Тема 1. Теоретические основы психологии детей с задержкой психического развития (ЗПР)

СПЕЦИАЛЬНАЯ ДЕТСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Часть 2

Учебно-методическое пособие

Ярославль

Тема 1. Теоретические основы психологии детей с задержкой психического развития (ЗПР) - student2.ru 2012

УДК ББК   Печатается по решению редакционно-издательского совета ЯГПУ им. К. Д. Ушинского

Рецензент:

Специальная детская психология. Часть 2 [Текст]: учебно-мето­дическое пособие для студентов дефектологических факультетов вузов /Вачеян Л.А.– Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2012. – с.

Учебно-методическое пособие для студентов дефектологических факультетов вузов. Раскрывает содержание дисциплины «Специальная детская психология» в разделах «Психология детей со слабовыраженными отклонениями в психофизическом развитии».

Автор-составитель:

Вачеян Лариса Александровна, к.пс.н., старший преподаватель кафедры специальной (коррекционной) педагогики.

УДК

ББК

© ГОУ ВПО «Ярославский государственный

педагогический университет им. К. Д. Ушинского, 2012

Содержание

Пояснительная записка

Тема 1. Теоретические основы психологии детей с задержкой психического развития (ЗПР)…….

Учебные вопросы………………….

Рекомендуемая литература…………………………………………

Содержание раздела дисциплины……..……………………………………………………………

Тема 2. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) как проявления минимальной мозговой дисфункции…………………………………………………………..

Учебные вопросы………………………………………………………...…………………………….

Рекомендуемая литература…………………………………………………………………

Содержание раздела дисциплины……..…………………………………………………………

Тема 3. Психолого-педагогическая характеристика дошкольников с задержкой психического развития….

Учебные вопросы………………………………………...…………………………….

Рекомендуемая литература…………………………………………………………………

Содержание раздела дисциплины……..…………………………………………………………

Тема 4. Психолого-педагогическая диагностика и психокоррекция слабовыраженных отклонений в психическом развитии……………………………………………………………………………

Учебные вопросы…………………………………………………...…………………………….

Рекомендуемая литература………………………………………………………………………

Содержание раздела дисциплины……..………………………………………………………

Методические рекомендации к проведению практических занятий…………………

Содержание самостоятельной работы студентов………………………….………..

Примерная тематика рефератов и докладов…………………………

Приложение

Пояснительная записка

Психология детей задержкой психического развития – область психологической науки, изучающая детей, для которых характерно отклонение от нормального темпа психического развития. На основе такого изучения определяются возможности и пути компенсации дефектов различной сложности, строится система обучения и воспитания детей, имеющих задержку психического развития.

Цель изучения дисциплины - формирование мотивационно-ценностного компонента профессиональной подготовки будущих специалистов, их ознакомления с теоретическими и прикладными аспектами психология детей с задержкой психического развития.

Задачи:

1. Овладение теоретическими знаниями по различным разделам психология детей с задержкой психического развития.

2. Изучение прикладных аспектов психологической диагностики отклонений в психофизическом развитии детей с задержанным развитием.

3. Освоение основных методов и приёмов психологической коррекции отклонений в развитии у детей с задержкой психического развития.

Наряду с методическими вопросами специальной детской психологии, связанных с современным пониманием нормального и отклоняющегося развития, вопросами реабилитации, компенсации и социально-психологической адаптации людей с недостатками в развитии, основной акцент в данном методическом пособии делается на формировании практических навыков изучения и психологической коррекции людей с дизонтогениями по типу ретардации.

Требования к уровню освоения содержания дисциплины:

Студенты, освоившие дисциплину должны овладеть:

- знаниями по всем разделам дисциплины;

- умением проводить психолого-педагогическое обследование с целью определения хода психического развития, соответствия возрастным нормам;

- навыками дифференциальной диагностики для определения типа нарушений;

- умением формулировать психолого-педагогическое заключение;

- навыками консультирования детей и взрослых с отклонениями в развитии, их родителей и педагогов по проблемам обучения, развития, воспитания;

- умениями и навыками разрабатывать и реализовывать коррекционно-образовательные программы;

- навыками психопрофилактической работы, направленной на создание благоприятного психологического климата в образовательном учреждении.

Видами профессиональной деятельности, которыми овладевают студенты, являются:

Социально-педагогическая, коррекционно-развивающая, психодиагностическая, психопрофилактическая, просветительская.

Тема 1. Теоретические основы психологии детей с задержкой психического развития (ЗПР)

Учебные вопросы

1. Современная терминология, использующаяся для обозначения детей, нуждающихся в специальной психологической помощи: «дети группы риска», «Дети с ограниченными возможностями здоровья» и др.

2. Актуальные проблемы психологии детей со слабовыраженными отклонениями в интеллектуальном развитии.

3. Задержанное развитие как тип дизонтогенеза.

4. Понятие задержки психического развития ребенка.

5. Специфические закономерности психического развития детей с ЗПР.

6. Классификация ЗПР по этиологическому признаку, предложенная К.С. Лебединской.

7. Классификация детей с ЗПР М.С. Певзнер на основании сочетания инфантилизма с другими проблемами развития.

8. Этиология слабовыраженных отклонений в интеллектуальном развитии.

Рекомендуемая литература

Основная литература:

1. Защиринская, О.В. Психология детей с задержкой психического развития. Хрестоматия: Учебное пособие для студентов факультетов психологии. [Текст] - СПб.: Речь, 2003.

2. Никишина, В. Б. Практическая психология в работе с детьми с задержкой психического развития: пособие для психологов и педагогов [Текст] // М.: ВЛАДОС, 2004.

3. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития: (олигофренопедагогика): Учеб. Пособие [Текст] // Б.П. Пузанов, Н.П. Коняева, Б.Б. Горский и др.; Под ред. Б.П. Пузанова. – М., 2000.

4. Основы специальной психологии: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений [Текст] / Л.В.Кузнецова, Л.И., Переслени, Л.И. Солнцева и др.; По ред. Л.В. Кузнецовой. – М., 2003.

5. Специальная психология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений [Текст] / В.И. Лубовский, Т.В. Розонова, Л.И. Солнцева и др.; Под ред. В.И. Лубовского. – М., 2003.

6. Коноваленко, С.В. развитие слухо-зрительно-моторной координации у детей с задержкой психического развития. [Текст] // Специальная психология. № 1 (11) , 2007.

7. Левченко, И.Ю., Киселёва, Н.А. Качественный анализ показателей психической деятельности дошкольников с задержкой психического развития. [Текст] // Специальная психология. № 1 (7), 2006.

Дополнительная литература:

1. Выготский, Л.С. Собр. Соч.: В 6 т. [Текст] – М., 1982 - 1985. – Т. 5.

2. Власова, Т.А., Певзнер, М.С. Учителю о детях с отклонениями в развитии. [Текст] – М., 1973.

3. Кучма, В.Р., Платонова, А.Г. Дефицит внимания с гиперактивностью у детей России. [Текст] - М., 1997.

4. Дети с нарушениями развития: Хрестоматия [Текст] / Сост. В.М. Астапов. – М., 1995.

5. Егорова, Т.В. Особенности памяти и мышления младших школьников отстающих в развитии. [Текст] – М., 1973.

6. Марковская, И.Ф. Задержка психического развития: клиническая и нейропсихическая диагностика. [Текст] - М., 1993.

7. Обучение и воспитание детей «группы риска»: Хрестоматия [Текст] /Сост. В.А.Астапов, Ю.В. Микадзе. – М., 1996.

8. Словарь по коррекционной педагогике и специальной психологии [Текст] / Сост. Н.В. Новоторцева. – Ярославль, 1999.

9. Слепович, Е.С. Игровая деятельность дошкольников с задержкой психического развития. [Текст] – М., 1990.

10. Ульенкова, У.В. Шестилетние дети с задержкой психического развития. [Текст] – М., 1990.

11. Ульенкова, У.В. Дети с задержкой психического развития. [Текст] – Н. Новгород, 1994.

Содержание раздела дисциплины

Наши рекомендации