По внеучебной воспитательной работе
Практика по внеучебной воспитательной работе
В процессе практики решаются следующие задачи:
- овладение умениями планировать и вести внеурочную воспитательную работу в классе, с отдельными учащимися;
- накопление представлений о характере и содержании внеурочной воспитательной деятельности и функциональных обязанностях учителя, классного руководителя;
- освоение основных форм внеурочной воспитательной работы с учетом специфики младшего школьного возраста;
- совершенствование умений владеть методами и приемами изучения возрастных и индивидуальных особенностей школьников.
В ходе практики студенты выполняют следующие виды деятельности:
- знакомятся с учебно-материальной базой школы и документацией; основными направлениями воспитательной работы в школе, классе;
- наблюдают за работой педагогического коллектива, системой работы классного руководителя;
- продолжают изучение психолого-педагогических особенностей развития учащихся;
- оказывают помощь классному руководителю в проведении внеучебной воспитательной работы со школьниками;
- самостоятельно разрабатывают и проводят с учащимися отдельные виды воспитательных занятий (беседы, часы общения, конкурсы, викторины, экскурсии, трудовые десанты, операции милосердия, познавательные игры, спортивно-оздоровительную работу, выпуск бюллетеней и газет и т. д.);
- принимают участие в подготовке и проведении общешкольных дел: спортивных и других праздников, КВНов, конференций и т. д.
В процессе практики студенты должны овладеть следующими умениями:
- наблюдать анализировать и планировать воспитательную работу в классе;
- определять конкретные воспитательные задачи с учетом возрастных и индивидуальных задач (определить последовательность работы, привлечь или сформировать актив, помочь выбрать наиболее эффективные приемы и методы, организовать контроль и подведение итогов работы);
- изучать личность школьника и коллектив учащихся в условиях класса;
- проводить отдельные виды воспитательной работы с учащимися (коллективные и индивидуальные).
Отчетная документация оформляется в виде дневника по практике и инструктивно-методического комплекта:
- диагностическая карта класса;
- характеристика классного коллектива (список класса, социальная карта класса, уровень сформированности коллектива);
- характеристика отдельных учащихся (выбранных для индивидуальной воспитательной работы по выявленным проблемам в поведении);
- план воспитательной работы на 2 четверть (на основе плана классного руководителя);
- анализы и самоанализ КТД, этической беседы, кружка, воспитательных мероприятий;
- сценарии разработанных воспитательных мероприятий;
- результаты проведенных диагностик с анализом;
- рекомендации по ведению воспитательной работы в данном классе.
4. Примерный план проведения практики
по внеучебной воспитательной работе
№ п\п | Содержание работы |
1-я нед. | 1. Инструктивное совещание по организации и проведению практики по воспитательной работе: задачи практики; виды деятельности студентов на практике; распределение по классам; отчетная документация; обязанности практиканта. 2. Знакомство со школой. 3. Знакомство с классным руководителем: особенности класса, отдельных учащихся, знакомство с планом воспитательной работы. 4. Составление плана практики на весь период, выбор направления деятельности. |
2-я нед. | 1. Знакомство с классом: характеристика классного коллектива, актив класса, успеваемость и дисциплина, межличностные отношения в коллективе, симпатии и антипатии, дружба, система традиций детского коллектива, отношение к общественной работе и общественно полезному труду. 2. Игры-знакомства, коммуникативные тренинги. 3. Совместно планирование с учащимися коллективных творческих дел. |
3-я нед. | 1. Педагогическая диагностика в школе. 2. Психолого-педагогическое наблюдение: отношение школьника к коллективу; авторитет школьника в коллективе товарищей; общительность и понимание других людей; отношение к отрицательным проявлениям в коллективе. 3. Выпуск газеты совместно с детьми. |
4-я нед. | 1. Диагностика воспитательной возможности классного коллектива. 2. Встреча с социальным педагогом и психологом школы, замом по ВР (система воспитательной работы школы). 3. Экскурсия, игры на свежем воздухе (спортивная эстафета). |
5-я нед. | 1. Изучение направленности личности учащегося, характеристика осознанных мотивов. Интересы, их глубина, широта, устойчивость. Действенность, наиболее ярко выраженные интересы. 2. Воспитательное мероприятие по выбранному направлению работы. |
6-я нед. | 1. Изучение соотношения самооценки и уровня притязаний, характерная для школьника оценка своих возможностей, требовательность к себе, отношение к критическим замечаниям товарищей. 2. Диагностика общего физического развития школьника. 3. Тематические беседы, викторины. |
7-я нед. | 1. Ученик в различных видах деятельности. Отношение к трудовой и игровой деятельности, общественная активность школьника (кувшин достижений). 2. Подготовка к мероприятию. 3. Работа с учителем (корректировка планов, координация деятельности по ситуации). |
8-я нед. | 1. Особенности эмоциональной сферы: характер эмоциональной реакции на педагогические воздействия, развитие моральных, интеллектуальных и эстетических чувств, преобладание настроений школьника, степень эмоциональной возбудимости. 2. Коммуникативные игры (или воспитательное мероприятие по выбору учащихся). |
9-я нед. | 1. Изучение волевых особенностей детей: целеустремленность, самостоятельность, инициативность, решительность, настойчивость, самообладание. 2. Посильное участие в работе с детьми в период каникул. Посещение культурных учреждений.. |
10-я нед. | 1. Изучение направленности личности ребенка, стремления школьника, его намерения, мечты, идеалы, единство сознания и поведения. 2. Викторина по литературному чтению (круг чтения современного школьника). |
11-я нед. | 1. Диагностика воспитательного потенциала семьи школьника. 2. Подготовка КТД. |
12-я нед. | 1. Диагностика заинтересованности учащихся в труде и его результатах, их активность, самостоятельность, организованность и дисциплинированность при проведении работы. 2. Индивидуальная работа с детьми с отклонениями в поведении (определение причины и характера отклонений). 3. Подготовка КТД. |
13-я нед. | 1. Изучение интересов, способностей и склонностей ученика. 2. Диагностика социального статуса трудновоспитуемого ребенка в детском коллективе и внешкольных группах. |
14-я нед. | 1. Итоговое КТД. 2. Рекомендации классному руководителю по планированию воспитательной работы в классе. 3. Подведение итогов практики. Защита инструктивно-методического комплекта. |