Предпосылки, условия, движущие силы и закономерности психического развития и их учет в педагогическом процессе
Психолги | Ход развития | Условия | Источники | Форма развития | Специфика развития | Движущие силы развития |
Ст. Холл К. Бюллер Э. Торндайк В. Штерн К. Коффка 3. Фрейд Ж. Пиаже А. Бандура и др. Э. Эриксон | От индивидуального к социальному (социализация) | Наследственность и среда | Внутри индивида: в его природе | Приспособ-ление | Разные формы концепции рекапитуляции | Преформизм Конвергенция двух факторов |
Л. С. Выготский А. Н. Леонтьев Д. Б. Эльконин П. Я. Гальперин В. В. Давыдов | От социального к индивидуальному (Закон развития высших психических функций) | Морфо-физиологические особенности мозга и общение | Вне индивида: среда | Присвоение | Развитие ребенка не подчиняется действию биологических законов, а подчиняется действию общественно-исторических законов | Обучение, деятельность |
Основные положения теории культурно-исторического развития психики
Л. С. Выготского
I. Основной предмет психологии – высшие психические функции; личностные особенности человека: направленность, мотивация, характер, воля, нравственность; чувства - гордость, стыд, сопереживания; мировоззрение- обобщенность взглядов на мир, самого себя, суть существования. Развитие ребенка – процесс становления и развития ВПФ, развитие функций необходимо рассматривать в динамике (экспериментально-генетический подход), в процессе становления ВПФ.
II. Формирование ВПФ произошло в процессе исторического развития (филогенеза). Таким образом они являются результатом культурно-исторического развития. В процессе культурно-исторического развития человек создал орудия труда (направленные вовне) и системы знаков (напрвленные на самого человека). Он грают большую роль в становлении и развитии ВПФ в онтогенезе (ребенок учится есть ложкой). Познание социальной сущности предметов, особенностей формы – надо поступать так, как делают все люди (мотивируется поощрением).
III. Особое значение знаков, т.к. они направлены на организацию собственной деятельности - это язык, речь, цифры, жесты, письмо, карты.
IV. Психическое развитие опосредовано орудиями труда и знаками: переход от непосредственного мышления к опосредованному. Речь – обобщенный знак, служит средством мышления, выражения личности, выступает орудием психической деятельности.
V. Развитие высших психических функций – это возникновение чего-то нового, качественного изменения, возникновение новых механизмов и структур. В основе периодизации лежат новообразования – новый тип строения личности и её деятельности, те психологические и социальные изменения, которые впервые возникают в данной возрастной ступени и которые определяют его отношение к среде, его внутренней и внешней жизни, весь ход его развития в данный период.
VI. Факторы развития: процесс психического развития не предопределен заранее, у человека нет врожденных форм поведения в среде, его развитие происходит путем присвоения исторически выработанных способов и форм деятельности.
VII. Детское развитие. Уровень развития зависит от уровня развития общества, в котором он живет. Онтогенез включает в себя 2 линии: 1) Биологическое созревание. 2) культурное развитие – результат усвоения культурных достижений общества – обусловлено исторически. Оба направления начинаются с рождения , протекают параллельно, взаимопроникают друг в друга.
VIII. Наследственность присутствует в развитии всех психических функциях. Наследственные задатки играют роль предпосылок (не входят в структуру ВПФ, но определят ход развития). Формирование личности ребенка происходит под определяющим воздействием среды. Но вместе с тем биологические особенности входят в состав возникающих в процессе развития психических новообразований и влияют на их структуру. Не существует ни одной врожденной особенности, которая была бы нейтральна к психическому развитию ребенка.
1. Чем более резко выражена врожденная предпосылка, тем большее значение она будет иметь при прочих равных условиях.
2. Влияние врожденных предпосылок становится все более и более косвенным, а результаты - более вариативны, т.к. на каждом новом уровне развития появляются новые социальные психологические факторы, которые и опосредуют это влияние.
3. Наследственные задатки оказывают тем меньшее влияние, чем сложнее соответствующее психическое образование.
4. Любая биологическая предпосылка, вовлекаясь в процесс развития психических структур, сама претерпевает изменения ( можно вылечить обучая).
IX. Роль среды: наиболее важен фактор, источник развития. Человек есть существо социальное. Первоначально ВПФ – коллективная деятельность, форма сотрудничества с другими людьми. Потом индивидуальные функции самого человека, огромное значение имеет общение ребенка с окружающими людьми (коллективное поведение): формирование нравственных качеств, мораль.
X. Социальная ситуация развития определяет содержание, направление процесса развития и формирование его центральной линии. Она специфична для каждого возраста, это исходные моменты всех динамических изменений, происходящих в данном возрасте. Она определяет тот путь, следуя которому ребенок приобретает все новые и новые свойства своей личности. В жизни ребенка в данной социальной ситуации возникает ведущий вид деятельности, переход на более высшую возрастную ступень.
XI. 2 уровня умственного развития ребенка.
1. уровень актуального развития (характеризуется уровнем интеллектуального развития, определяется с помощью задач, которые ученик может выполнить самостоятельно)
2. Зона ближайшего развития (решение задач, находящихся в зоне его интеллектуальных возможностей, достигается в сотрудничестве со взрослыми).
Т.о. принцип опережающего обучения – эффективная организация обучения, направленная на активацию, развитие мыслительной деятельности, формирование способности самостоятельно добывать знания в сотрудничестве со взрослыми и другими обучающимися. Обучение должно несколько опережать развитие.