Методики диагностики логической стороны мышления

Методика «Логичность умозаключений»

Цель: изучить уровень развития логичности мышления при решении силлогизмов.

Оборудование: стимульный материал (бланк с заданиями), ручка, секундомер.

Инструкция: «Перед Вами бланк с 20 заданиями. Каждое задание состоит из двух суждений и умозаключения (вывода). Некоторые умозаключения истинные, а некоторые – заведомо ложные. Требуется оценить правильность умозаключения (вывода), который сделан на основании суждений. Если Вы находите вывод правильным – подчеркните ответ «верно», если неправильным – ответ «неверно» На работу дается 4 минуты».

Задания могут зачитываться экспериментатором на слух. В этом случае на обдумывание каждого задания и запись ответа отводится 12 с.

Обработка и интерпретация: ответы испытуемого сверяются с ключом (ответы «верно» – 1, 11, 12; ответы «неверно» – все остальные). Подсчитывается количество правильных ответов, которое затем переводится в баллы по следующей таблице:

Балл
Количество правильных ответов 16-17 13-15 11-12 7-8

Стимульный материал:

Задание Ответ
Все металлы проводят электричество. Ртуть – металл. Следовательно, ртуть проводит электричество. верно неверно
Все арабы смуглы. Ахмед смугл. Следовательно, Ахмед – араб. верно неверно
Некоторые капиталистические страны – члены НАТО. Япония – капиталистическая страна. Следовательно, Япония – член НАТО. верно неверно
Все Герои Советского Союза награждаются орденом Ленина. Иванов награжден орденом Ленина. Следовательно, Иванов – Герой Советского Союза. верно неверно
Все сочинения Пушкина нельзя прочитать за одну ночь. «Медный всадник» – сочинение Пушкина. Следовательно, «Медный всадник» нельзя прочитать за одну ночь. верно неверно
Лица, занимающиеся мошенничеством, привлекаются к уголовной ответственности. Л. мошенничеством не занимался. Следовательно, Л. не привлечен к уголовной ответственности. верно неверно
Все студенты высшей школы изучают логику. Смирнова изучает логику. Следовательно, Смирнова – слушатель высшей школы. верно неверно
Некоторые студенты МГУ – бывшие военнослужащие. Петров – студент МГУ. Следовательно, Петров – бывший военнослужащий. верно неверно
Все колхозы Московской области выполнили план хлебозаготовок. Колхоз «Восход» не является колхозом Московской области. Следовательно, колхоз «Восход» не выполнил план хлебозаготовок. верно неверно
Некоторые работники 2-го управления – юристы. Фомин – юрист. Следовательно, он – работник 2-го управления. верно неверно
Все граждане Советского Союза имеют право на труд. Иванов – гражданин Советского Союза. Следовательно, Иванов имеет право на труд. верно неверно
Все металлы куются. Золото – металл. Следовательно, золото куется. верно неверно
Все коренные жители Конго – негры. Мухамед – негр. Следовательно, Мухамед – житель Конго. верно неверно
Все студенты ЛГУ изучают историю КПСС. Н. изучает историю КПСС. Следовательно, Н. – студент ЛГУ. верно неверно
Когда идет дождь, крыши домов мокрые. Крыши домов мокрые. Следовательно, идет дождь. верно неверно
Некоторые капиталисты стремятся к развязыванию войны. Рассел – капиталист. Следовательно, Рассел стремится к развязыванию войны. верно неверно
Все студенты 3-го курса выполнили ГТО. В. выполнил ГТО. Следовательно, В. – студент 3-го курса. верно неверно
Все коммунисты выступают против войны. Джонс выступает против войны. Следовательно, он – коммунист. верно неверно
Некоторые капиталистические страны входят в состав Общего рынка. Австрия – капиталистическая страна. Следовательно, Австрия входит в состав Общего рынка. верно неверно
Все ученики 3 «Б» класса – отличники. Смирнов – отличник. Следовательно, Смирнов – ученик 3 «Б» класса. верно неверно

Методика «Сложные аналогии»

(или «Критичность ассоциативного мышления»)

Цель: оценить уровень развития логического мышления, в частности, степень его аналитичности и критичности при построении сложных аналогий и анализе абстрактно-логических отношений.

Оборудование: стимульный материал (пары слов, шифр, бланк регистрации ответов), секундомер, ручка.

Инструкция: «Вам предлагается проанализировать 20 пар слов, отношения между которыми построены на абстрактных связях. Необходимо опре­делить характер связи между словами в каждой паре и найти такую пару слов в квадрате «Шифр», которая связана аналогичными отношениями. Пары слов в квадрате «Шифр» пронумерованы от 1 до 6. Установив соответствие между анализируемой парой слов и парой слов в квадрате «Шифр», обведите кружком соответствующий номер на бланке ответов. Время выполнения задания 3 минуты».

Обработка и интерпретация результатов: при обработке результатов диагностики ответы испытуемого сверяются с ключом. Показателем уровня развития логического мышления является ко­личество правильных (совпавших с ключом) ответов. Для интерпретации и сравнения результатов показатель правильных ответов необходимо перевести в стандартные баллы по следующей таблице:

Балл
Количество правильных ответов 19-20 15-16 12-14 10-11 8-9

Чем больше баллов набрал испытуемый, тем сильнее у него выражен логический компонент мышления. В норме испытуемые дают пять и более правильных ответов. В противном случае результаты свидетельствуют об алогичности мышления, т.е. неспособности устанавливать логические связи или искажении логического вывода.

Стимульный материал:

  Шифр 1. Овца – стадо 2. Малина – ягода 3. Море – океан 4. Свет – темнота 5. Отравление – смерть 6. Враг – неприятель
Контрольные пары слов Бланк регистрации ответов
1. Испуг – бегство 1 2 3 4 5 6
2. Физика - наука 1 2 3 4 5 6
3. Правильно – верно 1 2 3 4 5 6
4. Грядка – огород 1 2 3 4 5 6
5. Пара – два 1 2 3 4 5 6
6. Слово - фраза 1 2 3 4 5 6
7. Бодрый - вялый 1 2 3 4 5 6
8. Свобода - воля 1 2 3 4 5 6
9. Страна – город 1 2 3 4 5 6
10. Похвала – брань 1 2 3 4 5 6
11. Месть – поджог 1 2 3 4 5 6
12. Десять – число 1 2 3 4 5 6
13. Плакать – реветь 1 2 3 4 5 6
14. Глава – роман 1 2 3 4 5 6
15. Покой – дыхание 1 2 3 4 5 6
16. Смелость – геройство 1 2 3 4 5 6
17. Прохлада – мороз 1 2 3 4 5 6
18. Обман – недоверие 1 2 3 4 5 6
19. Пение – искусство 1 2 3 4 5 6
20. Тумбочка – шкаф 1 2 3 4 5 6

Ключ: в верхней строке указаны номера контрольных пар слов, в нижней – правильные ответы.

Методика «Закономерности числового ряда»

Цель: исследование логичности мышления при анализе математических закономерностей.

Оборудование: стимульный материал, ручка, секундомер.

Инструкция: «Вам предъявлены 7 числовых рядов. Вы должны най­ти закономерность построения каждого ряда и вписать в места пропусков недостающие числа. Время выполнения работы – 5 минут».

Обработка и интерпретация результатов: обработка осуществляется при помощи ключа. Норма взрослого человека составляет не менее 3-х правильных ответов.

Стимульный материал:

1) 24 21 19 18 15 13 _ _ 7

2) 1 4 9 16 _ _ 49 64 81 100

3) 16 17 15 18 14 19 _ _

4) 1 3 6 8 16 18 _ _ 76 78

5) 7 16 19; 5 21 16; 9 _ 4

6) 2 4 8 10 20 22 _ _ 92 94

7) 24 22 19 15 _ _

Ключ:

Номер задания
Правильные ответы 12 9 25 36 13 20 36 38 44 46 10 4

Наши рекомендации