Динамика развития конфликта
Конфликт – это динамичный, развивающийся процесс. Выделяют следующие основные стадии его развития: предконфликтная ситуация (скрытая, латентная стадия), открытый конфликт и стадия его завершения.
Предшествующая открытому конфликту латентная стадия – это формирование всех его структурных элементов. Прежде всего, возникает причина конфронтации и проявляются ее участники, а затем возникает осознание сторонами противостояния сложившейся ситуации как конфликтной. Динамика конфликта может развиваться далее, если на первой стадии основные противоречия не будут разрешены мирно и полюбовно.
Вторая стадия – это переход его участников к конфликтному поведению, особенности которого определены в психологии и конфликтологии. Динамика конфликта на данной стадии характеризуется расширением числа участников противостояния, дезорганизационными действиями сторон, направленными друг против друга, переходом от решения проблем деловыми способами к личностным обвинениям, причем очень часто с резко негативным эмоциональным отношением, а также высокой степенью напряженности, приводящей к стрессу.
Динамика развития конфликта на данной стадии обозначается термином эскалация, т.е. возрастание деструктивных, разрушительных действий конфликтующих сторон, часто приводящих к необратимым катастрофическим последствиям.
Наконец, динамика конфликта в последней стадии – это поиск способов его разрешения. Здесь используются различные методы, приемы и стратегии управления конфликтом, привлекаются специалисты-конфликтологи и психологи. Как правило, разрешение конфликтной ситуации осуществляется двумя способами: трансформацией причин, лежащих в ее основе, и перестройкой субъективного идеального восприятия данной ситуации в сознании ее участников.
Нужно отметить, что далеко не всегда стратегии разрешения конфликта приводят к полному успеху. Довольно часто все заканчивается частичным результатом, когда видимые формы возникновения и протекания конфликтной ситуации устранены, а эмоциональное напряжение участников не снято, что может явиться причиной возникновения новых противостояний.
Полное разрешение конфликтной ситуации наступает только тогда, когда сняты все ее внешние противоречия и причины, а также устранены все внутренние, эмоционально-психологические факторы.
Наиболее сложной задачей на последней разрешительной стадии конфликта является преобразование, изменение субъективного идеального восприятия причин противостояния в сознании учасников каждой из сторон. Если эта цель у посредников или руководства организацией будет достигнута, то разрешение конфликта пройдет успешно.
Динамика социального конфликта, межличностного или внутриличностного протекает по стандартной схеме и имеет те же стадии и способы разрешения, только, разумеется, со своей спецификой.
Границы конфликта.
Любой конфликт имеет определенные границы. Например, границы в пространстве, во времени, внутренние или внешние. Пространственная граница конфликта – это та территория, на которой происходит конфликт (море, суша, воздух и т. д.). Территория может быть физической (или географической) и социальной. Социальное пространство подразделяется на три вида:
1. экономическое (например, финансовая борьба);
2. социальное (например, непосредственное окружение или группа лиц);
3. символическое (различные атрибуты власти и престижа: флаги, портреты, памятники, гимны, улицы и др.).
Наибольшее значение определение физических границ имеет в вопросах международных отношений и противоречий.
Временная граница конфликта - это продолжительность конфликта. Различают кратковременные, периодические или продолжительные конфликты.
Начинается конфликт при внешнем проявлении своих действий одного участника, при условии, что тот участник, на которого эти действия направлены, осознает их как враждебные для себя и начинает им противодействовать. Совпадение перечисленных трех условий определяет начало конфликта. Если индивид только осознает негативность направленного на него акта поведения, но не противостоит ему своими действиями, то конфликт нельзя считать начавшимся. Действия противоборствующих сторон при начавшемся конфликте должны быть объективными и выраженными физически, а не мысленно. Противоположность позиций – это еще не конфликт. Мысленное планирование будущей конфликтной ситуации некоторыми теоретиками конфликтологии определяется как латентная стадия конфликта.
Считать конфликт оконченным можно вразличных ситуациях: конфликт исчерпан; выход из конфликта одной из сторон (например, в военное время); вмешательство в конфликт третьей стороны (медиаторы, судьи); прекращение действия всех противоборствующих сторон.
Еще одним аспектом определения границы конфликта является количество участников (организаций или групп) или элементов системы конфликта. Если внешний конфликт может быть исчерпан и ситуация восстанавливается сама собой, то внутрисистемный конфликт должен разрешиться. Определение внутрисистемных границ конфликта связано с выявлением всех конфликтующих сторон.
Элементами системы могут являться:
1. непосредственно противоборствующие стороны;
2. организаторы конфликта, не участвующие в эскалации конфликта;
3. подстрекатели;
4. советники;
5. сторонники конфликта.
Определив все элементы системы конфликтной ситуации, можно воздействовать на происходящие процессы.
Эскалация конфликта.
Эскалация (от лат. scala – лестница) – это самый интенсивный по эмоциональному фону и быстро развивающийся этап конфликтного взаимодействия.