественно, как и всякая деятельность, агрессивное поведение обладает планом: внутренний план (мотив, цель, способ) и внешний (объект, средство, условие, результат). Все это – потребность, мотив, цель, ценность и притязание личности военнослужащего и составляет в совокупности побудительный психологический механизм агрессивного поведения. В совокупности тех или иных видов оценочных рассуждений исследуемого, а также их соотношение и возможно, основная роль одного из видов оценочных рассуждений будет являться основной причиной его действий. В связи с этим, все разнообразие актов агрессии можно отнести к четырем классам по параметрам устойчивости и интенсивности оценочного компонента личностного отношения в структуре агрессивных действий: ситуативно-защитная агрессия, оппозиционно-защитная агрессия, инструментальная агрессия, враждебная агрессия.

Ситуативно-защитная агрессия. Агрессивные проявления этого вида возникают ситуативно и зависят, прежде всего, от внешних воздействий.

Оппозиционно-защитная агрессия в значительной мере осуществляется субъективным восприятием ситуации. Основным мотивом для данной формы агрессивного поведения является болезненное и ущемленное самолюбие, чувство невозможности самореализации и самоутверждения.

Инструментальная агрессия навязывается нормами, которые приняты в данном коллективе и главным мотивом агрессивного поведения выступает «групповая солидарность».

Враждебная агрессия. К этой форме поведения относятся действия, в которых деструктивный метод поведения выступает в качестве самоцели, основного мотива аморальных и противоправных действий.

Таким образом, можно сделать вывод, что относительно сходные по внешним признакам акты агрессии могут обладать принципиально разной внутренней природой, и занимать различные места в структуре деятельности.[2]


Наши рекомендации