Групповой сенсомоторный интегратор, модель 7

«Групповой сенсомоторный интегратор, модель 7-я» с приставками «Стрессор» и «Самоорганизация». В приборе применено механическое устройство для исключительно совместного выполнения задачи группой до 7 человек и устройства для фиксации (записи) общего результата и его индивидуальных слагаемых. Таким образом, создается возможность как для интегративной оценки действий всей группы в целом, так и для дифференцированной оценки действий каждого индивида.

Прибор требует от испытуемой группы только строго координируемых усилий, иначе задача не решается.

Суть задания: группа должна совместными усилиями как можно быстрее и точно провести щуп-писчик по S- образному лабиринту, в который вписывается траектория в виде ломаной линии из 11 звеньев. Каждое касание стенки лабиринта оценивается как ошибка. За каждую ошибку подается со «Стрессора» показание в виде экстерораздражителя через наушники, либо в виде легкого удара электрическим током через манжеты на запястье левой руки.

С помощью прибора в ходе работы очень усилена зависимость действий одного индивида от других и всей группы от действий одного за счет того, что из всего пути щупа-писчика по S-образному лабиринту с траекторией типа ломаной каждый член группы относительно независим только на 1/6 траектории – двух звеньях ломаной, например, звене «АВ» и звене «НО», но, если кто-то из участников группы поставил рукоятку в положение «полный вперед», то и эти два звена пройти невозможно.

Таким образом, фактический (реальный) коэффициент влияния Kp намного больше допустимого коэффициента влияния – Кдоп, то есть

Кр ³ Кдоп

Это объективно требует актуализации организации, лидерства и особенно – способности группы к самоорганизации и самоорганизованности, то есть умению перестроить организацию, сохранить ее в стрессогенных ситуациях. Стрессогенные ситуации создавались с помощью приставки «Стрессор», подающей показания за ошибки как вей группе в целом, так и каждому индивиду в отдельности. Предусмотрено четыре варианта наказаний:

а) за ошибку наказывается только тот, кто ее допустил;

б) за ошибку любого члена группы наказывается вся группа;

в) за ошибку группы наказывается только лидер-организатор;

г) за ошибку лидера-организатора наказывается вся группа, а он сам не наказывается.

Такое введение стрессогенных ситуаций порождает очень важное в психологическом отношении противоречие - быстрота и точность выполнения задания взаимно исключают друг друга, что ставит группу перед дилеммой: либо работать быстро при максимальном риске подвергнуться наказанию (по одному из вариантов), но зато более эффективно решать задачу, так как временный фактор – решающий; либо работать медленно, но точно, и тогда всей группе и каждому индивиду обеспечивается надежная психологическая защита при минимальном риске, но зато поступиться мерой эффективности решения задачи, измеряемого техническими, а не психологическими показателями.

Выбор способа выполнения задания детерминируется не только внутригрупповыми факторами – рискованный лидер-организатор, большое число высокотревожных лиц в группе и т.д., но и в значительной мере внешними условиями. Так, например, в ситуациях высокозначимой для престижа группы процедуры соревнования с очень сильным соперником (другой группой), наиболее эффективен способ – «победа любой ценой» с вынесением всей тяжести наказания на лидера-организатора и т.д.

Способность группы определить стратегию поведения с учетом внутренних и внешних факторов отражает совершенство ее организации, то есть ее организованность. Значительная вариативность выполнения задания да еще в стрессовых ситуациях обогащает психологическое содержание групповой деятельности, так как помимо алгоритмических способов исполнения требуются в значительной мере и эвристические приемы.

За критерий согласованности групповых действий принимается коэффициент согласованности «k», определяемый по формуле:

Групповой сенсомоторный интегратор, модель 7 - student2.ru где,

n – число ошибок,

Lo – длина идеальной кривой графика общих усилий,

To – идеальное время выполнения задачи.

Lo = 39 см, To = 120 сек – постоянные величины.

L – длина кривой графика, полученного при испытании реальной группы,

Т – время, затраченное ею на решение общегрупповой задачи.

Коэффициент согласованности «k» может принимать значение в интервале: О < k £ 1.

Допускается, что величина «k» в какой-то мере отражает уровень социально-психологической согласованности в группе.

«Арка»

«Арка» – прибор для предъявления экспериментальной групповой организаторской задачи, требующей согласованного практического действия группы людей в составе от 2 до 20 человек.

Прибор представляет собою сборно-разборную конструкцию в виде арки (см. рис. 3), отсюда и название самого прибора.

Конструкция изготовлена из пенопластовых «кирпичиков» и металлического крепежного обода с ключом. «Кирпичики» пронумерованы[2] и складываются только в том порядке, как это показано на рис. 3. Например, «кирпичик» № 14 соединяется лишь с «кирпичиком» № 13 снизу и «кирпичиком» № 15 сверху.

Диаметры отверстий несколько больше диаметров штырьков. Это снимает жесткость соединений и делает сборку «Арки» одним человеком практически невозможной, так как возникает необходимость постоянно поддерживать и правую, и левую части «Арки», и, самое главное, - ее свод.

Работа с прибором «Арка» проводится следующим образом.

Испытуемой группе в количестве от 2 до 20 человек (оптимальное количество 5-8 человек) дается предварительная инструкция, в которой экспериментатор объясняет устройство «Арки» и условия ее сборки, предъявляет группе задачу и условливается о сигналах начала и конца ее выполнения. Задача состоит в том, чтобы собрать разобранную «Арку» как можно быстрее.

«Арка» демонстрируется во время предъявления испытуемым инструкции сначала в собранном, а потом и разобранном видах. Рабочая площадь группы – стол экспериментатора и свободное пространство вокруг него.

Сборка «Арки» технически настолько проста и в то же время своеобразна, что при этой деятельности почти полностью исключает какие-либо специальные технические знания, навыки и умения за исключением подготовленности к интегративной, согласованной деятельности всей группы в целом.

Все это обеспечивает широкий возрастной диапазон применения «Арки», в основном нивелируются испытуемые и по половым признакам. «Арка» дает возможность широко варьировать опыт и дополнять его в зависимости от задач исследования. Прибор легко переносится, портативен и прост в эксплуатации, не требует специального помещения и дополнительных приспособлений.

Если описанная конструкция предлагается в виде игры, то мы имеем естественный эксперимент; если же в виде специальной задачи – она выступает в роли лабораторной методики.

Следует заметить, что в процессе испытания группы на «Арке» психические процессы испытуемых протекают бурно, психические состояния проявляются наиболее ярко, эмоции и чувства наиболее заметно выражены, что представляет благоприятные условия для изучения всей группы и отдельных ее членов.

Сама задача по сборке «Арки» сначала воспринимается группой как очень легкое, элементарное задание, которое можно выполнить очень быстро, допустим за 40 секунд, без особого напряжения.

Однако в первой же экспериментальной пробе происходит нечто противоположное: возникает много непредвиденных трудностей, вызванных тем, что не все члены группы сумели почти одномоментно актуализировать свои чувства и волю и «слить» их в единое эмоционально-волевое, групповое состояние высокого напряжения. Поэтому и время выполнения задачи резко увеличивается – вместо 40 секунд – до 2-3 минут.

И только если группа переводит свое настроение в единое одномоментное состояние, близкое к спортивному азарту, она приближается к лучшему времени – 40 секундам.

Подобная картина наблюдается и при последовательном наращивании эмоционального фона групповой деятельности – от работы в условиях изоляции, затем в присутствии другой группы и, наконец, в условиях соревнования с ней. Время соответственно (как правило, у хорошо организованных групп) дважды улучшается, но при продолжении испытания начинает ухудшаться (то есть увеличиваться), так как, видимо, наступает пресыщение (эмоциональная притупляемость), снижение группового настроя на деятельность.

Кроме того, показатели ряда операций по сборке «Арки», например, скорость выбора «кирпичиков» и время их сочленения носят непроизвольный характер, следовательно сильно зависят от установки на общегрупповую деятельность, ее мотивацию, отношение к ней (степень принятия целей и т.д.).

Принцип количественной оценки психологического настроя на деятельность состоит в сравнении результатов, полученных при испытании реальных групп и при испытании идеальной группы, то есть группы, для которой характерно самое высокое состояние психологического настроя.

Время идеальной группы – То = 40 сек, время реальных групп – Т – переменное. Коэффициент состояния психологического настроя определяется по формуле:

L= То / Т

Коэффициент «L» принимает значение в интервале:

0 < L £ 1

Допускается, что величина «L» в какой-то мере отражает уровень состояния психологического настроя на деятельность.

Методика применения

Приборы-модели можно использовать как непосредственно, так и в форме видеозаписей фрагментов лабораторного или естественного эксперимента по изучению малых групп, проведенного на основе данного прибора. Иногда можно совмещать эти два способа, что вызывает большой интерес у студентов.

Время и полнота использования возможностей приборов-моделей определяется формой учебного занятия – от минимальных на лекции – до максимальных на консультациях или в часы самостоятельной работы. Целесообразно давать письменные задания (написание аннотаций, рабочих планов исследования с применением приборов-моделей для исследования психологии группы и индивидов в период педпрактики или в других условиях работы с детьми).

Наиболее охотно используются приборы-модели студентами в период практики, подготовки курсовых и дипломных работ, на занятиях кружков со школьниками, на психологической практике в психологических центрах.

Наши рекомендации