Понятие оценки качества в профессиональном образовании

Модуль 3. Оценка качества освоения ОПОП по профессии НПО (специальности СПО). Инструменты оценки качества

План:

1. Понятие цель и процедура стандартизации в профессиональном образовании.

2. ФГОС как основной инструмент оценки качества содержания и результатов профессионального образования.

3. Понятие оценки качества в профессиональном образовании

4. Оценочные средства контроля качества подготовки выпускников

Понятие цель и процедура стандартизации в профессиональном образовании

Целями введения стандартов в конце 90-х годов были:

· повышение качества профессионального образования

· обеспечение эквивалентности (равнозначности и равноценности) профессионального образования внутри страны, а также для участия в международном рынке труда

· единство унификации профессионального образования на федеральном уровне и его дифференциации на региональном уровне, а также на уровне ОУ

· обеспечение единого образовательного пространства страны на данной ступени профессионального образования

· введение упорядоченного контроля за реализацией ОПОП и за результатами подготовки выпускников

· регламентация учебно-программной документации и планирующей документации

Под стандартизацией стали понимать выдвижение открытых требований к процессу и результатам образовательной деятельности.

В процесс стандартизации включен ряд процедур, а именно: разработка и опубликование проектов стандартов, обсуждение проектов педагогической общественностью, издание стандартов как документов и их реализация.

Вопросы для опроса:

1. Чем обосновано введение ГОС по профессиям, специальностям. Какие события предшествовали введению стандартов в профессиональном образовании?

2. Назовите основные цели стандартизации

3. Что понимают под стандартизацией в профессиональном образовании?

4. Какие процедуры подразумевает процесс стандартизации?

ФГОС как основной инструмент оценки качества содержания и результатов профессионального образования.

Стандарт по профессии (специальности) – основной инструмент (механизм) оценки качества профессионального образования.

ФГОС - нормативный документ, определяющий совокупность требованийк результатам освоения основной образовательной программы, ее структуре и условиям реализации.

Функции стандарта – нормативная, критериально-оценочная, диагностическая, управленческая.

Нормативная функция – документ, обязательный для реализации в полном объеме при подготовке профессии (специальности).

Критериально-оценочная - отражает эталон подготовленности выпускников.

Диагностическая –инструментально описывает требования к результатам подготовки выпускников, позволяет разрабатывать программу проведения аттестации выпускников (перечень - количество и содержание компетенций).

Управленческая –сохраняет единое образовательное пространство страны, обеспечивает эквивалентность образования,вводит упорядоченный контроль за выполнением содержания образования и за результатами подготовки выпускников, регламентирует формы основной учебно-программной и планирующей документации.

Стандарт задает обязательный минимум образованности человека на определенной ступени образования, он диагностично описывает требования к результатам подготовки по профессии, которые отражают стандартные параметры качества этой подготовки.

Вопросы для опроса:

1. Что понимают под основным инструментом (механизмом) оценки качества профессионального образования?

2. Что какое ФГОС?

3. Перечислите функции ФГОС

4. Опишите основные функции ФГОС

5. Какое положение доказывает инструментальный характер ФГОС как основного механизма оценки качества выпускников?

Понятие оценки качества в профессиональном образовании

Под качеством образованияпонимаетсяхарактеристика системы образования, отражающая степень соответствия реальных достигаемых образовательных результатов нормативным требованиям (требованиям ФГОС), социальным и личностным ожиданиям.

Оценка качества образования– оценка образовательных достиженийобучающихся, качества образовательных программ, свойств образовательного процесса и его ресурсного обеспе­чения в конкретном образовательном учреждении, деятельности всей образовательной системы страны, ее региональных и других территориальных подсистем.

Нам как будущим педагогам профессионального обучения требуется выявить основные положения ФГОС, касающиеся раздела требований к оценке качества освоения ОПОП выпускниками (по ФГОС).

Оценка качества освоения основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС должна включать:

· текущий контроль знаний

· промежуточную аттестацию

· государственную (итоговую) аттестацию обучающихся.

Конкретные формы и процедуры текущего контроля знаний, промежуточной аттестации по каждой дисциплине и профессиональному модулю разрабатываются образовательным учреждением самостоятельно и доводятся до сведения обучающихся в течение первых двух месяцев от начала обучения.

Пример КОС.

Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям соответствующей ОПОП (текущая и промежуточная аттестация) создаются фонды оценочных средств, позволяющие оценить знания, умения и освоенные компетенции.

Пример КОС.

Фонды оценочных средств для проведения промежуточной аттестации разрабатыва-ются и утверждаются образовательным учреждением самостоятельно, а для государственной (итоговой) аттестации – разрабатываются и утверждаются образовательным учреждением после предварительного положительного заключения работодателей.

Требования к фондам оценочных средств (по ФГОС):

· максимальное приближение программ текущей и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплинам и междисциплинарным курсам профессионального цикла к условиям их будущей профессиональной деятельности – для чего, кроме преподавателей конкретной дисциплины (междисциплинарного курса), в качестве внешних экспертов должны активно привлекаться работодатели, преподаватели, читающие смежные дисциплины.

Основные направления оценки качества подготовки выпускников (по ФГОС):

· оценка уровня освоения дисциплин (осуществляется в процессе защиты письменной экзаменационной работы;

· оценка сформированности компетенций у выпускников (осуществляется в процессе выполнения практической квалификационной работы на разряд).

Необходимым условием допуска к государственной (итоговой) аттестации является представление документов, подтверждающих освоение обучающимся компетенций при изучении им теоретического материала и прохождении учебной практики (производственного обучения) и производственной практики по каждому из основных видов профессиональной деятельности.

В том числе выпускником могут быть предоставлены отчетыо ранее достигнутых результатах, дополнительные сертификаты, свидетельства (дипломы) олимпиад, конкурсов, творческие работы по профессии, характеристики с мест прохождения производственной практики.

Формы и методы проведения итоговой государственной аттестации выпускников (по ФГОС):

Государственная (итоговая) аттестация по линии НПО включает:защиту выпускной квалификационной работы:

· подготовку и защиту письменной экзаменационной работы

· подготовку и защиту выпускной практической квалификационной работы

Государственный устный экзамен по модулям и дисциплинам проводится по усмотрению ГАК учебного заведения.

Итоговая аттестация выпускников – процесс выявления степени соответствия профессиональной компетентности и профессионально важных качеств выпускников требованиям образовательного стандарта по профессии (специальности).

Обязательные требования к проведению итоговой аттестации:

· соответствие тематики выпускной квалификационной работы содержанию одного или нескольких профессиональных модулей;

· выпускная практическая квалификационная работа должна предусматривать сложность работы не ниже разряда по профессии рабочего, предусмотренного ФГОС.

Требования к содержанию, объему и структуре выпускной квалификационной работы определяются образовательным учреждением на основании порядка проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников по программам НПО, утвержденного федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, определенного в соответствии со статьей 15 Закона Российской Федерации «Об образовании» от 10 июля 1992 г. № 3266-1. Государственный экзамен вводится по усмотрению образовательного учреждения.

В этой связи встает проблема разработки оценочных средств и критериев оценивания уровня усвоения дисциплин и освоения профессиональных компетенций.

Параметры качества профессиональной подготовки - средства выявления степени соответствия результатов образовательной деятельности государственной норме образованности и образовательным потребностям личности, к которым относят численность учебных элементов в учебном предмете (полнота содержания), уровень усвоения предметного содержания (с I по IV), осознанность усвоения предметного содержания (способность к аргументации выбора решений и действий), ступень абстракции изложения содержания, автоматизация деятельности (освоения деятельности, навык).

Вопросы для опроса:

1. Что понимают под качеством профессионального образования?

2. Дайте определение оценки качества образования

3. В каком документе сформулированы требования к оценке качества освоения ОПОП выпускниками?

4. Что включает (какие процедуры) оценка качества освоения основной профессиональной образовательной программы?

5. Кто разрабатывает и утверждает фонды оценочных средств для проведения промежуточной аттестации учащихся?

6. Кто привлекается к разработке фондов оценочных средств для проведения итоговой аттестации выпускников?

7. Назовите требования к фондам оценочных средств

8. Перечислите основные направления оценки качества подготовки выпускников (по ФГОС):

9. Что выступает условием допуска выпускника к итоговой аттестации?

10. Назовите формы проведения итоговой аттестации выпускников НПО

11. Что понимают под итоговой аттестацией выпускников?

12. Назовите требования к проведению итоговой аттестации в ОУ НПО, СПО

Наши рекомендации