Как уменьшить вероятность конфликтов при оценивании?
Оценка должна быть компетентной
Оценка должна производиться не по форме, а по существу дела
Необходимо в каждой конкретной ситуации определить, какой способ оценки
использовать
Нравственные качества оценивающего, заинтересованность в оценке, зависимость от нее влияют на результат
Тот, кто производит оценку, несет ответственность за ее глубину, всесторонность и беспристрастность
Участие нескольких компетентных экспертов в оценивании повышает его
объективность
Критерии оценивания должны быть достаточно просты, понятны, легко
запоминаемы
Сообщая оцениваемому результаты, нужно:
• максимально объективно дать общую характеристику результатов его деятельности;
• обязательно вскрыть причины достижений и промахов;
• наметить основные направления дальнейшего совершенствования деятельности, четко сформулировать новые цели и задачи;
• воодушевить сотрудников на продуманную, дружную и энергичную работу
Глава 23. Компетентное управление как фактор предупреждения конфликта
В целях повышения объективности, глубины и всесторонности оценкируководителям необходимо учесть следующее.
□ Качество оценки будет тем выше, чем лучше сам оценивающий знает деятельность, результаты которой он оценивает. Оценка должна быть компетентной. В противном случае она только вводит в заблуждение и приводит к конфликтам. Особенность данной рекомендации заключается в том, что, на первый взгляд, она достаточно очевидна, находится на уровне здравого смысла. Видимо, такая простота и приводит к тому, что на практике она нередко нарушается, что провоцирует конфликты.
□ В основе должна лежать оценка конечных и главных, а также учет возможных отсроченных и перспективных результатов деятельности. Если это невозможно, то необходимо оценивать по ближайшим и конечным промежуточным результатам. Оценка должна производиться по существу дела, а не по форме.
□ Очень важно в каждой конкретной ситуации правильно определить, с чем сравнивать достигнутое состояние дел. Не следует ограничиваться оценкой того, что не сделано по сравнению с целями, идеальным решением проблемы, и пр. Необходимо оценить то, что сделано по сравнению с исходным состоянием дел.
□ Непосредственное влияние на оценку оказывают нравственные качества оценивающего, его заинтересованность в объективной оценке и зависимость от тех, кого он оценивает. Чем выше нравственность, заинтересованность в реальной оценке и меньше зависимость оценивающего от оценки, тем более объективной и всесторонней является его оценка.
□ Тот, кто производит оценку, должен отвечать за ее глубину, всесторонность и беспристрастность. Оцениваемые должны иметь право обжаловать оценку, если считают ее неправильной. Оценивающий в свою очередь должен быть способен аргументированно изложить свою точку зрения, продемонстрировать ее всесторонность.
□ Чем сложнее деятельность и могущественнее силы, не заинтересованные в ее реальной оценке, тем труднее быть объективным. В этом случае возможно привлечение экспертов. Оценка результатов несколькими компетентными независимыми экспертами повышает ее глубину, всесторонность и объективность.
□ Критерии оценки результатов деятельности должны удовлетворять требованию: при их простоте и небольшом количестве они должны давать максимально полную информацию о состоянии дел. Основные критерии оценки результатов деятельности должны быть сформулированы для каждой категории работников так, чтобы их можно было легко понять и запомнить.
□ Сообщая результаты оценки, необходимо: максимально объективно дать характеристику результатов деятельности, показать не только упущения, но и достижения; обязательно вскрыть причины достижений и промахов; наметить основные направления дальнейшего совершенствования деятельности, четко сформулировать новые цели и задачи; воодушевить сотрудников на продуманную, дружную и энергичную работу.
Глава 24. Стресс и предупреждение конфликта
Стресс жизни как результат нашего восприятия трудных ситуаций и противоречий
Чрезмерная ориентированность
на окружающих, а не на самого себя
Дисбаланс активности и информационного давления
Таким мир видим только ь
Выход притязаний за рамки возможностей
Шаблонность восприятия трудных ситуаций
Обставить свою жизнь массой условий
Нарушение баланса ответственности и трудности задач
Считать, что нам хуже всех
Ориентироваться на то, чего у нас нет
Зависимость от оценок окружающих
Не искать альтернатив в развитии событий
Оценивать жизнь в мрачных тонах
Жить прошлым или будущим
Избегать юмора
Абсолютизировать уникальность своих проблем
Руководствоваться принципом: меньше знаешь — крепче спишь
Сетовать на несовершенство мира
Проблемы — камень на нашей шее
Постоянно утыкаться в стены своего мирка
Видеть одну, самую трагичную, вероятность
Считать себя полным недостатков
Здоровье отодвинуть на задний план
Глава 24. Стресс и предупреждение конфликта
Стресс жизни— мощный источник конфликтов. Но так ли он неминуем? При всей насыщенности наших отношений и проблем у нас есть возможности противостоять этой падающей башне. Обратимся за помощью к выдающимся личностям, которые представляют широкий временной и культурный пласт: К. Кейсу, В. Федотову, С. Кара-Мурзе, К. Пруткову, А. Пушкину, Ф. Тютчеву. Они выдвигают пусть и не однозначные, но срабатывающие в целом ряде ситуаций предложения.
В жизни стоит соревноваться прежде с самим собой, а не с окружающими.
Уменьшая количество решений и поле своей активности, мы снижаем информационный стресс, но при этом жизнь становится беднее — нужен баланс.
Мир — это зеркало, в котором человек видит свое отражение, — часто причины стресса нужно искать в себе, а не во внешних обстоятельствах.
Уменьшение притязаний снижает вероятность стресса, жить нужно по способностям и средствам, но нельзя забывать и о саморазвитии.
Если нет возможности изменить трудную ситуацию, то для предупреждения стресса необходимо изменить отношение к ней.
Жить без лишних условий, понимать, уважать или любить всех, начиная с себя.
Все будет так, как надо, даже если будет по-другому. Ответственность вызывает напряжение, иначе на нас не могут положиться окружающие.
На Земле многие, попав в наше нынешнее положение, посчитали бы себя на вершине счастья — вспомните о них, и почувствуете себя легче.
Жизнь нужно оценивать не по тому, чего у нас нет, а по тому, что есть.
Жить по совести, уменьшать свою зависимость от внешних оценок — значит реже попадать в стресс.
Полезно прогнозировать не только лучший, но и худший вариант развития значимых для меня событий.
Если хочешь быть счастливым — будь им. Хорошей или плохой нашу жизнь во многом делает наше восприятие ее.
Наш самый счастливый день — всегда сегодня! Наш звездный час — всегда в разгаре! Вчерашний день мертв, до завтрашнего еще надо дожить.
Люди с чувством юмора живут дольше. Юмор противостоит стрессу.
Расширяйте временные границы мировосприятия. Все наши трудности уже были у людей, живших ранее, и они их преодолели.
Расширяйте пространственные границы мира. Живите не просто в квартире, а в Солнечной системе. В ее масштабах наши проблемы невелики.
Расширяйте содержательные границы мировосприятия. Чем больше знаешь, тем лучше управляешь ситуацией и крепче спишь.
Расширяйте вероятностные границы своего мировосприятия. Будьте готовы к абсолютно невероятным ситуациям.
Учитесь видеть совершенство и красоту мира, а также радоваться им.
Хорошо там, где мы есть! Себе можно простить все неудачи и недостатки.
«Есть упоение в бою...». Испытания не только стресс, но и источник саморазвития.
Укрепление физического здоровья — важнейшее условие профилактики любого стресса. В здоровом теле — здоровый стресс.
Раздел 5. Предупреждение конфликтных взаимоотношений
Возможные пространственные границы мировосприятия человека
Галактика |
Возможные временные границы мировосприятия человека
Прошлое * Будущее
5 млрд лет
300 200 100
100 200 300
Глава 24. Стресс и предупреждение конфликта
Пространственные, временные, вероятностные и содержательные границы мировосприятиячеловека индивидуальны. Они развиваются вместе с человеком в течение всей жизни, хотя развитие это может быть не только прогрессивным. Они оказывают заметное влияние не только на стресс и конфликтность человека, но и на формирование принципов жизни, удовлетворенность ею, понимание своего места в ней.
Человек может ограничивать свое мировосприятие пространственными рамкамиразличных масштабов. Можно оценивать свою жизнь в масштабах родного города, села, региона, России. Можно увидеть себя со своими проблемами в масштабах Земли, Солнечной системы, нашей Галактики и даже Вселенной. Чем более образован, масштабен человек, тем шире границы бытия, в котором он оценивает свои место и роль. Чем шире пространственные границы мировосприятия человека, тем реже он испытывает стресс и идет на конфликты.
Восприятие жизни имеет временные границы. Можно с различной степенью подробностей помнить или знать, что было один год, пять лет, десять лет назад. Можно знать историю цивилизации за последние 1000–7000 лет, помнить о том, что наша планета сформировалась около 4,7 млрд лет назад и т. п. Но несравненно сложнее вероятностная оценка будущего. Есть люди, которые живут одним днем, другие составляют прогноз на неделю, и очень немногие пытаются заглянуть дальше. Если человек живет в границах сегодняшнего дня, то у него одна частота и интенсивность стресса и конфликтов. Если границы его мировоззрения простираются далеко в будущее, то и стресс, и конфликты у него другие. Расширение временных границ мировосприятия возможно не только путем знания прошлого, но и прогнозирования будущего, что позволит четче представить свои трудные ситуации и противостоять стрессу.
Вероятностные границы мировосприятияопределяются масштабами разнообразия явлений, событий, ситуаций, с которыми, как предполагает человек, он может столкнуться в своей жизни. На них большое влияние оказывают богатство жизненного опыта, образованность, культура человека. Чем шире вероятностные границы мировосприятия человека, чем больше он видел, знает, допускает, тем реже он попадает в стресс, так как оказывается психологически готов практически к любому варианту развития событий. Чем уже спектр событий, которые, как человек считает, с ним могут произойти, тем чаще он сталкивается с неожиданностями.
Содержательные границыпроблемы определяются глубиной проникновения человека в суть вещей. Степень проникновения в суть происходящего может быть различна, тем не менее она должна быть адекватной ситуации. Каждую секунду своей жизни человек оказывается в той или иной жизненной ситуации. Они могут иметь различное значение для жизнедеятельности человека, требовать разных подходов, знаний, каких-либо навыков поведения и деятельности. Готовность признать возможную их недостаточность необходимо компенсировать всесторонним развитием своего «Я». Это позволит быть постоянно готовым ко всему спектру окружающих нас проблем, готовым при необходимости раздвинуть границы своего представления о них, чтобы адекватно реагировать на трудности. Глубина понимания человеком того, что происходит с ним, его семьей, экономикой, нацией, страной, человечеством, оказывает существенное влияние на стресс и конфликты.
Раздел 5. Предупреждение конфликтных взаимоотношений
Психологические факторы нормализации стресса
N И |
I/ N |
I- .
Nil
1 s s ^
Л О О ™
I- ^ Q. I
Глава 24. Стресс и предупреждение конфликта
Психологический стресс— реакция человека на трудную для него ситуацию.
Он бывает информационным и эмоциональным. Трудность — понятие субъективное, что означает наличие у нас самих возможностей уменьшить стресс. Ситуация может быть трудна в какой-то конкретный момент, а несколько позже может стать обычной, достаточно изменить лишь ее оценку, уровень притязаний, отношение к ней. Например, можно планировать на каждый рабочий день столько дел, что их объем постоянно будет вводить нас в стрессовое состояние. Сократив план, можно сразу уменьшить стресс. Важно вовремя делать подобные шаги. Вот некоторые из них.
1. Человек — существо социальное, поэтому ему свойственно соревноваться с окру жающими. Соревнование с окружающими гораздо чаще вызывает стресс, чем соревнование с самим собой. Мы не знаем возможностей окружающих, а они могут быть гораздо выше наших возможностей. Ведь мы всегда стремимся достичь уровня тех, кто живет лучше нас, а не тех, кто живет хуже.
2. Информационные перегрузки — типичная причина стресса, возможных на этой почве внутриличностных и межличностных конфликтов. Если мы стали раздражительны, нас мучает бессонница, то необходимо сократить по возможности объем и значимость информации, которую еженедельно перерабатывает наш мозг.
3. Люди по-разному оценивают свои возможности по управлению собственной жизнью. Более подвержены стрессу те, кто полагает, что полностью определяет свою жизнь независимо от внешних обстоятельств. Они возлагают ответственность за все неудачи на себя и переживают это. Им мешает непонимание того факта, что многое в нашей жизни зависит от нас, но многое от нас не зависит.
4. Чем выше уровень притязаний, тем более вероятен стресс — реакция, мобилизующая человека на преодоление трудностей. Один человек легко достигает успеха. Другой часто перенапрягается и попадает в стрессовое состояние. Для последнего существует один выход — адекватно оценить уровень своих притязаний и имеющиеся возможности по их реализации.
5. Конфликтное поведение человека — ответ на ситуацию, которую он оценивает как угрожающую. Сама по себе жизнь ни хороша, ни плоха, она объективна. Окраску ей придает наше восприятие. Значит, есть шанс, изменив его, избавиться от стресса.
6. Человек, оценивая свои поступки, опирается как на собственные критерии, так и на мнение окружающих. Для предупреждения стресса и конфликтов, вызванных противоречием между внутренней и внешней оценкой, необходимо выполнение двух условий. В о - п е р в ы х, важно постоянно добросовестно исполнять свои должностные обязанности, не наносить ущерба окружающим, заниматься самосовершенствованием. В о - в т о р ы х, желательно постепенно уменьшать свою зависимость от внешних оценок, избавляться от потребности во внешнем одобрении.
7. Человек, обычно неосознанно, замечает в жизни других выигрышные стороны и не видит тех проблем, с которыми внешне беззаботно живущие люди сталкиваются. Но вполне возможно, что кто-то сейчас завидует вам.
Раздел 5. Предупреждение конфликтных взаимоотношений
Способы управления эмоциями (по Н. Н. Васильеву)
Эмоциональные следы
Глава 24. Стресс и предупреждение конфликта
Конфликт всегда сопровождается переживанием эмоций, которые негативно влияют на наше состояние. Несмотря на это большинство конфликтующих людей обычно настаивают на праве на негативные переживания. Призыв привести в порядок свои эмоции воспринимается ими как призыв к поражению. Тем не менее ряд причин требует взять эмоции под контроль.
□ Во-первых, стресс, неизменно присутствующий в конфликтной ситуации, сопровождающийся сильными эмоциональными переживаниями, приводит к снижению контроля сознания над поведением и к психологическому регрессу. Контроль конфликтной ситуации будет осуществлять тот оппонент, который сможет справиться со своими эмоциями. Это позволит ему анализировать возможные варианты развития события и выбрать наилучшую стратегию поведения.
□ В о - в т о р ы х, по мере эскалации конфликта увеличивается эмоциональная вовлеченность участников, которая сама по себе ведет к росту конфликтности. Каждое эмоционально насыщенное действие будет провоцировать встречные агрессивные реакции, которые сам оппонент будет воспринимать как ответные, вынужденные. Уравновешенное состояние помешает нарастанию враждебности и сохранит возможность выхода на конструктивное взаимодействие.
□ В-третьих, длительное и регулярное пребывание в некоторых эмоциональных состояниях губительно воздействует на состояние организма и приводит к возникновению соматических расстройств. Такого рода заболевания называют психосоматическими, а эмоции, их вызывающие, — разрушающими переживаниями.
Н. Н. Васильев выделяет следующие этапы в протекании эмоций в конфликте.
1. Процесс восприятия события, формирование психического образа и символизация его в сознании.
2. Эмоциональная оценка события.
3. Внутреннее эмоциональное переживание.
4. Внешняя эмоционально-насыщенная поведенческая реакция.
5. Эмоциональный след после выхода из ситуации.
Локализация этапов позволяет выработать систему мер, которая способна оказать действенное влияние на эмоции, сопровождающие конфликтное поведение, что имеет существенно важное значение для адекватной оценки конфликтной ситуации оппонентами и принятия взвешенных и по возможности неконфликтных решений.
В соответствии с этими этапами Н. Н. Васильев предлагает методы управления эмоциями, направленные на изменение:
□ процесса восприятия события;
□ эмоциональной оценки воспринятого события;
□ процесса внутреннего эмоционального переживания события;
□ внешней, доступной для наблюдения реакции;
□ эмоционального следа, оставшегося после прекращения конфликтного взаимодействия.
Раздел 5. Предупреждение конфликтных взаимоотношений
Возможности снижения агрессии в конфликте (по М. С. Миримановой)
Пассивный способ
Логический способ