Профессиональном образовании
Ключевые квалификации
В отечественной профессиональной педагогике концепции ключевых квалификаций и компетенций не обсуждаются. В зарубежной же педагогике они широко реализуются в профессиональной школе. Рассмотрим эту проблему применительно к личностно ориентированному образованию.
Понятие «ключевые квалификации» теоретически было обосновано Д. Мертенсом в середине 1970-х гг. в Германии1. Необходимость пересмотра традиционного понимания квалификации он видел в тех изменениях, которые происходили в производственных технологиях. Широкое распространение информационной и коммуникационной техники, нечеткий рынок труда, развитие динамичных производственных технологий обусловливали, по его мнению, новые квалификационные требования к специалисту. Основная идея заключалась в том, чтобы подготовить новое поколение специалистов, способных адаптироваться к современным технологиям производства, легко переходить от одного вида труда к другому, обладающих знаниями, умениями и способностями, необходимыми для широкого круга профессий.
Аналогичные требования к подготовке рабочих широкого профиля формулируются в это же время в отечественной педагогике (П. Р. Атутов, С. Я. Баты-шев, А. П. Беляева, В. А. Поляков, С. А. Шапоринский и др.). Главное внимание обращалось на подготовку рабочих, способных осуществлять профессиональную деятельность в широком аспекте, основой которой является интеграция рабочих профессий.
Принципиальное различие этих двух подходов заключалось в изменении трактовки квалификации. В зарубежной педагогике вводится дополнительное понятие «ключевая квалификация», которое принимает самостоятельное значение и не связано с определенной профессией. В отечественной профессиональной педагогике традиционное понимание квалификации существенно обогащается. Она определяется как совокупность социальных и профессионально-квалификационных требований, предъявляемых к социальным и профессиональным способностям человека.
Оба подхода были направлены на формирование общепрофессиональных (политехнических) знаний и умений, развитие творческих способностей, расширение профессионального профиля, обеспечение профессиональной мобильности и конкурентоспособности.
В последующие десять лет концепция ключевых квалификаций не получила своего развития в ФРГ. В СССР же положение о подготовке рабочих широкого профиля, новая трактовка квалификации стали успешно развиваться в профессиональной педагогике и реализовываться на практике.
В середине 1980-х гг. в Германии вновь возрождается интерес к концепции развития ключевых квалификаций. Инициатива на сей раз исходит от ученых-педагогов, тесно связанных с учебными центрами подготовки специалистов крупных промышленных предприятий и фирм: Dresden-Bank, Mersedes, Opel, Simens, Volkswagen и др. Начинают разрабатываться инновационные проекты, ориентированные на развитие ключевых квалификаций.
В разработке этих проектов принимали участие педагоги и психологи ФРГ R. Bader, К. Beiderwiden, R. Borretty, U. Klein, L. Reetz, A. Schelten, J. Zebeck и др. Опросы менеджеров и предпринимателей, проведенные в начале 1990-х гг., показали, что наиболее востребованными и актуальными характеристиками специалистов являются самостоятельность, адаптивность, специальные знания, коммуникативные умения, оперативность, пунктуальность, творческие способности1. Эти исследования стали основой составления каталогов ключевых квалификаций. A. Schelten составил следующий расширенный каталог ключевых квалификаций:
1. Общеобразовательные знания, умения и навыки широкого профиля: культура речи, знание иностранных языков, общее технологическое и экономическое образование.
2. Общепрофессиональные знания и умения в области измерительной техники, технико-технологической диагностики, чтения и разработки технической документации, охраны труда, необходимые для широкого круга деятельности.
3. Когнитивные способности — способности к переносу знаний и умений из одного вида профессиональной деятельности в другой, к решению проблем, самостоятельность и критичность мышления.
4. Психомоторные способности — общие психомоторные умения: координация действий, выносливость, быстрота реакций, ручная сноровка, концентрация внимания и др.
5. Персональные качества: надежность, ответственность, самостоятельность, оптимизм, мотивация достижений, стремление к качеству в работе.
6. Социальные способности: сотрудничество, готовность к кооперации, коммуникативность, толерантность, корпоративность, справедливость1.
Формирование этих ключевых квалификаций, по замыслу сторонников подхода, должно помочь преодолеть неопределенность рынка труда, составить долговременную основу профессиональной деятельности, максимально учитывать тенденции третьей технологической революции.
Сравнительный анализ систем профессионального образования России и Германии показывает, что в нашей стране взята ориентация на подготовку специалистов широкого профиля, способных осуществлять профессиональную деятельность в широком аспекте, основой которой является интеграция нескольких (чаще всего смежных) профессий2. В Германии большое внимание уделяется качественному формированию профессиональных и специальных знаний, умений и навыков (действий). К этой традиционной подготовке добавляется еще один важный инновационный блок — ключевые квалификации, которые имеют широкий радиус действия, выходят за пределы одной группы профессий, профессионально и психологически подготавливают специалиста к смене и освоению новых специальностей и профессий, обеспечивают готовность к инновациям в профессиональной деятельности.
Однозначно оценить достоинства и недостатки этих двух подходов едва ли возможно, но рассмотрение продуктивности концепции ключевых квалификаций в профессиональном образовании России представляется оправданным.
Итак, изменения в области производственных технологий обусловливают необходимость формирования у специалиста особых надпрофессиональных, точнее, экстрафункциональных знаний, умений и навыков, свойств, качеств и способностей, обеспечивающих его профессиональную мобильность, конкурентоспособность и социальную защищенность.
Для определения состава и структуры ключевых квалификаций в традициях отечественного профессионального образования обратимся к работам в области профессиографии Е. И. Гарбера, Е. А. Климова, В. В. Козача, Е. М. Ивановой, А. К. Марковой и др. Исходным концептуальным понятием является профессия как исторически возникшая форма трудовой деятельности, для выполнения которой человек должен обладать определенными знаниями, умениями и навыками, иметь профессионально важные качества и специальные психофизиологические свойства. Научное описание профессии осуществляется разнообразными методами профессиографии: технико-экономическими, социологическими, психо логическими, физиологическими. В зависимости от цели профессиографирования проектируются разные модели профессиограмм: информационные, диагностические, прогностические, методические и др. Наибольший интерес для предмета нашего анализа представляет образовательно ориентированная профессиография1. В основу ее разработки положена идея субъектности профессии. Обучаемый становится субъектом профессии при условии развития профессионально обусловленных подструктур личности.
Ранее нами были обоснованы профессионально обусловленные структуры деятельности и личности специалиста2. Основываясь на этих исследованиях, определим структуру ключевых квалификаций, отражающих общепрофессиональный характер деятельности и личности специалиста.
Ведущей подструктурой личности специалиста является социально-профессиональная направленность, характеризующая доминирующие потребности, мотивы, ценности и установки. Экстрафункциональную, не связанную с конкретной профессией направленность будут иметь такие характеристики личности, как потребности в труде, профессиональных достижениях и успехе, корпоративность, готовность к инновациям. Назовем эту группу социально значимых характеристик социально-профессиональными квалификациями.
Второй подструктурой субъекта профессиональной деятельности является профессиональная компетентность — совокупность профессиональных знаний, умений и навыков, а также опыт выполнения профессиональных действий. Основываясь на определении ключевых квалификаций, в эту подструктуру следует включить общепрофессиональные и политехнические знания и умения по материаловедению, организации и планированию технологических процессов, чтению технико-технологической документации, обобщенные способы и алгоритмы решения проблем, знания и умения в области информационных, коммуникационных технологий и др. Назовем эту группу ключевых квалификаций поливалентной профессиональной компетентностью. Она отражает возможности специалиста «присоединять» общепрофессиональные знания, умения и навыки, а также обобщенные способы межпрофессиональных действий к различным профессиям и специальностям. Эта группа ключевых квалификаций характеризуется широтой диапазона применения к разнообразным профессиональным функциям.
Центральной подструктурой личности специалиста, определяющей продуктивность его деятельности, являются профессионально важные качества. Они многофункциональны, и вместе с тем каждая профессия имеет свой ансамбль этих качеств. При определении состава группы ключевых квалификаций нужно учитывать их общепрофессиональный, экстрафункциональный характер. К ним следует отнести такие когнитивные способности, как внимательность, наблюдательность, дивергентное мышление, креативность, а также такие качества личности, как самостоятельность, ответственность, надежность. Выделим в этой профессионально обусловленной подструктуре личности две группы ключевых квалификаций: когнитивную и персональную.
Четвертой профессионально обусловленной подструктурой личности являются профессионально значимые психофизиологические свойства. К ключевым квалификациям этой подструктуры относятся общепрофессиональные сенсомоторные способности: координация действий, быстрота реакции, лов кость рук, глазомер, цветоразличение и др. Назовем эту группу ключевых квалификаций сенсомоторной. Таким образом, основываясь на профессиографи-ческих исследованиях отечественных психологов, можно выделить пять групп ключевых квалификаций:
• социально-профессиональные;
• поливалентную профессиональную компетентность;
• профессионально-когнитивные способности;
• персональные квалификации;
• сенсомоторные квалификации.
Очевидно, что состав ключевых квалификаций каждой из названных групп будет определяться объектом и предметом конкретной группы профессий. Если взять классификацию профессий Е. А. Климова, выделившего пять типов профессий: «человек -человек», «человек — техника», «человек — живая природа», «человек — знаковая система» и «человек — художественный образ», то ключевые квалификации для каждой из этих групп профессий будут отличаться прежде всего степенью их значимости, важности в обеспечении качества и продуктивности труда.
Каковы возможные пути определения состава ключевых квалификаций для конкретной группы родственных профессий?1 Это прежде всего профессиографические исследования. Весьма продуктивным может оказаться образовательно ориентированный подход к профессиографии, разработанный группой ученых под руководством В. В. Бажутина и 3. 3. Кириковой. Выявленные профессионально значимые характеристики нескольких профессий подвергаются сравнительному анализу с целью определения уровня их обобщенности. Установленные таким образом профессионально значимые характеристики подвергаются экспертной оценке. Те характеристики, которые получат наибольший ранг, становятся основой опытно-экспериментального исследования ключевых квалификаций в профессионально-образовательном процессе. Задачами этого исследования являются определение эталонного состава ключевых квалификаций для конкретной профессии или группы родственных профессий, разработка технологий формирования каждой ключевой квалификации и способов отслеживания и оценки их развития — мониторинг. Число ключевых квалификаций по каждой профессии не должно превышать 7—9 характеристик.
В качестве примера приведем состав ключевых квалификаций, определенный нами в ходе опытно-поискового исследования в профессиональном лицее ремесленников-предпринимателей (Екатеринбург):
1) конвенциональность — сознательное соблюдение этических и правовых норм в предпринимательской деятельности, экологическая направленность и профессиональная честность;
2) поливалентная профессиональная компетентность — социально-экономические и правовые знания, знания и умения в области дизайна продукции, гигиены и охраны труда;
3) социально-коммуникативная компетентность — знания и умения, обеспечивающие эффективное взаимодействие с сотрудниками, клиентами, госслужащими;
4) сверхнормативная профессиональная активность — способность к проявлению профессионального энтузиазма и инициативы, самостоятельность, склонность к риску, готовность к повышению квалификации, предрасположенность к инновациям;
5) корпоративность — способность эффективно взаимодействовать с членами производственногоколлектива, готовность к сотрудничеству, контактность, профессиональный патриотизм;
6) креативность — способность порождать необычные идеи, отклоняться от традиционных схем мышления, находить решения в проблемных ситуациях;
7) ручная умелость — развитая мускульно-пальце-вая память, хороший глазомер, точная координация движений, способность к концентрации внимания и его перераспределению, быстрота реакции, наглядно-действенное мышление.
Эти ключевые квалификации во многом определяют продуктивность и конкурентоспособность ремесленника-предпринимателя, способствуют его профессиональному самосохранению, обеспечивают профессиональную мобильность и позволяют адаптироваться к изменяющимся социально-экономическим и технологическим условиям труда.
Ключевые компетенции
Ключевые квалификации являются важным условием развития ключевых компетенций специалистов. Понятие «ключевые компетенции» было введено в начале 1990-х гг. Международной организацией труда в квалификационные требования к специалистам в системе последипломного образования, повышения квалификации и переподготовки управленческих кадров. В середине 1990-х гг. это понятие уже начинает определять требования к подготовке специалистов в профессиональной школе.
С. Е. Шишов, ориентируясь на материалы симпозиума «Ключевые компетенции для Европы», состоявшегося в Берне в 1996 г., определяет компетенцию как общую способность специалиста мобилизовать в профессиональной деятельности свои знания, умения, а также обобщенные способы выполнения действий. Ключевые компетенции обеспечивают универсальность специалиста и поэтому не могут быть слишком специализированными. Специалист проявляет свои компетенции только в деятельности, в конкретной ситуации. Непроявленная компетенция представляет собой скрытую возможность1.
Социально-экономический анализ развития современных профессиональных технологий позволяет выделить основные факторы, обусловливающие необходимость внедрения понятия ключевых компетенций в практику подготовки и оценки специалистов:
• экономическая неопределенность, имплицитно содержащая угрозу безработицы и обусловливающая необходимость непрерывного повышения уровня образования и квалификации;
• изменение организационной структуры производства: вместо иерархической вертикальной структуры — командная (сетевая) организация; широкое распространение антропоцентрической системы производства;
• децентрализация процесса принятия решений, вследствие чего все большее значение приобретают способности работать самостоятельно, анализировать сложные ситуации и принимать ответственные решения;
• широкое внедрение в производство, сервис и быт компьютерных технологий, замена конвейер-но-монтажного производства гибким, управляемым компьютером;
• наличие многих языков и культур, что предполагает основательную гуманитарную подготовку и владение 2—3 иностранными языками.
Приведем пять ключевых компетенций, которым придается особое значение в профессиональном образовании Европейского сообщества:
• социальная компетенция — способность взять на себя ответственность, совместно вырабатывать решение и участвовать в его реализации, толерантность к разным этнокультурам и религиям, проявление сопряженности личных интересов с потребностями предприятия и общества;
• коммуникативная компетенция, определяющая владение технологиями устного и письменного общения на разных языках, в том числе и компьютерного программирования, включая общение через Internet;
• социально-информационная компетенция, характеризующая владение информационными технологиями и критическое отношение к социальной информации, распространяемой СМИ;
• когнитивная компетенция — готовность к постоянному повышению образовательного уровня, потребность в актуализации и реализации своего личностного потенциала, способность самостоятельно приобретать новые знания и умения, способность к саморазвитию;
• специальная компетенция — подготовленность к самостоятельному выполнению профессиональных действий, оценке результатов своего труда.
Конкретизируем наше понимание ключевых компетенций на примере профессии ремесленника-предпринимателя. Основываясь на работе А. Шелтена, можно выделить три группы ключевых компетенций1:
• социальную компетенцию — способность ориентироваться в социально-экономических условиях региона, взаимодействовать с людьми разных социально-профессиональных групп, этнической и религиозной принадлежности;
• учебно-методическую компетенцию — способность самостоятельно осваивать новые знания, умения и способы действий, а также постоянно обогащать свою профессиональную компетентность;
• специальную компетенцию — свободное владение способами выполнения обобщенных действий, необходимых в конкретной специальности.
Как соотносятся квалификация, ключевые квалификации и ключевые компетенции? Чтобы ответить на этот вопрос, приведем их определения.
Квалификация — это степень и вид профессиональной подготовленности работника, наличие у него знаний, умений и навыков, необходимых для выполнения им определенной работы.
Ключевые квалификации — общепрофессиональные знания, умения и навыки, а также способности и качества личности, необходимые для выполнения работы по определенной группе профессий.
Ключевые компетенции — это межкультурные и межотраслевые знания, умения и способности, необходимые для адаптации и продуктивной деятельности в различных профессиональных сообществах. Ключевые компетенции имеют экстрафункциональный характер.
Наглядно соотношение этих трех видов социально-профессиональной подготовленности представлено на рис. 5.
Профессиональная квалификация определяет успешную деятельность по специальности и присуща специалистам. Ключевые квалификации обусловливают продуктивное осуществление интегративных видов деятельности и характерны для профессионалов. Ключевые профессиональные компетенции определяют социально-профессиональную мобильность специалистов и профессионалов и позволяют
Рис. 5. Области пересечения профессиональной квалификации, ключевых квалификаций и ключевых компетенций
им успешно адаптироваться в разных социальных и профессиональных сообществах1.
Формирование профессиональной квалификации в учебных заведениях осуществляется в основном путем использования традиционных форм и методов обучения, отражающих когнитивно ориентированный подход в профессиональном образовании. Главной задачей считается освоение системы профессиональных знаний, умений и навыков.
Развитие ключевых квалификаций и компетенций в рамках когнитивно ориентированного образования затруднено. Из определения ключевых квалификаций и компетенций, а также из их структурных характеристик следует, что помимо знаний, умений и навыков в их состав входят когнитивные способности, качества личности и формы профессионального поведения. Развитие этих составляющих квалификаций и компетенций — прерогатива личностно ориентированного образования.
В заключение отметим, что введение в теорию и практику профессионального обучения новых концептуальных понятий — «ключевые квалификации» и «ключевые компетенции» — существенно обогатит его, станет основой образовательных инноваций и будет способствовать преодолению обозначившегося в середине 1990-х гг. кризиса начального и среднего профессионального образования. В наибольшей мере проблема развития ключевых квалификаций может быть решена в процессе реализации личностно ориентированного профессионального образования.
Раздел IV