Межличностный конфликт
1. Понятие межличностного конфликта
2. Функции, структура и динамика межличностного конфликта
3. Основные стили поведения в межличностном конфликте
- Понятие межличностного конфликта
Межличностные конфликты, наряду с групповыми, – одни из наиболее распространенных видов конфликтов. Межличностные конфликты тесно связаны с другими видами конфликтов: межгрупповыми, этническими, организационными, поскольку любой конфликт – это всегда взаимодействие конкретных индивидов, и для того чтобы запустить действие механизма конфликтного противостояния, необходима личная мотивация участников, чувство неприязни или ненависти к другому.
Межличностный конфликт – столкновение двух или более индивидов, вызванное несовпадением целей и интересов, ценностных ориентаций, борьбой за дефицитные ресурсы, осознанием угрозы безопасности, психологическими и поведенческими особенностями. Под межличностным конфликтом понимают также открытое столкновение взаимодействующих субъектов на основе возникших противоречий, выступающих в виде противоположных целей, не совместимых в какой-то конкретной ситуации. Межличностный конфликт проявляется во взаимодействии между двумя и более лицами. В межличностных конфликтах субъекты противостоят друг другу и выясняют свои отношения непосредственно, лицом к лицу.
В межличностном конфликте каждая сторона стремится отстоять свое мнение, доказать другой ее неправоту, люди прибегают к самым различным видам агрессии, от вербальной до физической. Такое поведение вызывает у субъектов конфликта острые негативные эмоциональные переживания, которые обостряют взаимодействие участников и провоцируют их на экстремальные поступки. В условиях межличностного конфликта зачастую затрудняется рациональное восприятие реальности, эмоции начинают брать верх над разумом. Многие его участники после разрешения межличностного конфликта еще долго испытывают отрицательные эмоции.
Межличностный конфликт выявляет отсутствие согласия в сложившейся системе взаимодействия между людьми. У них появляются противоположные мнения, интересы, точки зрения, взгляды на одни и те же проблемы, которые на соответствующем этапе взаимоотношений нарушают нормальное взаимодействие, когда одна из сторон начинает целенаправленно действовать в ущерб другой, а та, в свою очередь, осознает, что эти действия ущемляют ее интересы, и предпринимает ответные действия.
Такая ситуация чаще всего приводит к конфликту как средству ее разрешения. Полное разрешение конфликта будет осуществлено в том случае, когда противоборствующие стороны вместе вполне осознанно устранят причины, породившие его. Если же конфликт разрешится победой одной из сторон, то такое состояние окажется временным и конфликт обязательно в какой-то форме заявит о себе при благоприятных обстоятельствах.
Межличностный конфликт предполагает прямой контакт между оппонентами, непосредственное взаимодействие. Такая своеобразная «погруженность» в конфликт ослабляет действие механизмов рефлексии, ведет к искажению восприятия ситуации. К психологическим особенностям конфликта можно отнести следующие моменты.
1. Недостаточная осознанность мотивов поведения, своих и оппонента. Наверное, точнее было бы говорить о своеобразной мифологизации мотивов, их конструировании под влиянием различных факторов. Типичными примерами мифологизации являются:
– иллюзия собственного благородства (я отстаиваю в борьбе правое дело, истину, добро и справедливость);
– гипертрофирование чужих недостатков (принцип соломинки в чужом глазу);
– двойной стандарт оценки (что можно мне, абсолютно недопустимо со стороны оппонента);
– упрощение конфликтной ситуации, перевод ее в одно измерение противостояния и борьбы;
– осознанная, или, чаще, неосознанная подмена объекта конфликта, усиливающая мотивацию конфликтного поведения.
2. Подмена мотивов конфликтного поведения, чаще всего связанная с действием механизма проекции – переноса внутреннего психологического состояния на оценку других объектов или людей (либо приписывание своих мотивов другим). В основе этого могут лежать:
– подавленные потребности;
– неразрешенные проблемы прошлого (например, детские комплексы);
– комплекс неполноценности;
– собственные внутренне неприемлемые качества или черты личности, существование которых человек не хочет признать и переносит вовне.
Причины межличностных конфликтов очень разнообразны и обусловлены действием самых разнообразных переменных: от социокультурных особенностей индивидов до несовпадения их психологических типов.
А.В. Липницкий выделяет следующие группы основных причин конфликтов:
«1) ограниченность ресурсов – их качественная и количественная сторона;
2) различные аспекты взаимозависимости (полномочия, власть, задания и другие ресурсы;
3) различия в целях;
4) различия в представлениях и ценностях;
5) различия в манере поведения и жизненном опыте;
6) неудовлетворительные коммуникации;
7) личностные особенности участников столкновений»[1].
Разумеется, любой перечень причин будет принципиально неполон. Поэтому для понимания сути межличностного конфликта целесообразно рассмотреть внутренний механизм его формирования.