Глава 4. Формирование и коррекция базовых сенсомоторных (одновременных и реципрокных) взаимодействий
На формирование одновременных и реципрокных координации оказывают положительное влияние не только упражнения, включающие взаимодействия рук или ног, но также и сочетанные движения правой и левой половин тела.
Упражнения лежа на спине
139.Ноги и руки вытянуты вверх перпендикулярно полу и перекрещены Х-образно; одновременно оттягивается вверх мысок (пятка)правой ноги и кисть левой руки, расслабление, то же — для левой ноги и правой руки; повторить для одноименных руки и ноги.
140.Ноги согнуты в коленях, стопы стоят на полу, прямые руки вытянуты в стороны. Руки одновременно передвигаются по полу (одна — вверх, другая — вниз) таким образом, что одна рука оказывается вытянутой вверх, а другая лежащей вдоль тела. При этом голова на
клоняется в сторону верхней руки, а колени — в сторону нижней руки, и наоборот.
141.Модифицированный вариант «велосипеда» — ребенок имитирует ногами езду на велосипеде, касаясь при этом локтем (ладонью) противоположного колена; одноименного колена; затем снова противоположного колена.
142.Фиксированы позиции головы и туловища. Выполняются одновременные движения глаз, языка, рук и ног: вверх, вниз, вправо,влево, сведение к центру (конвергенция глаз, сжатые челюсти, перекрест рук и перекрест ног).
143.Фиксированы глаза (взгляд прямо перед собой) и туловище. Выполняются одновремен ные движения головы, языка, рук и ног:вверх, вниз, вправо, влево, сведение к центру (голова прямо, сжатые челюсти, перекрест рук и перекрест ног).
144.Фиксированы туловище и язык — язык высовывается с напряжением вперед и удерживается в этом положении. Выполняются одновременные движения головы, глаз, рук и ног: вверх, вниз, вправо, влево, сведение к центру (голова прямо, конвергенция глаз, пе
рекрест рук и перекрест ног).
145.Фиксированы туловище и руки — руки прижаты к груди в положении тройного сгибания (в плечевых, локтевых и лучезапястных суставах). Выполняются одновременные движения головы, глаз, языка и ног (так же, как в 144).
146.Фиксированы туловище и ноги в положении тройного сгибания (в тазобедренных, коленных и голеностопных суставах). Выполняются одновременные движения головы, глаз, языка и рук (так же,как в 144 и 145).
147.Фиксированы глаза, руки и ноги, то есть те части тела, которые обеспечивают пространственно-координационную функцию тела. Ребенок выполняет повороты туловища: сначала медленные повороты в одну, затем в другую сторону при фиксированных голове и
взгляде, сцепленных руках и ногах. Затем в движение вместе с туловищем вовлекается голова. После этого отрабатываются вертикальные осевые движения (ось «голова — копчик») с поднятием тазового пояса; плечевого пояса; одновременно тазового и плечевого поясов.
Затем все перечисленные упражнения выполняются разнонаправленно во всех вариантах.
Упражнения сидя
Отработка сочетанных движений глаз, языка и рук сначала выполняется в свободном темпе, а затем — под хлопки взрослого, ритмичную музыку и т.п.
148.Язык фиксирован в одном из положений: сильно сжатые челюсти; максимально открытый рот, язык спрятан; сильно открытый рот, максимально высунутый вперед язык. Выполняются сочетанные движения рук и глаз:
а) руки лежат на коленях параллельно друг другу; попеременно то правая рука ударяет по правому колену, то левая — по левому,одновременно с ударом выполняется движение глаз в одноименную,затем в противоположную от руки сторону;
б) перекрещенные руки лежат на коленях; попеременно то правая рука ударяет по левому колену, то левая — по правому, одновременно с ударом выполняется движение глаз в одноименную с рукой,а затем в противоположную от руки сторону.
149.Взгляд фиксирован прямо перед собой. Выполняются сочетанные движения языка и рук аналогично описанным в упражнении 148.
150.Сочетанные движения рук, глаз и языка. Сначала руки располагаются на коленях параллельно друг другу, а затем перекрещиваются. Ребенок попеременно хлопает ладонями по коленям, при этом глаза и язык двигаются следующим образом:
а) глаза вместе с языком сначала за ладонью, затем от нее;
б) глаза фиксированы прямо перед собой, двигается язык — за
ладонью, от нее;
в) язык фиксирован в одном из приведенных выше положений,
двигаются глаза — за ладонью, от нее;
г) глаза двигаются за ладонью, язык от нее;
д) язык двигается за ладонью, глаза от нее.
151.Руки, сжатые в кулак, лежат на коленях (вытянуты вперед; в стороны), большие пальцы вверх. Движения руками выполняются однонаправленно и разнонаправленно с глазами и языком. Это же упражнение выполняется стоя с опущенными, поднятыми, вытянутыми вперед или в стороны руками.
Упражнения стоя на четвереньках
152.Ползание вперед, назад, вправо и влево (на локтях; на кистях) с одновременным передвижением одноименных руки и ноги,затем противоположных руки и ноги. При этом руки вначале располагаются параллельно друг другу, затем перекрещиваются, то есть при движении с каждым «шагом» правая рука заходит за левую, за тем левая — за правую и т.д. Ноги передвигаются параллельно друг другу-
153.Сочетанные движения глаз, языка, рук и ног, ползая на четвереньках (вперед, назад, вправо, влево). Руки и ноги двигаются в последовательности, приведенной в упражнении 152, при этом глаза и язык совершают следующие движения:
а) глаза вместе с языком двигаются сначала за ладонью, затем от нее;
б) глаза фиксированы прямо перед собой, двигается язык — за ладонью, от нее;
в) язык фиксирован в одном из приведенных выше положений, двигаются глаза — за ладонью, от нее;
г) глаза двигаются за ладонью, язык от нее;
д) язык двигается за ладонью, глаза от нее.
Упражнения стоя
154.«Перекрестные и односторонние движения». На первом эта пе ребенок медленно шагает, попеременно дотрагиваясь то правой, то левой рукой до противоположного колена (перекрестные движения). Психолог на этапе освоения упражнения отсчитывает 12 раз в медленном темпе. На втором этапе ребенок также шагает, но уже касаясь одноименного колена (односторонние движения). Также 12 раз. На третьем и пятом этапах — перекрестные движения, на четвертом — односторонние.
Обязательное условие — начинать и заканчивать упражнение перекрестными движениями. После того как ребенок освоил данное упражнение под счет психолога, можно предложить ему вести счет самостоятельно — считая и контролируя последовательность и переключение с движения на движение. Более сложный вариант этого упражнения — нагрузка зрительного анализатора, когда ребенок следит глазами за предметом, который перемещает психолог, или когда ребенок переводит глаза по словесной инструкции.
155.«Цыганочка». И.п. — поставить ноги на ширине плеч, руки опущены. Дотронуться правой рукой до поднятого левого колена, вернуться в И.п., затем сзади дотронуться левой рукой до правой пятки (согнутая в колене правая нога отводится назад). Вернуться в И.п. Повторить соответственно для левой руки и правого колена и правой руки и левой пятки. Повторить весь цикл 3 раза.
156.Рисование на доске, стене, листе бумаги сначала каждой рукой, а затем одновременно обеими. Образцы графических паттернов представлены на рис. 6. Чрезвычайно важно, чтобы синхронно двигались обе руки — в одну сторону, в противоположные, навстречу друг другу и т.д. Сначала ребенок рисует (обводит нарисованный образец) прямые линии — вертикальные, горизонтальные, наклонные; затем разнообразные круги, овалы, восьмерки и орнаменты в разных положениях; одинаковые и разные фигуры на левой и правой половинах листа (вначале — ближе к центру, затем — ближе к краям листа); одно симметрично расположенное изображение; законченный сюжетный рисунок. Отметим еще раз необходимость отработки каж
дого из упражнений сначала каждой рукой отдельно, а уже потом двуручно.
Потом это же задание можно перенести на горизонтальную плоскость — выполняя те же (и более сложные) рисунки на листе бумаги, сидя за столом.
157. «Ладушки». Эта игра одной из первых появляется в опыте любого ребенка. Если он с ней не знаком — научите его играть сначала в классическом варианте, и не только руками, но и лежа — ногами. Затем усложните задачу:
а) хлопок в ладоши, хлопок двумя руками с партнером (руки у обоих перекрещены, хлопок, хлопок с партнером «левая — правая», попок, хлопок с партнером «правая — левая». Далее увеличивается
Раздел 1. Стабилизация и активация энергетического потенциала организма 147
Рис. 6. Образцы для обведения
148 Часть П. Комплексная нейропсихологическая коррекция и абилитация
число движений за счет соединения классического и данного вариантов. Аналогично — ногами;
б) «кулак-ладонь»: руки ребенка все время повернуты ладонями
друг к другу; хлопок в ладоши, удар кулака о ладонь, хлопок, удар
другой ладони о кулак. Играя в паре, после хлопка удар «кулак-ла
донь» ребенок делает с вами. В еще более сложном варианте «кулак-
ладонь» делается с партнером перекрещенными руками (впереди то
левая, то правая рука);
в) «ладушки» с разворотами ладоней: классический вариант, в
котором хлопки с партнером осуществляются так, что одна ладонь
ребенка смотрит вниз, а другая — вверх (или ставятся друг на друга
ребрами);
г) после собственного хлопка ребенок «здоровается» с партне
ром, как в классическом варианте, соприкасаясь с партнером стопа
ми, коленями, бедрами, локтями, плечами.
158.Встать у стены, ноги на ширине плеч, ладони лежат на стене
на уровне глаз. Ребенок передвигается вдоль стены на 3—5 метров
вправо, а затем влево. Сначала двигаются одноименные, а затем про
тивоположные рука и нога:
а) руки и ноги параллельны;
б) руки перекрещены, ноги параллельны;
в) ноги перекрещены, руки параллельны;
г) руки перекрещены, ноги перекрещены.
В более сложном варианте это упражнение выполняется с вытянутыми вверх руками; ребенок при этом смотрит прямо перед собой или закрывает глаза.
159. Прыжки на месте на двух ногах:
а) чередование прыжков: ноги врозь (предмет, например мяч,
лежит на полу между стопами ног) и ноги вместе (предмет — то у
носков, то у пяток ног);
б) чередование прыжков ноги врозь и ноги скрестно, поочеред
но правая и левая нога впереди (предмет, например гимнастическая
палка, лежит между стопами ног).
Это же упражнение выполняется с движением рук в ту же сторону, что и ноги, затем — в противоположную.
160.Прыжки с продвижением, в качестве ориентира использует
ся линия на полу между стопами ног:
а) чередование прыжков: ноги врозь и ноги скрестно (поочередно впереди то правая, то левая нога); то же, но с аналогичным движением рук, вытянутых прямо перед собой — сверху рука, одноименная (противоположная) стоящей впереди ноге;
б) чередование прыжков: ноги врозь, руки скрестно перед собой и ноги скрестно, руки перед собой параллельно друг другу.
Это же упражнение выполняется с движением рук в ту же сторону, что и ноги, затем — в противоположную.
161.Беговые упражнения с прямым и перекрестным перешагиванием через гимнастические палки, уложенные параллельно друг другу, под углом — в виде ломаной линии; по ориентирам (меловая разметка, кольца и т.д.).
Следующий блок упражнений может выполняться лежа, сидя или стоя. Необходимо каждое из них делать в три этапа: 1) руки прямые (опущены, подняты или вытянуты); 2) кисти фиксированы на плечах, локти свободны; 3) руки прижаты к груди, кисти свободны.
162.«Птенчики». Рот широко открывается так, чтобы тянулись уголки рта, а затем плотно закрывается. Руки согнуты в локтях, ладони на уровне плеч, разжимать и сжимать кулаки, одновременно открывая и закрывая рот, и наоборот: сжимая кулак, открывать рот. Удерживать рот открытым (2—3 сек.), согласовывая это с движением рук.
163.«Жало змеи». Ребенок изображает языком жало змеи, резко выкидывая язык вперед с силой (до боли). Затем одновременно с языком жало змеи имитируют руки (согнутые в локтях руки выбрасываются вперед и возвращаются в исходное положение). Затем руки и язык двигаются разнонаправленно.
164. «Обезьянка». Ребенок изображает обезьянку, которая гримасничает перед зеркалом:
а) двигает нижней челюстью вперед-назад; то же с одновременным движением рук вперед-назад; затем руки и челюсть двигаются разнонаправленно;
б) двигает челюсть вправо-влево; то же с перемещением рук в ту же сторону, что и челюсть; затем руки и челюсть двигаются в разные стороны;
в) язык и челюсть двигаются в одну сторону, затем в разные стороны;
г) одновременное движение глаз и челюсти в одну сторону, а затем в разные стороны.
165. «Трубочка». Ребенок вытягивает губы «трубочкой» вперед, а затем растягивает их в улыбке. Это упражнение выполняется:
а) с одновременным вытягиванием рук вперед, когда ребенок делает «трубочку», и приведением ладоней к плечам во время выполнения «улыбки»; затем наоборот: «трубочка» — руки к плечам (груди), «улыбка» — руки вверх (вперед) и т.д.;
б) вытягивание губ «трубочкой» вправо и влево; то же — с одновременным перемещением рук в ту же сторону, что и губы, а затем —с движением рук в противоположную сторону (например, губы вправо, руки влево);
в) вытягивание губ «трубочкой» вправо и влево с одновременным движением языка в ту же сторону, затем в противоположную;г) вытягивание губ «трубочкой» вправо и влево с одновременными движениями глаз в ту же, а затем в противоположную сторону;
д) вытянутые «трубочкой» губы вращать по кругу (направо, затем налево).
166.«Качели». Ребенок изображает языком движение качелей:поднимать язык вверх, опускать его вниз; то же — с одновременным движением рук сначала в ту же, что и язык, а затем в противоположную ему сторону. Те же движения языка сочетать с движениями глаз.
167.«Часы». Движение языка к уголкам рта направо и налево, то же — с одновременным перемещением рук в ту же сторону, что и язык, а затем в противоположную ему сторону. Сочетать движения языка с движениями глаз.
168.«Хомяк». Ребенок изображает хомяка, который идет по лесу. Вот какой он сытый (облизаться, надуть обе щеки, развести руки), а такой — голодный (втянуть щеки, пощелкать зубами, обнять себя).
Идет и гоняет зерно из одной щеки в другую (поочередно надувать щеки в такт с руками). Влез в узкую норку и выплюнул зерно (бить кулачками по надутым щекам, с силой и шумом выдохнуть). Это за дание необходимо дополнить любыми выразительными движениями
рук, ног, всего тела.
Раздел 2