Стоицизм, его психологические аспекты

Стоики – сократическая школа, своё имя школа получила по названию портика Стоа Пойкиле, где основатель стоицизма, Зенон Китийский (4-3 века), впервые выступил в качестве самостоятельного учителя, желающая внутреннего счастья как блага, к внешнему безразличная, так как только внутри мы обретаем свободу. Внешний принцип - живи рационально. Состоит из физики, логики и этики.

Физика. Необходимо для этики.

Стоики представляют мир живым организмом, управляемым имманентным божественным законом логосом. Человеческая судьба является проекцией этого логоса, посему стоики возражали против идеи спора с судьбой или её испытания. Главное препятствие на пути гармонии со своей судьбой — это страсти. Идеалом стоиков был невозмутимый мудрец. Согласно стоицизму, всё существующее — телесно, и различается только степенью «грубости» или «тонкости» материи. Сила не есть нечто нематериальное или абстрактное, а есть тончайшая материя. Сила, управляющая миром в целом, — бог. Вся материя есть лишь модификации, находящиеся в вечном изменении этой божественной силы и снова и снова растворяющиеся в ней. Вещи и события повторяются после каждого периодического воспламенения и очищения космоса. В центре теологии стоиков находится логос. Логос неразрывно связан с материей. Он находится в смешении с ней; он целиком пронизывает, формирует и образует её, созидая тем самым космос. Взаимосвязь всего со всем понимается как осмысленный порядок, реализуемый божественной волей. Такой порядок стоики называют роком, а предопределенную им цель — провидением.

Логика - это умение познавать истину, искусство владения внутренней речью. Стоическая логика, помимо формально-логической теории, содержит исследование гносеологических и лингвистических проблем. При этом в качестве переменных используются не понятия, а высказывания:

Если есть A, то есть и B. A есть. Следовательно, есть и B. Если есть A, то есть и B. Но B не существует. Следовательно, нет и A.

Стоики полагают, что необходимо вскрывать происхождение каждого слова. Например, родительный падеж от имени Зевс — Дзенос — они происходят от «дзен» («жить»). Исходным пунктом стоической теории познания является материя. Хрисипп говорит, что восприятие изменяет состояние нашей материальной души. Зенон полагает, что оно отпечатывается в душе, как в воске. Все нужно воспроизводить во внутренней речи. Но не давать оценки, так как не в нашей воле что-либо менять. Добро и зло есть лишь в том, что зависит от нас, т.е. в морали.

Этика. Свобода – в разуме. Нужно жить согласно разуму, всевышнему закону, мировой разум, он последователен и не совершает ошибок. Но что быть, когда все безразлично, стоики водят теорию обязанностей: она придает относительную ценность всем предметам.

Все люди граждане космоса как мирового государства; стоический космополитизм уравнивал (в теории) перед лицом мирового закона всех людей: свободных и рабов, греков и варваров, мужчин и женщин. Всякое нравственное действие является, согласно стоикам, ничем иным, как самосохранением и самоутверждением и это увеличивает общее благо. Все грехи и безнравственные поступки — это саморазрушение, утрата собственной человеческой природы. Правильные желания и воздержания, поступки и дела — гарантия человеческого счастья, для этого надо всячески развивать свою личность в противовес всему внешнему, не быть покорным судьбе, не склоняться ни перед какой силой. Главная идея стоической этики — телеологически и каузально предустановленный ход мировых событий. Цель человека заключается в том, чтобы жить «в согласии с природой». Это единственный способ достижения гармонии. «Кто согласен, того судьба ведёт, кто не согласен, того она тащит» (Сенека). Стоики выделяют четыре вида аффектов: удовольствие, отвращение, вожделение и страх. Их необходимо избегать, пользуясь правильным суждением. Все вещи стоики делят на благо, зло, безразличие). Предпочитать следует вещи, сообразные с природой. Такие же различия стоики проводят и между поступками. Стоик действует бескорыстно, служа отчеству. Существуют дурные и благие поступки, средние поступки называются «подобающими», если в них реализуется естественная предрасположенность.

Во времена империи учение стоиков превратилось в своего рода религию для народа.

Упражнения стоиков: (теория невозможна без практики)

1). Следить за внутренней речью. Заменять слова: секс – трение внутренностей с выделением влаги.

2). Физика – предмет духовных упражнений. Рассуждать о единстве космоса. Взглядом сверху охватывать весь мир в процессе превращения (видеть девушку разлагающейся).

3). Мыслить зло, которое случается с тобой

4). Постоянное внимание и бдительность.

10. Плотин и его мистико-философское учение о душе. Возврат к источникам, не поиск, а комментирование. Философия – часть образования, а не образ жизни. Ярким был Плотин (3 век) – вершина языческой мысли:Комментатор Платона, примиривший его противоречия. Родился в Нижнем Египте. Молодые годы провел в Александрии, в свое время одном из крупнейших центров культуры и науки. Был в Индии. Вернулся в Рим, где основал собственную школу и начал преподавание. Здесь сложился круг его последователей, объединяющий представителей различных слоев общества и национальностей. В 265 под покровительством императора Галлиена предпринял неудачную попытку осуществить идею платоновского государства — основать город философов, Платонополь, который явился бы центром религиозного созерцания. Уже в преклонном возрасте, стал фиксировать собственное учение письменно. Фрагментарные записи Плотина были посмертно отредактированы, сгруппированы и изданы его учеником Порфирием. ЕдиноеВ центре философии Плотина — диалектика трех основных онтологических субстанций — Единого, Ума и Души. Всякая вещь как таковая прежде всего отлична от всего иного, как некое уникальное «одно». Поэтому Единое, нераздельно присущее всему сущему, есть и все сущее, взятое в нераздельном множестве, и все сущее, взятое в абсолютной единичности. Т.о. из Единого все «изливается», «произрастает» по природе этого положения, без убыли породителя и без его сознательного волеизъявления, но исключительно по необходимости его природы. Единое, выступая как первосущность, не является ни разумом, ни потенциальным предметом разумного познания. Иерархия бытия распространяется от Единого, по ступеням Его нисхождения до материи — низшей границы. Космос находится в постоянном вращении и смене ступеней бытия; в то же время Универсум у Плотина остается статичным, ибо единое первоначало, Благо, которая над всем существует, неизбывно.Это совершенное первоначало, сверхчувственное и сверхмыслимое, является неизреченным, абсолютным Благом. Как «источник наполняет реки, сам ничего не теряя, как солнце освещает темную атмосферу, нисколько не потемняясь само, как цветок испускает свой аромат, не становясь от этого без запаха» — так Единое изливает себя, не теряя своей полноты, неизменно пребывая в себе.НусВторая ипостась — Ум (нус, νόος) — рождается как следствие этой эманации (онтологический вектор перехода от семантически и аксиологически высшей сферы Универсума к низшим, менее совершенным сферам) Единого. Порожденные Умом мысли, идеи, образы, как и сам Ум, продолжают быть в общении и единении с абсолютным Благом.Мировая душаследствие нисхождения Ума. Душа уже не мыслит себя как принадлежность Единому, но лишь стремится к Нему. Душа порождает материю — начало физического и чувственного мира.По Плотину, существуют два вида, две части души: высшая и низшая. Низшая есть [человеческая] природа и обращена к материи (плотности и темноте); высшая есть божественная причастность и обращена к духу (бесконечности и свету). С точки зрения плотиновского мистицизма, высшая рождается от богов и бесплотных звездных духов; низшая размножается в царствах демонов, людей, животных, растений и минералов. МногоеЧувственный космос имеет у Плотина так же иерархическое строение — все возрастающее ослабление воплощения эйдосов по мере движения от «высшего неба» к «земле» — и характеризуется тождеством самосознания и самодеятельности на всех ступенях.Времени как становлению предшествует нестановящаяся вечность, которая в сравнении с чистым эйдосом также есть вечное становление — живая вечность или вечная жизнь. Время не есть ни движение, ни число или мера движения, ни другие его атрибуты. Время есть инобытие вечности, её подвижный образ или вечная энергия «мировой души».Материю Плотин рассматривает как лишенное всякой метафизической самостоятельности многое. Материя — только «восприемница» вечных идей, эйдосов; она лишена качества, количества, массы и т.п.; в чистом виде представляет собой не более чем субстрат изменений, бесконечную неопределенность, несущее.В сравнении с вечно сущими эйдосами материя есть принцип их разрушения и потому — первичное неизбежное зло. Однако, хотя в силу этого чувственный мир является соответственно неразумным и злым, в то же время он разумен и прекрасен, поскольку в чувственно воспринимаемом образе проявляет свой идеальный первообраз, так как причастен божественной сущности. ДушаПлотин неизменно следует Платону в учении о бессмертии души, о нисхождении её с неба на землю и обратном восшествии на небо, об укорененности всех индивидуальных душ в единой «мировой душе», о знании как припоминании и т.д. Концепция восхождения души от чувственного состояния к сверхумному экстазу составляет основу мистицизма Плотина.В целом «душа» для Плотина есть смысловое функционирование Ума за его пределами, «логос ума». Душа для Плотина есть нечто единое и неделимое, субстанция; в своей основе она неаффицируема и бестелесна. Поэтому Плотин критикует пифагорейское учение о душе как о гармонии тела, отвергает концепцию аристотелевской энтелехии и натуралистического учения стоицизма о пневме (душу никак нельзя представлять атомистически, как простую множественность психических состояний). Спор с гностиками:Платин стыдился. Что у него есь тела, как темница души, такие идеи были популярны, например, у гностиков, именно поэтому учение Христа как воплощенного бога сильно не принималось. У гностиков материю создал самый слабый и темный бог, материя зла, это такая космическая драма, но когда она закончится, души станут свободны. Плотин же не ждет конца, духовный мир не иной, его можно достичь слиянием с божеством через философию.

Наши рекомендации