Контроль за внеучебной воспитательной работой

Важным условием повышения_качества воспитательного процесса является правильно .организованный внутришколь-ный контроль, который.не4жзр_ывно связан с анализом и оцен­кой результатов воспитательной.работы, является важным ис­точником информации, необходимой для успешного функцио­нирования системы управления воспитательным процессом.

Основная цель контроля — обеспечить постоянное совершен­ствование воспитательного процесса. Важно, чтобы с такой позиции его рассматривали и те, кто контролирует, и те, кого контролируют. Контроль не должен превращаться в давление, диктат, способ выражения недоверия педагогу или ученику. Он решает следующие задачи:

— определение реального состояния воспитательной дея­тельности коллектива; выявление положительного опыта, про­белов в организации и результатах воспитания;

— разработка системы мероприятий, направленных на за­крепление положительного и устранение недостатков;

— предупреждение негативных явлений, устранение недо­статков в деятельности школьного коллектива.

Систематически и грамотно осуществляемый контроль сти-людей, имеет большое воспитывающее, разви-

вающее и организующее, значение. Повышению эффективнос­ти контроля способствует соблюдение ряда условий:

— целенаправленность, плановость, систематичность, сво­евременность и оперативность контроля;

— точная, объективная и всесторонняя информация о состо­янии дел, глубина и обоснованность выводов, рекомендаций по контролируемым вопросам;

— охват контролем всех объектов воспитательной деятель­ности;

— соответствие предъявляемых требований к воспитатель­ной работе в школе современному уровню педагогической на­уки;

— использование различных форм и методов контроля;

— действенность принимаемых мер по результатам контро­ля и распространение положительного опыта;

— высокая педагогическая культура, подготовленность, компетентность проверяющих;

— рациональное распределение обязанностей по контролю между администрацией, общественными организациями, пе­дагогами, активом учащихся;

— выработка единых требований, согласованность лиц, осу­ществляющих контроль.

Важнейшее условие и путь повышения эффективности пе­дагогического процесса — развитие демократических начал при организации контроля за воспитательной работой. Демо­кратизация контроля предполагает прежде всего опору на по­ложительные стороны и достижения в деятельности педагога, ученика, коллектива. Посещая урок или воспитательное меро­приятие, проверяющий старается отметить интересные наход­ки, оригинальные моменты, делая их достоянием других членов коллектива. Так, например, заместитель директора по воспитательной работе после посещения какого-либо дела, ме­роприятия наглядно информирует коллег об удачных воспита­тельных приемах и средствах, используемых классным руко­водителем. Это всегда побуждает дальнейшее творчество педа­гогов, учащихся, вызывает доверие, доброжелательный на­строй к тем, кто проверяет. На недостатках, упущениях в не­которых ситуациях, может быть, и не стоит заострять внима­ние. Говорить о них следует в тактичной форме, как бы совету­ясь с организатором деятельности. Лучше всего наводящими вопросами подвести педагога, ученика к пониманию собствен­ных недоработок, вместе с организатором, педагогом или уче­ником обсудить пути совершенствования деятельности и пре­одоления просчетов в работе.

В связи с вышеизложенным, руководителю и организатору воспитательной работы целесообразно контроль за деятельно­стью коллег, учащихся представлять как способ пропаганды положительного опыта, интересных педагогических приемов или оказания методической помощи.

В демократизирующейся школе идет процесс усиления ме­тодической функции контроля. Контролирующий прежде все­го заботится о том, чтобы предупредить возможные ошибки в деятельности педагога. С этой целью он заранее просматрива­ет план работы педагога по контролируемому вопросу, совету­ет, помогает в подготовке. Правильно поступают в тех педаго­гических коллективах, где педагоги готовят специальные ме-

241

роприятия по заранее составленному ими самими плану. Цель этих мероприятий — освоить новые приемы, способы, средства организации воспитательного процесса и в то же время в скры­той форме осуществить контроль за деятельностью педагогов.

Важный путь демократизации — привлечение к контролю педагогов, а также учащихся и родителей. Это, с одной сторо­ны, формирует чувство ответственности у самих членов кол­лектива за состояние воспитательной работы, требовательность к ее качеству, а с другой стороны, создаются наиболее благо­приятные условия для изучения и внедрения лучшего опыта.

Условие эффективности контроля и путь его демократиза­ции — это дифференцированный и индивидуальный подход, учитывающий специфические особенности и индивидуальные качества контролируемых. Способы, формы контроля выбира­ются с учетом индивидуальных особенностей педагогов, усло­вий деятельности, опыта работы. Целесообразно условно вы­делить ряд групп по различным признакам, чтобы дифферен-цированно осуществлять контроль. Например, начинающие, опытные, высококвалифицированные в области воспитатель­ной работы специалисты, добросовестно работающие педагоги, нуждающиеся в контроле как способе стимулирования их дея­тельности. Некоторые педагоги по решению коллектива могут работать на доверии. Они не устраняются от контроля, а орга­низуют методическую помощь коллегам, участвуют в провер­ках, в организации контроля, что также повышает их ответ­ственность и требовательность к себе.

Демократизация контроля предполагает расширение взаи­моконтроля и самоконтроля. Этот процесс требует регулирова­ния и методической помощи: знакомство с методикой взаимо­контроля и самоконтроля, вооружение педагогов различными схемами, позволяющими осуществлять самоанализ своей дея­тельности и работы коллег.

Подлинно демократический контроль предусматривает уча­стие всех членов коллектива в его планировании, т. е. в опре­делении объектов, содержания, видов контроля, контролиру­ющих и контролируемых.

Один из проблемных вопросов в педагогической теории и практике управления воспитательной работой: «Что контроли­ровать?» Существуют два подхода к определению основных направлений контроля: контроль за организацией и результа­тами воспитательной работы. Оба подхода не исключают, а до­полняют и пронизывают друг друга. В естественном воспита­тельном процессе, например присутствуя на классном собра-

нии, мы можем одновременно видеть и изучать как состояние организации воспитательной работы, так и в определенной мере ее результат.

Условно также можно выделить следующие направления контроля:

1. Контроль за деятельностью педагогического коллектива по созданию системы внеучебной воспитательной работы в школе:

— за деятельностью директора школы;

— за деятельностью заместителя директора;

— за работой заместителя директора по учебно-воспитатель­ной работе, направленной на организацию познавательной де­ятельности школьников во внеучебное время;

— за деятельностью организатора воспитательной работы;

— за работой руководителей кружков, секций, обществ, пе­дагогов-консультантов органов ученического самоуправления;

— за деятельностью методических объединений классных руководителей;

— за работой школьного библиотекаря и других сотрудников школы, причастных к организации воспитательной работы.

2. Контроль за деятельностью классных руководителей.

Существуют разные точки зрения в определении содержа­ния контроля за деятельностью классного руководителя. В за­висимости от целей и задач контроль может включать разные вопросы, но в любом случае существенное значение имеют два момента: уровень педагогического мастерства классного руко­водителя и уровень воспитанности учащихся, развитие коллек­тива. Для всестороннего изучения деятельности классного ру­ководителя можно предложить следующие вопросы:

— наличие системы воспитательной работы, обеспечиваю­щей развитие учащихся; целенаправленность воспитательной деятельности классного руководителя;

— целесообразность и обоснованность планируемой работы;

— систематичность, всесторонность, объективность и дей­ственность изучения учащихся и коллектива;

— работа по организации, сплочению и развитию коллекти­ва: выдвижение общей перспективы перед учащимися, вклю­чение детей в общественную и личностно значимую совмест­ную деятельность, создание традиций, стимулирование тврр-чества учащихся;

— работа по повышению качества знаний учащихся и вос­питанию ответственного отношения к учению, развитию позна­вательных интересов;

— руководство развитием самодеятельных начал в коллек­тиве: приобщение школьников к коллективному планирова­нию, коллективному анализу итогов работы, развитие самоде­ятельности и инициативы учащихся в организации дел, рабо­та с ученическим активом;

— индивидуальная работа с учащимися, создание условий для раскрытия возможностей каждого;

— правильность позиции по отношению к детским органи­зациям и объединениям;

— взаимодействие с учителями, работающими с данным кол­лективом, обеспечение единства требований и действий со сто­роны всех педагогов;

— взаимодействие с родителями, воспитательными учреж­дениями;

— педагогическая и психологическая грамотность учителя, владение методикой воспитательной работы;

— этика, характер взаимоотношений с учащимися и роди­телями;

— ведение документации.

3. Контроль за деятельностью ученического коллектива:

— участие школьников в различных видах внеучебной дея­тельности, возможности для самореализации каждого учени­ка в школьном и первичных коллективах;

— рациональность структуры ученического коллектива, вза­имодействие объединений и групп;

— развитие ученического самоуправления, организация ра­боты по выявлению и воспитанию лидеров;

— преемственность в деятельности ученического коллекти­ва, взаимодействие старших и младших школьников;

— взаимодействие педагогов и учащихся в воспитательном процессе и т. д.

Можно выделить следующие виды контроля:

— индивидуальный и фронтальный, охватывающий одно­временно значительное число участников педагогического про­цесса;

— тематический и комплексный, предусматривающий од­новременно контроль по ряду вопросов, например контроль за системой деятельности классного руководителя;

— текущий, периодический, итоговый;

— предварительный, цель которого зафиксировать исходное состояние вопроса или проблемы;

— предупредительный, который направлен на предупреж­дение возможных ошибок (например, знакомство с замыслами педагога по организации какого-либо дела).

Различают также собственно административный контроль и методический контроль. Административный контроль бли­зок к учету деятельности и фиксирует выполнение или невы­полнение работы. К данному контролю могут привлекаться педагоги и учащиеся. Он не требует специальной подготовки.

Методический контроль предполагает квалифицированный анализ, определение педагогической эффективности, целесо­образности проводимой работы. Этот контроль осуществляют специалисты.

Контроль за воспитательной работой в школе организуется с помощью различных методов, в том числе рассмотренных в первом параграфе второй главы. Это изучение документации 1 (планов, отчетов, протоколов), методических материалов; не­посредственное наблюдение за поведением учащихся в различ­ных ситуациях, действиями педагогов, проведением меропри­ятий, дел, состоянием помещений, мебели, оформления и т.д., изучение результатов деятельности учащихся и педагогов (творческие работы в различных формах); анкетирование пе­дагогов, учащихся, родителей; рейтинговая оценка и самооцен­ка; беседы с детьми, родителями, учителями, представителя­ми общественных организаций, коллективный анализ проде­ланной работы.

Разнообразие содержания видов и методов контроля за вос­питательной работой требует четкого планирования, тщатель­но продуманного плана-графика внутришкольного контроля. Естественно, что глубокий и объективный контроль за всеми участниками и направлениями работы осуществлять невоз­можно и нецелесообразно. В основу отбора объектов контроля прежде всего должны быть положены задачи школы и план воспитательной работы. Руководство школы, педагоги также учитывают;

— современные требования, предъявляемые к содержанию и организации воспитательной работы в школе;

— анализ состояния воспитательной работы по итогам учеб­ного года, основные достижения, недостатки, перспективы на различных направлениях деятельности школы;

— главные проблемы, над которыми работает педагогичес­кий и ученический коллектив;





I

— опыт работы педагогов, уровень их подготовленности к воспитательной работе;

— план аттестации учителей.

Полезно включить в процесс планирования контроля всех педагогов, актив учащихся и родителей, что в дальнейшем оп­ределяет заинтересованное отношение к контролю всех участ­ников педагогического процесса. Так, на заседании методобъ-единения классных руководителей педагоги могут обсудить следующие вопросы:

— какие участки воспитательной работы администрации не­обходимо взять под контроль в первую очередь;

— какие вопросы могли бы контролировать сами педагоги, актив учащихся, родительский комитет.

Каждый педагог отвечает письменно на вопросы: что необ­ходимо проконтролировать лично у него с целью оказания ме­тодической помощи, что проконтролировать с целью изучения и обобщения опыта работы.

Организационную работу по планированию контроля про­водит заместитель директора по воспитательной работе. Чле­ны администрации, руководители общественных организаций, организаторы воспитательной работы вносят свои предложения в план контроля. Заместитель директора составляет проект плана контроля и выносит его на обсуждение администрации, а затем педколлектива.

Для организации текущего контроля составляется план на четверть, месяц, а иногда и рабочий план на неделю. Эти пла­ны конкретизируют годовой план контроля, включая контроль за повседневной работой педагогического и ученического кол­лективов.

Подчеркнем, что контроль — это не самоцель, а педагоги­ческое средство, побуждающее учителей и учащихся к самосо­вершенствованию, поиску, своевременному выявлению акту­альных проблем и способов их решения.

Вопросы для самопроверки

1. Назовите функции педагогического совета.

2. Как обеспечить активность педагогов в процессе подготовки и проведения педсоветов?

3. Назовите основные формы методической работы с педагогами.

4. Как изучать и использовать передовой педагогический опыт воспитательной работы?

5. Назовите пути демократизации контроля за воспитательной

работой.

9A.fi


    , X £          
    ИР   CO тН      
    ИЩИ   1^ гЧ      
    6 А >| «в          
    ||=   О      
l   Ш >о   О»      
о              
ельной pa(   itiift! с ш 5- §•        
S   i X —          
se   ё j | g '« |^ о          
с              
о   iZ q О ^ р 1 m   b-      
S   ^ х § а ч 5          
я              
n   ss§          
f   1*1   <о      
анак   2 * в ? 8 g » 1 а          
ц              
С   5 t О ^ I          
§   = & S          
    ,^          
о   i ^          
S с   Si   •4"      
m   о р          
    « » i |§ i   со      
    0 §=t          
    а g          
    li          
II   тН      

Заключение

Эта книга — результат многолетних поисков ученых в сотрудничестве с практическими работниками. Многие общие и частные технологии апробировались педагогами школ, полу­чили положительную оценку специалистов в области органи­зации воспитательного процесса.

В то же время эта книга — начало решения новых проб­лем, которые обозначились в процессе ее написания, оформле­ния и осмысления полученных исследовательских материалов. __

ЛИТЕРАТУРА

Андреева Г.М. Социальная психология. — М.: МГУ, 1980.

Аникеева Н. Ц. Психологический климат в коллективе. —М., 1989.

Асмолов А. Г. Личность как предмет психологического исследова­ния. — М.: МГУ, 1984.

Байбородова Л. В. Взаимодействие педагогов и учащихся в школь­ном коллективе. — Ярославль: ЯГПУ, 1991.

Байбородова Л, В., Паладьев С. Л., Степанов Е. Н. Изучение эф­фективности воспитательной системы школы. — Псков, 1994.

Безрукова В. С. Воспитательный процесс и его организация в прак­тике школы. — Казань, 1982.

Безрукова B.C. Педагогика. — Екатеринбург, 1996.

Бердяев Н.А. Самопознание. — Л., 1991.

Беспалъко В.П. Слагаемые педагогической технологии; — М., 1989.

Бойко В. В. Общение и взаимодействие в процессе воспитания // Советская педагогика. — 1988. — № 2. — С. 65—69.

Бочарова В.Г. Педагогика социальной работы. — М., 1994.

Вульфов Б. 3. Делать маленькое дело с большой любовью // Соци­альная работа. — 1992. — № 1. — С. 54—57.

Вульфов Б. 3., Иванов В Д. Основы педагогики в лекциях, ситуа­циях, первоисточниках: Учеб. пособие. — М., 1997.

Вульфов Б.З., Хозе С. Б. Педагоги и комсомольцы-школьники: творческий союз. — М., 1987.

Выготский Л. С. Вопросы психологии детской игры /'Вопросы пси­хологии. — 1996. — № 6. — С. 38.

Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. — М., 1984. — Т. 3. — С. 145.

Газман О. С., Матвеев В. Ф. Педагогика в пионерском лагере. — М., 1982.

Гессен С.И. Основы педагогики. — М., 1995.

Гладких В. Г. Целеполагание в деятельности директора школы: Автореф. дис. канд. пед. наук. — М., 1991.

Головаха Е. И. Структура групповой деятельности: Социально-пси­хологический анализ. — Киев: Наукова думка, 1979.

Горшкова В. В. Межсубъектные отношения в педагогическом про­цессе: Автореф. дис. докт. пед. наук. — СПб., 1992.

Грановская P.M., Березная И. Я. Интуиция и искусственный ин­теллект. — Л.: ЛГУ, 1991.

Гребенюк О. С. Педагогика индивидуальности. — Калининград, 1995.

Зеньковский В.В. Психология детства. — М., 1996.




Иванов И.П. Методика коммунарского воспитания. — М., 1990.

Ильина Т. В. Педагогическое планирование в образовательных уч­реждениях. — Ярославль, 1995.

Каптерев П. Ф. Избранные педагогические сочинения. — М., 1982.

Караковский В. А., Новикова Л. И., Селиванова Н.Л. Воспитание? Воспитание... Воспитание! — М.: Новая школа, 1996.

Кирпичник А. Г., Ижицкий В. П. Летние объединения старшекласс­ников. — М.: Знание, 1984.

Комаров Э.Н., ЛитманА.Д. Мировоззрение М.К. Ганди. — М., 1969. —С. 174—175.

Кон И. С. Социология личности. — М., 1967.

Конаржевский Ю.А. Педагогический анализ учебно-воспитатель­ного процесса и управления школой. — М., 1986.

Концепция воспитания учащейся молодежи / Сост. А. А. Бодалев, З.А. Малькова, Л. И. Новикова, В. А. Караковский и др. /'Педагоги­ка. — 1992. — № 3—4. — С. 11—19.

Лебедев О.Е. Теоретические основы педагогического целеполага-ния в системе образования: Автореф. дис. докт. пед. наук. — СПб., 1992.

Левин К. Топология и теория поля // История психологии (10-е — 30-е гг. Период открытого кризиса): Тексты / Под ред. П. Я. Гальпе­рина, А. Н. Ждан. — 2-е изд. — М., 1992. С. 181—190.

ЛутошкинА.Н. Как вести за собой. — М., 1986.

М алькове кая Т.Н. Социальная активность старшеклассников. — М.: Педагогика, 1988.

Маслоу А Самоактуализация // Психология личности: Тексты. — М., 1982.

Мудрик А. В. Введение в социальную педагогику: Учеб. пособие. Часть 1. — Пенза, 1994.

Наторп П. Социальная педагогика. — СПб., 1911.

Нечаев Н. Н. Психолого-педагогические аспекты подготовки спе­циалистов в вузе. — М., 1985.

Обозов Н.Н. О трехкомпонентной структуре межличностного вза­имодействия II Психология межличностного познания / Под ред. А. А. Бодалева. — М., 1981. — С. 80—92.

Осипов П.Н. Стимулирование самовоспитания учащихся. —Ка­зань: Карпол,1997.

Педагогика: Учеб. пособие / Под ред. П. И. Пидкасистого. — М., 1995.

Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник: В 2 ч. — М., 1999.

Психология: Словарь / Под общей редакцией А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. — М., 1990.

Рожков М. И. Развитие самоуправления в ученических коллекти­вах. — Казань, 1987.

Рожков М.И. Социальные пробы как фактор социализации уча­щихся I/ Ярославский педагогический вестник. — 1994. — № 1. — С. 16—19.

Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. — М., 1993. — Т. 1.

Сластенин В.А., Исаев И.Ф. и др. Педагогика: Учеб. пособие. — М.,1997.

Смелзер Н. Социология. — М., 1994.

Сокольников Ю.П. Системный анализ воспитания школьников. — М., 1986.

Социальная адаптация учащихся. — Ярославль, 1996.

Социальная педагогика: теория, методика, опыт исследования. — Свердловск, 1989.

Сухомлинский В. А. Неотложные проблемы теории и практики вос­питания /I Народное образование. — 1968. — № 10. — С. 55—56.

Сухомлинский В. А. Методика воспитания коллектива: Избр. про­изв.: В 5 т. — Киев, 1979. — Т1. — С. 425—668.

Таланчук Н.М. Системно-социальная концепция школьного вос­питания. — Казань, 1991.

Таланчук Н. М. Воспитательная деятельность мастера производ­ственного обучения СПТУ: Вопросы теории. — М., 1987.

Тендряков В. Ночь после выпуска // Шесть свечей. — М., 1985.

Титова Е.В. Если знать, как действовать. — М., 1993.

Уманский Л. И. Психология организаторской деятельности школь­ников. — М., 1980.

Ушинский К.Д. Педагогические сочинения: В 6 т. — М., 1990. — Т. 5.

Ушинский К. Д. Человек как предмет воспитания. Педагогическая антропология: Избр. пед. соч.: В 2 т. / Под ред. А.И. Пискунова, Г. С. Костюна, Д. О. Лордкинанидзе, М. Ф. Шабаевой. — М., 1974. — Т. 1. — С. 229—547.

Шадриков В.Д. Духовные способности. — М., 1996.

Шакуров Р.Х. Социально-психологические основы управления: руководитель и педагогический коллектив. — М., 1990.

Фридман Л.М., Пушкина Т.А., Каплунович И. Я. Изучение лич­ности учащегося в ученических коллективах. — М., 1988.

Фромм Э. Бегство от свободы. — М., 1995.

Шмаков С.А. Игры учащихся — феномен культуры. — М., 1994.

ОГЛАВЛЕНИЕ

ОТ АВТОРОВ ............................................................................... 3

ГЛАВА 1.

Наши рекомендации