Методы диагностики памяти
Память человека еще более многоаспектна, чем его внимание, и с помощью одной или двух методических проб, одного или двух частных показателей удовлетворительно оценить ее практически невозможно. При поступлении ребенка в школу для успешности его обучения в младших классах необходимо знать, как минимум, следующие виды памяти и их показатели:
1. Кратковременную зрительную и слуховую, включая их объем и способность удерживать информацию в соответствующих видах оперативной памяти. Без наличия хорошей кратковременной и оперативной зрительной и слуховой памяти любая информация, воспринимаемая с помощью основных органов чувств, — учебная, трудовая, социальная и другая, не будет попадать в долговременную память и там надолго сохраняться.
2. Опосредованную память, которая характеризуется наличием и самостоятельным, инициативным использованием ребенком различных средств запоминания, хранения и воспроизведения информации.
3. Важно также правильно и точно оценить динамические особенности процесса запоминания и припоминания, включая такие показатели, как динамичность заучивания и его продуктивность, количество повторений, необходимых для безошибочного припоминания определенного набора единиц информации.
Рассмотрим способы определения всех этих видов и показателей памяти по порядку, но прежде сделаем следующее замечание, которое необходимо принимать во внимание в процессе психодиагностики памяти.
Память ребенка дошкольного и младшего школьного возраста, как и его внимание, должна оцениваться не в целом, а дифференцированно, по отдельным показателям, и по каждому из них необходимо делать о памяти ребенка независимое заключение. Что же касается общих выводов о состоянии мнемических процессов у ребенка, то они имеют условное значение и только в общем характеризуют то, в какой степени развитой является его память.
Если большинство отдельных показателей, относящихся к частным видам памяти, сравнительно высоки, а остальные находятся на среднем уровне, то это не позволяет с достаточной уверенностью судить о том, что память ребенка хорошая или средняя. Те виды памяти, которые в данном случае не изучались, могут оказаться иными и как раз такими, которые важны в некоторых видах деятельности. Так что правильнее будет, если в выводах о состоянии памяти ребенка мы будем больше опираться на частные показатели.
Методика 6. “ Запомни рисунки”
Данная методика предназначена для определения объема кратковременной зрительной памяти на геометрические фигуры. Выполнение задания желательно представить в качестве игровой ситуации. Ребенку в качестве стимулов предъявляется картинка рис.6А и дается инструкция примерно следующего содержания:
Рис. 6. Набор фигур к методике «Запомни рисунки».
«На этой картинке (рис. 6А) представлены 9 разных фигур. Постарайся запомнить их и затем узнать на другой картинке (рис. 6Б), которую я тебе покажу позднее. На этой следующей картинке, кроме тех фигур, которые ты запомнил, будут нарисованы еще 6 таких, которые ты до сих пор не видел. Постарайся узнать и показать на второй картинке только те фигуры, которые ты не видел на первой картинке».
Время предъявления стимульной картинки (рис. 6А) - 30 сек. (время на запоминание).
Время воспроизведения запомненных фигур (по рис. 6Б) - 1,5 мин.
Оценка результатов:
10 баллов -ребенок узнал на рис. Б все девять фигур, показанных ему на рис. А, за время менее 45 сек.
8-9 баллов -ребенок узнал 7-8 фигур за время 45-55 сек.
6-7 баллов -ребенок узнал 5-6 фигур за время 55-65 сек.
4-5 баллов -ребенок узнал 3-4 фигуры за время 65-75 сек.
2-3 балла -ребенок узнал 1-2 фигуры за время 75-85 сек.
0-1 балл -ребенок не узнал ни одной из фигур за время более 90 сек.
Выводы об уровне развития:
10 баллов- очень высокий.
8-9 баллов- высокий.
4-7 баллов- средний.
2-3 балла- низкий.
0-1 балл- очень низкий.
Методика 7. “ Запомни слова” и “Выучи слова”
С помощью данной методики можно определить объем кратковременной слухо-речевой памяти и динамику процесса заучивания. Ребенок получает задание за несколько попыток выучить наизусть и безошибочно воспроизвести ряд, состоящий из 12 слов:
дерево, кукла, вилка, цветок,
телефон, стакан, птица, пальто,
лампочка, картина, человек, книга.
Запоминание ряда производится так. После каждого очередного его прослушивания ребенок пытается воспроизвести весь ряд. Экспериментатор отмечает количество слов, которое ребенок во время данной попытки вспомнил и назвал правильно, и вновь зачитывает тот же самый ряд. И так шесть раз подряд, пока не будут получены результаты воспроизведения ряда за шесть попыток.
Результаты заучивания ряда слов представляются на графике, где по горизонтали указаны последовательные попытки воспроизведения ребенком ряда, а по вертикали — количество слов, правильно им воспроизведенных в каждой попытке.
1 2 3 4 5 6