Диагностика мотивации и уровня притязаний

Диагностика уровня притязаний. Исследования уровня притязаний

Ф. Хоппе. Методика Ф. Хоппе. Лабиринты Х. Хекхаузена. Моторная проба

Шварцландера. Решение анаграмм.

Исследования мотивации достижений Д. Макклеландом и Дж. Аткин-

соном; диагностические методы, предложенные ими. Исследования и ди-

агностические методы Х. Хекхаузена. Использование ТАТ и его аналогов

для изучения мотивации достижения.

Опросник А. Мехрабиана для измерения результирующей тенденции

мотивации достижения: стремление к успеху – избежания неудачи.

Мотивационный тест тематической апперцепции Х. Хекхаузена для

измерения выраженности мотива достижения и мотива избегания неудачи.

Опросник «Потребности в достижении» Ю.М. Орлова.

Тест мотивации достижения для детей 9-11 лет «МД-решетка Х.-

Д. Шмальта» для выявления наличия или преобладания в различных сфе-

рах деятельности мотива добиться успеха или стремления избегать неуда-

чи как основы стратегии при принятии решений.

Диагностика мотивационно-потребностной сферы личности

«Психосемантическая диагностика скрытой мотивации» И.Л. Соло-

мина для получения информации о содержании и степени выраженности

потребностей, мотивов и отношений человека.

Тест юмористических фраз (ТЮФ) для диагностики деформаций мо-

тивационной сферы личности, актуальных и фрустрированных потребно-

стей и мотивов.

«Список личностных предпочтений» А. Эдвардса для измерения 15

мотивационных тенденций личности.

Методика мотивационной индукции Ж. Нюттена для диагностики

разных видов мотивации.

«Опросник для измерения аффилятивной тенденции и чувствительно-

сти к отвержению» А. Мехрабиана для измерения двух мотивов: стремле-

ние к принятию и страх быть отвергнутым.

Шкала Д.П. Марлоу – Д.А. Крауна для оценки мотивации одобрения.

Опросник «Мотивации помощи» С.К. Нартова-Бочавер.

Опросник мотивации власти Джексона.

Методика «Распределение времени» С.Я. Рубинштейн для исследова-

ния мотивационной сферы личности, ее устремлений и интересов.

«Диагностика мотивационной структуры личности» В.Э. Мильмана.

«Мотивационный профиль личности» В.Э. Мильмана для оценки вы-

раженности базовых потребностей по А. Маслоу.

«Потребность в общении» Ю.М. Орлова.

«Измерение художественно-эстетической потребности» В.С. Аванесова.

«Диагностика потребности в поисках ощущений» М. Цукермана.

«Определение потребности в активности» Е.П. Ильина.

Методика управляемой проекции для оценки мотивов и потребностей

личности.

Методика трудовой мотивации Кокурина для оценки мотивационных

установок по отношению к труду, коллективу, деньгам.

Методика «Структура трудовой мотивации». Шкалы СТМ: внутрен-

няя – внешняя мотивация, интерес к процессу, творчество, общение, вклю-

ченность в команду, помощь людям, служение обществу, признание, руко-

водство, деньги, связи, следование традициям, сохранение здоровья.

Диагностика мотивации в учебной деятельности. Психологические

методики изучения учебной мотивации и эмоционального отношения к

учению у школьников. Анкетный метод, беседа об отношении к школе и

учению, интерпретация рисунков и завершение рассказов на школьную

тему, субъективное ранжирование, выявление мотивов учения, изучение

доминирования игрового или учебного мотива, особенностей целеполага-

ния в учебной деятельности в условиях естественного эксперимента.

Опросник А.А. Реана на мотивацию успеха и боязни неудач (в учебной

деятельности). Тест мотивации достижения «МД-решетка Х.-Д. Шмальта».

Изучение мотивации обучения в вузе Т.И. Ильиной (приобретение

знаний, овладение профессией, получение диплома).

Изучение мотивов учебной деятельности студентов А.А. Реана и

В.А. Якунина.

Опросник значимости учебных предметов в вузе Т.Д. Дубовицкой.

Тема 10. Психодиагностика профессиональной деятельности

Диагностика профессиональной направленности

Типы профессий. Профессиограммы и психограммы. Профессиональ-

ные интересы и склонности. Психодиагностика для профессионального

самоопределения. Диагностика профессиональной мотивации.

Опросник Дж. Холланда для определения психологического типа лич-

ности и соответствующих ему профессий.

«Карта интересов» А.Е. Голомштока.

«Дифференциально-диагностический опросник» Е.А. Климова.

Опросник Йовайши по определению склонности к шести сферам дея-

тельности.

Опросник «Коммуникативные и организаторские склонности»

Б.А. Федоршина.

Тестовая батарея общих профессиональных способностей Д. Беннета.

(Тесты: вербальных способностей, технических способностей, канцеляр-

ских способностей, вычислительных способностей, пространственных

способностей.)

Профориентационная компьютерная система «ВЫБОР» для изучения

профессиональной мотивации у подростков и юношей, позволяющая оп-

ределить наиболее подходящие типы профессий (из 350).

Профориентационная компьютерная система «PROFI» для профори-

ентации как экспертная система, помогающая находить оптимальное ре-

шение задачи профессионального выбора.

Наши рекомендации