Методы диагностики мышления

Из трех видов мышления: словесно-логического, образно-логического и наглядно-действенного - у детей дошкольного возраста достаточно развиты и преобладают два последних вида. Словесно-логическое мышление в этом возрасте только еще начинает развиваться. Поэтому, диагностируя мышление детей дошкольного возраста, в первую очередь следует обращать внимание на уровень развития образно-логического и наглядно-действенного мышления.

Методика 8. “Что здесь лишнее?”

Методика предназначена для детей в возрасте от 4 до 5 лет. Она призвана исследовать процессы образно-логического мышления, умение анализа и обобщения у ребенка. Ребенку предлагается серия картинок (рис. 7), на которых представлены разные предметы.

Инструкция:

“На каждой из этих картинок один из четырех изображенных на ней предметов является лишним. Внимательно посмотри на картинки и определи, какой предмет и почему является лишним”.

Время решения задачи - 3 мин.

Оценка результатов:

10 баллов — ребенок решил задачу за время меньше, чем 1 мин., назвав лишние предметы на всех картинках и правильно объяснив, почему они являются лишними.

8-9 баллов — ребенок правильно решил задачу за время от 1 до 1,5 мин.

6-7 баллов — ребенок правильно решил задачу за время от 1,5 до 2,0 мин.

4-5 баллов — ребенок правильно решил задачу за время от 2 до 2,5 мин.

2-3 балла — ребенок правильно решил задачу за время от 2,0 до 3 мин.

0-1 балл — ребенок за 3 мин. не справился с заданием.

Выводы об уровне развития:

10 баллов — очень высокий.

8—9 баллов — высокий.

4—7 баллов — средний.

2—3 балла — низкий.

0—1 балл — очень низкий.

Методы диагностики мышления - student2.ru

Рис. 7. Картинки к методике «Что здесь лишнее».

Методика 9. “Кому чего не достает? ”

Методика предназначена для психодиагностики образно-логического мышления детей в возрасте от 3 до 4 лет. Перед началом выполнения задания, ребенку объясняют, что ему будет показан рис. 8, на котором изображены дети, каждому из которых чего-то не хватает. То, чего им недостает, изображено отдельно внизу на рисунке.



Методы диагностики мышления - student2.ru

Рис. 8. Стимульный материал к методике «Кому чего недостает».

Выполнение задания заключается в том, чтобы как можно быстрее определить, кому и чего не хватает и указать недостающие предметы.

Оценка результатов:

10 баллов — ребенок решил задачу за время меньше, чем 30 сек.

8-9 баллов — время выполнения задания составило от 31сек. до 49 сек.

6-7 баллов — время выполнения задания составило от 50 сек. до 69 сек.

4-5 баллов — время выполнения задания составило от 70 сек. до 89 сек.

2-3 балла — время выполнения задания составило от 90 сек. до 109 сек.

0-1 балл —время выполнения задания составило 110 сек и более.

Выводы об уровне развития:

10 баллов — очень высокий.

8—9 баллов — высокий.

4—7 баллов — средний.

2—3 балла — низкий.

0—1 балл — очень низкий.

Методика 10. “Обведи контур”

Методика предназначена для психодиагностики наглядно-действенного мышления детей дошкольного возраста. Ребенку показывают рис.9 и объясняют, что с помощью карандаша или ручки нужно как можно быстрее как можно точнее повторить на правой половине этого же рисунка тот контур, который представлен в его левой части. Все линии надо стараться делать прямыми и точно соединить углы фигур.

Методы диагностики мышления - student2.ru

Рис. 9. К методике «Обведи контур».

Оценивается аккуратность, точность и скорость работы.

Оценка результатов:

10 баллов — ребенок выполнил задачу меньше, чем за 90 сек., причем все линии прямые и точно соединяют углы фигур по заданным контурам.

8-9 баллов — время выполнения задания составило от 90 до 105 сек. Имеет место хотя бы один из следующих недостатков: 1-2 линии не являются вполне прямыми; в 2-3-х случаях линии не вполне правильно соединяют углы фигур; от 2-х до 4-х линий выходят за пределы контура; от 4-х до 5-ти углов соединены неточно.

6-7 баллов — время выполнения задания составило от 105 до 120 сек. Имеет место хотя бы один из следующих недостатков: 3-4 линии не являются вполне прямыми; в 4-5-ти случаях линии не вполне правильно соединяют углы фигур; от 5 до 6 линий выходят за пределы контура; от 6-ти до 7-ми углов соединены неточно.

4-5 баллов — время выполнения задания составило от 120 до 135 сек. Имеет место хотя бы один из следующих недостатков: 5-6 линий не являются вполне прямыми; в 7-10-ти случаях линии не вполне правильно соединяют углы фигур; от 7 до 8 линий выходят за пределы контура.

2-3 балла — время выполнения задания составило от 135 до 150 сек. Имеет место хотя бы один из следующих недостатков: 7-10 линий не прямые; от 9 до 18 линий выходят за пределы контура; от 11 до 17 углов соединены неточно.

0-1 балл — время выполнения задания составило более 150 сек. Почти все линии, за исключением 1-2-х, не являются прямыми; почти все углы за исключением 1-2-х, соединены неправильно.

Выводы об уровне развития:

10 баллов — очень высокий.

8—9 баллов — высокий.

4—7 баллов — средний.

2—3 балла — низкий.

0—1 балл — очень низкий.

Методика 11. “Воспроизведи рисунок”

Методика предназначена для психодиагностики наглядно-действенного мышления детей дошкольного возраста. Ребенку показывают рис.10 и объясняют, что с помощью карандаша или ручки нужно как можно быстрее как можно точнее в пустых квадратах представленных на отдельном листе повторить картинки рис. 10.

Инструкция:

“Справа в пустых клетках необходимо нарисовать точно такие же фигуры, которые имеются слева. Нужно сделать это как можно аккуратнее, равномерно заштриховав все части, где имеются темные поля, не оставляя пустых участков и не выходя за пределы заданного контура”.

Оценивается аккуратность, точность и скорость работы.

На выполнение задания отводится 5 минут.

Оценка результатов:

10 баллов — ребенок выполнил задачу за 5 минут, т.е. нарисовал в пустых квадратиках все 6 фигур. При этом штриховка должна быть сплошной, а контуры фигур не более чем на 1 мм вышли за пределы заданных образцов.

8-9 баллов — ребенок выполнил задачу за 5 минут. При этом в фигурах остались не заштрихованными не более 1-2-х участков, а контуры фигур не более чем на 1 мм вышли за пределы оригиналов.

6-7 баллов — ребенок выполнил задачу за 5 минут. При этом в фигурах остались не заштрихованными от 3 до 4 участков, а контуры некоторых фигур отличаются от оригиналов на величину до 1,5 мм.

4-5 баллов — ребенок за 5 минут заштриховал 4-5 фигур из 6. При этом в фигурах имеет место хотя бы один из следующих недостатков: не менее 1/5 части ее площади остались не заштриховано; контуры некоторых фигур отличаются от оригиналов на величину до 2 мм.

2-3 балла — ребенок за 5 минут заштриховал 2-3 фигуры из 6 и в каждой из них имеет место хотя бы один из следующих недостатков: не менее 1/5 части ее площади остались не заштриховано; контуры некоторых фигур отличаются от оригиналов на величину до 2 мм.

0-1 балл — ребенок за 5 минут смог заштриховать не более 1 фигуры, и в ней имеется место хотя бы один из следующих недостатков: площадь ее на 1/4 часть осталась не заштрихована; контуры фигуры отличаются от оригиналов на величину до 3 мм.

Методы диагностики мышления - student2.ru

Рис. 10. Рисунки и матрицы к методике «Воспроизведи рисунки».

Выводы об уровне развития:

10 баллов — очень высокий.

8—9 баллов — высокий.

4—7 баллов — средний.

2—3 балла — низкий.

0—1 балл — очень низкий.

Наши рекомендации