Диагностика мотивации и уровня притязаний
Диагностика уровня притязаний. Исследования уровня притязаний
Ф. Хоппе. Методика Ф. Хоппе. Лабиринты Х. Хекхаузена. Моторная проба
Шварцландера. Решение анаграмм.
Исследования мотивации достижений Д. Макклеландом и Дж. Аткин-
соном; диагностические методы, предложенные ими. Исследования и ди-
агностические методы Х. Хекхаузена. Использование ТАТ и его аналогов
для изучения мотивации достижения.
Опросник А. Мехрабиана для измерения результирующей тенденции
мотивации достижения: стремление к успеху – избежания неудачи.
Мотивационный тест тематической апперцепции Х. Хекхаузена для
измерения выраженности мотива достижения и мотива избегания неудачи.
Опросник «Потребности в достижении» Ю.М. Орлова.
Тест мотивации достижения для детей 9-11 лет «МД-решетка Х.-
Д. Шмальта» для выявления наличия или преобладания в различных сфе-
рах деятельности мотива добиться успеха или стремления избегать неуда-
чи как основы стратегии при принятии решений.
Диагностика мотивационно-потребностной сферы личности
«Психосемантическая диагностика скрытой мотивации» И.Л. Соло-
мина для получения информации о содержании и степени выраженности
потребностей, мотивов и отношений человека.
Тест юмористических фраз (ТЮФ) для диагностики деформаций мо-
тивационной сферы личности, актуальных и фрустрированных потребно-
стей и мотивов.
«Список личностных предпочтений» А. Эдвардса для измерения 15
мотивационных тенденций личности.
Методика мотивационной индукции Ж. Нюттена для диагностики
разных видов мотивации.
«Опросник для измерения аффилятивной тенденции и чувствительно-
сти к отвержению» А. Мехрабиана для измерения двух мотивов: стремле-
ние к принятию и страх быть отвергнутым.
Шкала Д.П. Марлоу – Д.А. Крауна для оценки мотивации одобрения.
Опросник «Мотивации помощи» С.К. Нартова-Бочавер.
Опросник мотивации власти Джексона.
Методика «Распределение времени» С.Я. Рубинштейн для исследова-
ния мотивационной сферы личности, ее устремлений и интересов.
«Диагностика мотивационной структуры личности» В.Э. Мильмана.
«Мотивационный профиль личности» В.Э. Мильмана для оценки вы-
раженности базовых потребностей по А. Маслоу.
«Потребность в общении» Ю.М. Орлова.
«Измерение художественно-эстетической потребности» В.С. Аванесова.
«Диагностика потребности в поисках ощущений» М. Цукермана.
«Определение потребности в активности» Е.П. Ильина.
Методика управляемой проекции для оценки мотивов и потребностей
личности.
Методика трудовой мотивации Кокурина для оценки мотивационных
установок по отношению к труду, коллективу, деньгам.
Методика «Структура трудовой мотивации». Шкалы СТМ: внутрен-
няя – внешняя мотивация, интерес к процессу, творчество, общение, вклю-
ченность в команду, помощь людям, служение обществу, признание, руко-
водство, деньги, связи, следование традициям, сохранение здоровья.
Диагностика мотивации в учебной деятельности. Психологические
методики изучения учебной мотивации и эмоционального отношения к
учению у школьников. Анкетный метод, беседа об отношении к школе и
учению, интерпретация рисунков и завершение рассказов на школьную
тему, субъективное ранжирование, выявление мотивов учения, изучение
доминирования игрового или учебного мотива, особенностей целеполага-
ния в учебной деятельности в условиях естественного эксперимента.
Опросник А.А. Реана на мотивацию успеха и боязни неудач (в учебной
деятельности). Тест мотивации достижения «МД-решетка Х.-Д. Шмальта».
Изучение мотивации обучения в вузе Т.И. Ильиной (приобретение
знаний, овладение профессией, получение диплома).
Изучение мотивов учебной деятельности студентов А.А. Реана и
В.А. Якунина.
Опросник значимости учебных предметов в вузе Т.Д. Дубовицкой.
Тема 10. Психодиагностика профессиональной деятельности
Диагностика профессиональной направленности
Типы профессий. Профессиограммы и психограммы. Профессиональ-
ные интересы и склонности. Психодиагностика для профессионального
самоопределения. Диагностика профессиональной мотивации.
Опросник Дж. Холланда для определения психологического типа лич-
ности и соответствующих ему профессий.
«Карта интересов» А.Е. Голомштока.
«Дифференциально-диагностический опросник» Е.А. Климова.
Опросник Йовайши по определению склонности к шести сферам дея-
тельности.
Опросник «Коммуникативные и организаторские склонности»
Б.А. Федоршина.
Тестовая батарея общих профессиональных способностей Д. Беннета.
(Тесты: вербальных способностей, технических способностей, канцеляр-
ских способностей, вычислительных способностей, пространственных
способностей.)
Профориентационная компьютерная система «ВЫБОР» для изучения
профессиональной мотивации у подростков и юношей, позволяющая оп-
ределить наиболее подходящие типы профессий (из 350).
Профориентационная компьютерная система «PROFI» для профори-
ентации как экспертная система, помогающая находить оптимальное ре-
шение задачи профессионального выбора.