Онтогенез личности: движущие силы и условия развития личности
Личность – это такое психическое образование, которое при всей его стабильности подвержено непрерывному развитию. Развитие является настолько важным атрибутом личности, что его считают “основной формой ее существования”. Есть даже теории личности, основной идеей которых выступает принцип развития. Одна из них гласит: “Личность человека – это форма, пребывающая в процессе постоянного изменения. Процесс этот от рождения до смерти – творческий. Личность способна ощущать себя как нечто, не имеющее возраста и ничем не ограниченное. Личность как протекающий во времени процесс, растет, развивается и эволюционирует в виде постоянно меняющегося тела, оставаясь, тем не менее, для себя неизменно тем же самым. В своем движении “Я” не имеет возраста, не меняется, устойчиво к разрушениям, вызываемым временем, и в то же время меняется, адаптируется, заново творит себя”.
Онтогенез личности – личностно ориентированное развитие индивидуальной человеческой психики на протяжении всей жизни, включающее возникновение самой личности и ее последовательные трансформации в ходе физических перемен организма и множественных социальных и иных взаимодействий. В ходе онтогенетического развития и жизненного пути человека происходит прогрессирующая индивидуализация организма и личности человека, охватывающая все уровни этого развития.
Почти все психологи, занимающиеся онтогенезом личности, признают возникновение “ядра”, которое обозначается то термином “я-система”, то “система я”, то просто “я”. Обычно это событие называют “рождением личности”.
Онтогенез личности – это главное направление развития человеческой психики. Развитие человека с самого начала обретает личностный характер. Это значит, что в процессе онтогенетического развития в психике возникают качественно новые образования, несводимыe
к переменам в психических функциях. Эти новые психологические образования представляют собой интегративные системы, в состав которых входят менее сложные функции. Восприятие, память, мышление и другие функции имеют свою логику развития, преобразуясь путем интеграции в высшие функции: категориальное восприятие, логическую память, речевое мышление и т.д. Высшие функции представляют собой неделимый “сплав” базовых психических функций. Они определяют деятельность человека, взаимоотношения с людьми и отношение
к самому себе. Их распад возможен только в результате патологии.
Однако наряду с такого рода новообразованиями существуют и другие, более сложные интегративные системы. К разряду таких систем относится воля, не имеющая коррелята среди элементарных психических функций и включающая в свою структуру не только сознательно поставленные цели, но и другие высшие психические функции (эмоциональную память, воображение, нравственные чувства и пр.), определенное сочетание которых дает возможность человеку управлять своим поведением. Такие психологические системы могут меняться
в процессе жизни, на основе приобретаемого человеком опыта и с изменением общей характеристики его личности.
Л.С. Выготский рассматривал в качестве сложной системы, имеющей устойчивый характер, но развивающейся на протяжении жизни, сознание ребенка. Он показал, что эта системно организованная область психического имеет определенную логику развития. В младенческом возрасте сознание характеризуется недифференцированностью и несамостоятельностью функций, которые находятся в непосредственной зависимости от восприятия; даже эмоции младенца длятся лишь до тех пор, пока вызывающий их раздражитель находится в поле восприятия. Затем в процессе онтогенеза активизируются другие функции: сначала память, потом мышление. Согласно теории Л.С. Выготского, в ходе онтогенеза меняется системное строение сознания ребенка.
Продолжая эту линию теоретического рассуждения, Л.И. Божович рассматривала саму личность человека как относительно устойчивую психологическую систему, только более высокого интегративного уровня, приписывая ей свою логику развития. Основной чертой этого развития является умение вести себя независимо от непосредственно воздействующих обстоятельств (и даже вопреки им), руководствуясь собственными, сознательно поставленными целями. Активный, а не реактивный характер поведения означает, что человек является хозяином и над обстоятельствами, и над самим собой.
Мотивационным механизмом такого поведения, характерного для созревания личности, является связь поставленных человеком целей с его высшими чувствами, которые и сообщают целям непосредственную побудительную силу. Отсутствие или слабость этих чувств заставляет человека прибегать к волевому самопринуждению. Значимость эмоционального развития в онтогенезе личности объясняется тем, что человек, постоянно сталкивающийся с внутренними конфликтами, отличается нерешительностью, неустойчивостью поведения, неспособностью добиваться сознательно поставленных целей, т.е. отсутствием основополагающих черт, которые характеризуют психологически зрелую личность.
Таким образом, вновь подтверждается идея о том, что единство познавательных и эмоциональных процессов – важный признак формирования личности.
Процесс формирования личности часто называют социализацией. Социализация – процесс формирования личности, включающий различные трансформации человеческого индивида под влиянием культуры, прежде всего адаптацию к общественным условиям жизни и деятельности, обретение социально значимых свойств. Этот процесс можно было бы назвать и “персонизацией”, то есть созреванием личности. В ходе социализации (обучение, воспитание, накопление практического опыта) образуется внутренний мир человека, содержательная часть которого – образная и понятийная картина себя, мира внешнего и своего места в нем. Но это, конечно, не значит, что личность – исключительно социальное явление. Без надлежащей биологической основы, без природных человеческих способностей, прежде всего способности овладения языком, формирование личности невозможно.
Все природное в человеке остается с ним и в процессе его социализации, проявляясь во многих потребностях и связанных с ними эмоциях, в темпераменте, способностях, социальных инстинктах. Природное в человеке предопределяет тот потенциал, который человек приносит с собой в мир, то новое, чего не было до его рождения, и в большой степени обусловливает его уникальную индивидуальность. Это же природное ставит границы тому, что отдельный человек может взять от культуры.
Онтогенез личности не сводится к усвоению культуры. Речь идет о развертывании дейст-вительно человеческой психики. Каждый отдельный человек благодаря своим природным способ-ностям и помощи других людей овладевает языком и прочими богатствами культуры, накоп-ленными обществом. Это не только расширяет его кругозор, но и создает благоприятные возмож-ности для раскрытия потенциала человеческого тела, прежде всего мозга, нервной системы, органов чувств, то есть всего того, что непосредственно связано с информационными процессами. Формируются почти безграничная память, умение добывать и обрабатывать информацию посредством органов чувств и мышления, социальные навыки, позволяющие осуществлять сложнейшие общественные действия. В результате человек как явление природы становится существом духовным, членом общества; утверждается единство биологического и социального.
Социализация включает также процесс предметного развития личности, содержанием которого служит освоение предметного мира, природы, формирование правильного отношения к ним. Отношение человека к природе имеет естественно-биологический и культурно-социальный аспекты. Биологический аспект означает, что человек является “выходцем” из природы и таковым он остается на протяжении всей жизни. Как всякое живое существо, человек включен
в естественный кругооборот веществ, который имеет природный механизм саморегуляции.
Культурно-социальный аспект состоит в том, что человек как существо сознательное, обретшее личностный образ жизни, устанавливает и регулирует отношения с природой по своему плану, который соответствует уровню зрелости человека. Отношение людей к предметно-вещественному миру обычно рассматривается как его познание и преобразование, а также адаптация к тем условиям жизни, которые невозможно изменить на данном уровне развития науки и техники. Между тем не менее традиционным является и сбережение естественных условий жизни и развития общества. Недооценка этого – сберегающего – аспекта в отношении человека к природе в условиях, когда наука и техника дали человеку огромную силу, становится угрожающей. Это значит, что предметное направление социализации личности отстает от других направлений человеческого прогресса. Социализация личности игнорирует тот факт, что природа как общий источник жизненных ресурсов для нынешних и будущих поколений объективно включена в систему общественных отношений, что использование этих ресурсов одними людьми затрагивает интересы других, поэтому является значимой формой социального поведения.
Таким образом, социализация личности в современных условиях должна осуществляться с учетом экологических закономерностей. От принципа “антропоцентризма” следует переходить
к “экоцентризму”. Антропоцентризм – вера в человеческую исключительность, в то, что человек, подчиняясь законам культурного наследования, живет в социальной, а не природной среде. Экоцентризм – принцип, базирующийся на том, что высшей ценностью является гармония отношений между человеком и природой, ответственность людей за состояние природы и тем самым за собственное будущее.
Важные идеи о способе, каким социальные факторы влияют на развитие личности, содержатся у П. Жане и Л.С. Выготского. Они полагали, что всякая высшая психическая функция проходит в своем развитии через внешнюю стадию, первоначально являясь социальной функцией. В развитии ребенка она появляется на сцене дважды: сперва – в социальном плане, потом – психологическом, между людьми как категория интерпсихическая, затем внутри ребенка как категория интрапсихическая”. Эти положения легли в основу концепции социогенеза высших психических функций и, следовательно, личности.
В содержании социализации выделяют три грани, или составляющие: индивидуализацию, интимизацию и производство внутреннего плана сознания (интериоризацию). Индивидуализация отражает основной генетический закон культурного развития – движение от интерпсихического (коллективной деятельности ребенка) – к индивидуальному, психологическим формам деятельности. Этот процесс хорошо прослеживается на превращении внешней социальной речи, “речи для других” – во внутреннюю речь, “речь для себя”. “Интимизация” – это переход от “Мы”
к “Я”, то есть процесс образования самосознания личности. По мнению С.Л. Рубинштейна, этот процесс осознания детьми своего “Я” проявляется в переходе от называния себя двухлетними детьми в третьем лице, т.е. так, как их зовут другие люди, к форме первого лица – “Я”. “Интериоризация” – это производство внутреннего плана сознания.
Динамика онтогенеза личности и его результаты находят свое отражение не только во внутренних психологических и поведенческих переменах, но и в общественном мнении, в социальных оценках, которые имеют религиозное, традиционное или юридическое оформление. На очень ранних стадиях человеческой истории сложились обряды инициации. Как писал французский социолог Э. Дюркгейм: “Обряд инициации имеет место в тот момент, когда воспитание завершено; обычно он даже закрывает последний период, когда старики заканчивают обучение молодого человека, раскрывая для него тайну наиболее фундаментальных верований и священных ритуалов племени. Как только этот обряд совершен, индивид, который прошел через него, занимает место в обществе; он покидает женщин, среди которых прошло все его детство; отныне он занимает четко определенное место среди воинов; одновременно он обретает сознание принадлежности к своему полу и связанных с ним прав и обязанностей. Теперь он стал человеком и гражданином.
И у всех подобных народов существует повсеместно распространенное верование, согласно которому инициируемый, благодаря самому факту инициации, становится совершенно новым человеком; он меняет личность, получает новое имя, а известно, что имя здесь рассматривается не как простой вербальный знак, а как существенный элемент личности. Инициация рассматривается как второе рождение. Эту трансформацию первобытный ум представляет себе символически, воображая, что некий духовный принцип и нечто вроде новой души воплотились в индивиде. Но если убрать из этого верования мифические формы, в которые оно облечено, то не находим ли мы за символом смутно угадываемую идею о том, что воспитание имеет своим результатом создание в человеке нового существа? Это – социальное существо”.
Онтогенез личности в одном из своих измерений представляется как социальный рост, в ходе которого человек осознает свое “Я” разросшимся до масштабов некоторой социальной целостности, которая как бы становится его собственным организмом. При этом для разных людей предельной целостностью, с которой они “отождествляются”, выступают разные общности: семья, круг близких друзей, трудовой коллектив, нация, страна, человечество. Соответственно можно говорить о разной масштабности личности. Некоторые из подобных групповых идентификаций личности являются ограничивающими, а некоторые и ущербными, как, например, идентификация с преступной или иной группой, которая находится в жесткой конфронтации с другими группами.
Согласно такому подходу, развитие растущего человека является социально направленным процессом. Отдельными звеньями этого процесса можно рассматривать приобретение знаний и умений, благоприятное эмоциональное развитие, приобщение к чувству ответственности, включающее в себя уважение к правам других, что необходимо в любом жизнеспособном обществе. Содержанием онтогенеза является также развитие самосознания (рефлексия, самооценка), ролевого поведения; интернализация социальных норм, уверенности в реализации своих возможностей, осознания себя самостоятельным членом общества.
Каждая ступень личностного становления имеет свой результат – определенную форму социальности человека – ту или иную позицию по отношению к обществу. Д.И. Фельдштейн, автор книги “Психология развития личности в онтогенезе” (1989) выделяет в онтогенезе личности две основных социальных позиции: “Я в обществе” и “Я и общество”. Первая характерна стремлением ребенка понять свое “Я” и свои возможности. Эта задача решается развитием предметной формы активности. Ребенок овладевает социальным опытом, осваивая орудия, знаки, символы и связанные с ними действиями. Выработка способов обращения с предметами, оценка своих действий, умение присматриваться к себе, примерять себя к окружающему связаны с утверждением позиции “Я” среди других – “Я в обществе”. Эта позиция, по мнению Фельдштейна, особенно активно развертывается в периоды с 1 года до 3 лет, с 6 до 9 лет и с 15 до 17 лет. Как раз в эти периоды актуализируется предметно-практическая сторона деятельности.
Становление второй позиции (“Я и общество”) связано с усвоением норм общения и процессом индивидуализации. Ребенок стремится проявить себя, выделить свое “Я”, получить от других признание его самостоятельности, занять активное место в разнообразных отношениях, где его “Я” выступает наравне с другими, что обеспечивает развитие нового уровня осознания себя в обществе, социально ответственного самоопределения. Позиция “Я и общество” активно формируется с 3 до 6 лет и с 10 до 15 лет. Это связано с интенсивным усвоением норм общения.
В онтогенезе имеет место обогащение содержания социальных позиций детей. “Я в обществе” для годовалого ребенка значит, что он воспринимает факт наличия других людей. У шестилетнего же ребенка подобная позиция содержит видение себя в кругу конкретных людей, стремление походить на них. Если решение вопроса “Я и общество” трехлетним ребенком указывает на выделение своего “Я” среди других людей, то десятилетний уже осознает общество как социальную организацию.
Уже для детей полутора лет характерна социальная категоризация, то есть разделение сверстников в ситуации парных игр на группы “Мы” и “Они”, а внутри группы “Мы” на “Я” и “Другой”. Двухлетний ребенок обладает системой социальных навыков и позиций, которую потом использует в отношениях с людьми. Он уже чередует роли – за себя и за другого, что позволяет ему более четко выделить границы собственного “Я” от “Другого”. Движение в данном направ-лении приводит трехлетнего ребенка к осознанию наличия своего “Я”, создавая новую позицию “Я и общество”. К шести годам отчетливо проявляется способность ставить себя на место другого человека и видеть вещи с его позиции, учитывая не только свою, но и чужую точку зрения.
Подростковый период онтогенеза личности определенным образом дифференцируется: в это время могут проявляться такие линии развития человека, как: а) гуманистическая, б) эгоисти-ческая, в) депрессивная, г) суицидальная. Гуманистическая линия развития личности характерна положительным отношением к себе и к обществу. Она имеет два варианта: альтруистический и эгоистический. Альтруистический вариант гуманистической направленности – это преобладание интереса к другим людям или к социальной общности, готовности жертвовать собственными интересами для блага всех. Альтруизм личности на этой стадии может принимать патогенный, депрессивный характер. Индивидуалистический вариант гуманистической направленности личности – это ориентация “на себя” и “для себя”.
Наиболее важным для подростка в этом случае является он сам и его проблемы. Утверждение своего “Я”, признание другими его уникальности становится и ценностью и целью человека. Эгоистическая направленность означает, что для подростка другие люди, социальные интересы и дела являются предметом отрицательного отношения, в то время как себя он оценивает всегда положительно. Депрессивная направленность личности свидетельствует о том, что подросток обесценивает свое “Я” и систему своих дел, сохраняя в целом условно положительное или нейтральное отношение к другим людям. Суицидальная направленность характеризуется обесцениванием и себя, и общества (“жизнь не имеет смысла”).
Психологическое содержание развития личности, ее специфика, согласно Д.И. Фельдштейну, представлено на каждом из уровней (стадий) подросткового возраста различным образом.
Так для первого уровня, условно определяемого как “локально-капризный” (соответствующего возрасту от 0 до 11 лет), характерны: стремление младшего подростка отстоять свое право “быть как взрослый”, участвовать в различных делах реально и наравне со взрослыми, добиться любым доступным способом признания своей взрослости.
Второй – “правозначимый” – уровень развития (условно средний подростковый возраст,
от 12 до 13 лет) имеет другие особенности. Подросток на этой стадии развития личностно ориентирован на потребность в общественном признании. При этом для него важно переживание неудовлетворенности своим участием в системе реальных дел, которое и становится условием активизации потребности ребенка в освоении его гражданских прав в системе отношений с близкими и другими значимыми для него людьми.
Третий уровень развития – “утверждающе-действенный”, (свойственный возрастному периоду от 14 до 15–16 лет), – связан с резким ростом потребности применить освоенный подростком круг возможностей (способности, качества), что вызвано осознанием его места среди людей, актуа-лизацией потребности в самоопределении, самоутверждении. Подросток стремится реализовать свою социальную зрелость на доступном для него уровне возможностей, в котором теперь интегрально представлен образ его “Я”. Это означает, что для 14–16-летнего ребенка такая черта, как социальная ответственность приобретает все характеристики нового психического образования.
Благодаря этому многослойные отношения личности подростка, развивающего в этот период их глубоко рефлективные уровни, приобретают ориентацию особого рода, для которой характерна общая тенденция – стремление реально проявлять свое “Я”, соответствуя ценностям и целям общества.