Коррекция и абилитация функционального статуса подкорковых отделов мозга, инициация подкорково-корковых и межполушарных взаимодействий (1-й ФБМ)

Любая произвольная, проговоренная (про себя и вслух), развер­нутая операция чрезвычайно энергоемка. Мозг человека — удивитель­но совершенный и тонкий инструмент, но он располагает в каждом конкретном случае конечным количеством энергии. Она расходуется и на эмоции, и на познавательные процессы, и на модуляцию иммун­ного, эндокринного статуса; перечень системоорганизующих функ­ций мозга можно продолжать бесконечно.

Представляется, что в самом общем виде положение таково: чем больше энергии требуется на актуализацию высших психических процес­сов (движения, восприятия, речи, счета, мышления, а тем более про­извольной саморегуляции), тем больше вероятность «обкрадывания» базалъных структур психики (синергических и реципрокных сенсомо-торных взаимодействий, соматических и аффективных функций).

Как раз этот механизм и наблюдается зачастую у современных детей. С одной стороны, они в подавляющем большинстве случаев де­монстрируют неблагополучный тип раннего развития, что весьма па­губно сказывается на состоянии их подкорковых структур. С другой — едва ли не с самого рождения постоянно нагружаются когнитивно в ущерб подвижным и ролевым играм, другим, чисто детским радостям и депривированы по отношению к окружающему миру в угоду компь­ютеру, телевизору и т.п. А ведь «памперсы», например, суть культур­но-исторические механизмы опосредования естественного развития. Иными словами, на неблагоприятное у многих детей течение внутри­утробного развития и родовые травмы накладывается элиминация ес­тественной аутокоррекции, каковой испокон веков была активность коммуникаций ребенка с собой и окружающим миром.

Я не призываю к воплощению заповедей Ж.-Ж. Руссо и возвра­щению к пещерному быту. Но как профессионалы мы должны отда­вать себе отчет, что упомянутые памперсы приводят к отсутствию дискомфортных ощущений (тактильно-кинестетических, обонятель­ных и т.д.) и закономерному повышению порогов чувствительности от систем малого таза и внешних половых органов. Отчего же нас так удивляет нарастание сексуальных расстройств (и в гипо-, и в гипер­функциональных ракурсах) в подростковом и юношеском возрасте?.. Гностическая депривация не может не способствовать депривации эмоционально-личностной, поскольку таковая является надстройкой над совокупностью сенсорных возможностей человека.

Именно поэтому нельзя пренебрегать такими общепринятыми способами общеукрепляющих мероприятий, как спортивные заня­тия, подвижные игры, ванны с морской солью и травами, массаж. Очень эффективен натуропатический подход, специально подобран­ные для ребенка диеты; грамотное использование различных трав, пряностей и т.п. Подчеркнем важность (и, к сожалению, неизбеж­ность) всех этих типов сопровождения, поскольку цифры в детской популяции, касающиеся частоты встречаемости только лишь различ­ного рода желудочно-кишечного дефицита (в том числе желчевыво-дящих путей, поджелудочной железы и т.д.), удручают — 93%!

Но определяющим является именно направленное нейропсихо-логическое сопровождение этих детей. Обращаем еще раз внимание на то, что обсуждаемые в данном параграфе блоки упражнений (под­робно описанные в 1-м разделе второй части книги) должны приме­няться одновременно. Иными словами, на отдельном занятии надо найти время для упражнений из каждого раздела. Другое дело, что решать вопрос об их удельном весе следует, исходя из объективного состояния ребенка и степени освоения им той или иной программы. Поскольку представлены упражнения в порядке от простого к слож­ному, можно просто постепенно продвигаться «вниз», периодичес­ки возвращаясь для контроля к уже освоенному. Варианты алгорит­мов поурочной реализации предлагаемой технологии представлены в части «Авторские программы».

Любой человек является иерархически организованной, саморе­гулирующейся «нейропсихосоматической» системой, включающей три пересекающихся и не существующих друг без друга плоскости. «Нейро-» — связанная с деятельностью его нервной системы, глав­ным организатором которой является его мозг. «Психо-» — отража­ющая его психическую деятельность. «Соматическая» — телесная, включающая само его существование и реализацию через совокуп­ность внутренних и внешних органов и процессов.

Подчеркнем еще раз инвариантное единство этих трех плоско­стей: одно без другого просто не существует в природе. Поэтому мы и ставим ударение на слове «единовременное». Сбой, задержки, иска­жения или опережение в развитии каждой из перечисленных граней влекут за собой дезинтеграцию и/или перестройку всей системы, подчас в самом неприятном, препатологическом или патологическом варианте. В связи с этим Нейропсихологическое сопровождение и включает в данном разделе многие подходы (прежде всего восточ­ные), основным принципом которых является холистический, цело­стный взгляд на природу человека.

Итак, переходим к рассмотрению и кратким комментариям к наиболее важным и крупным блокам нейропсихологического сопро­вождения, обеспечивающего ребенку коррекцию и абилитацию, опти­мизацию нейропсихосоматического статуса.

Выработке правильного дыхания необходимо уделить большое внимание не только потому, что это оптимизирует газообмен и кро­вообращение; обеспечивает вентиляцию всех участков легких, массаж органов брюшной полости; способствует общему оздоровлению и улучшению самочувствия. Правильное дыхание успокаивает и спо­собствует концентрации внимания, создавая основу для формирова­ния базовых составляющих произвольной саморегуляции. Ведь ритм дыхания — единственный из всех телесных ритмов, подвластный спон­танной, сознательной и активной регуляции со стороны человека. Нако­нец, и это принципиально, именно наше дыхание играет первую скрипку в актуализации нашего речевого потенциала: мы говорим на выдохе!

Дыхательные упражнения должны включаться в процесс занятий как можно раньше, в идеале — предшествовать самомассажу и дру­гим заданиям. Основным является полное дыхание, то есть сочетание грудного и брюшного дыхания, выполняемое сначала лежа, потом сидя и, наконец, стоя. После усвоения ребенком этих навыков можно переходить к упражнениям, в которых дыхание согласуется с движе­нием. Поскольку у многих детей не сформированы устойчивые впечат­ления о том, где у них правая—левая рука (нога), обязательно надо промаркировать левую руку (например, красной тряпочкой, брасле­том и т.п.). Таким образом, в памяти у ребенка остается образ: «левая сторона — это там, где...», что очень облегчает его жизнь. Движения осуществляются на фазе вдоха и выдоха, во время пауз происходит удержание позы.

Массаж и самомассаж являются одним из необходимых по­вседневных мероприятий для профилактики телесных состояний, их психологических аналогов при негативном статусе, общей гармо­низации. Многие из нас на собственном (личном и профессио­нальном) опыте знакомы с чудодейственными результатами про­фессионального массажа и научно-прикладным обоснованием его внедрения в психолого-педагогическое сопровождение процессов развития. Опыт показывает, что сегодня нет ребенка (равно как и взрослого), которому не был бы дважды в год показан соответст­вующий курс.

Обучение ребенка самомассажу рекомендуется проводить в не­сколько этапов. Сначала 1) взрослый массирует тело ребенка сам, за­тем 2) руками самого ребенка, наложив сверху свои руки, только после этого 3) ребенок выполняет самомассаж самостоятельно. Обязательно попросите ребенка описать свои ощущения до и после массажа: «Воз­можно, что-то изменилось? Что? Где? На что это похоже?» Напри­мер, массируемые (или иные) части тела стали более теплыми, горя­чими, легкими или покрылись мурашками, тяжелыми и т.п. Можно предложить ему на выбор несколько мелодий, чтобы подобрать наи­более приятную и комфортную; попросить его что-нибудь нарисовать в завершение этих процедур.

И для детей, и для взрослых очень полезным будет овладение не­которыми приемами даосской медицины, которые можно выполнять дома, на уроке, в транспорте и т.д. Они не зря называются «волшеб­ными», поскольку в их основе — древние знания о биоэнергетичес­ких меридианах человека, которые (наряду с нервной системой и со­единительной тканью) являются важнейшими энергоинформацион­ными магистралями в нашем организме. Попробуйте ввести их в свой повседневный распорядок и вы убедитесь, что со многими предбо-лезненными и болезненными состояниями можно расставаться без привлечения таблеток.

Блок упражнений «Здоровые глаза» широко известен в корейской медицине как весьма эффективный метод поддержания всех систем зрения и их коррекции. Это действительно так, поскольку каждый из описываемых ниже приемов, помимо собственно зрения, универ­сально активизирует кровоснабжение мозга и, опосредованно, мно­гие системы человеческого организма. Каждое упражнение выполня-

ется 15—20 раз, желательно 2—3 раза в день; последний раз не позже 18—19 часов.

• Сильно потереть (растереть) ладони, ступни и каждый палец рук и ног. При этом очень полезно применять дополнительно специальные массажеры.

• Похлопать, подрумянить щеки. Потереть глаза кулачками.

• Обеими руками активно помассировать:

—лоб от центра к корням волос; подушечки бровей от носа к вискам и обратно, зажав их между пальцами; височные впа­дины;

—области перед и за ушами, уши вниз и вверх, не забывая обо все закоулках; «пролопоушить» уши;

—крылья носа от основания к переносице и обратно, повра­щать кончик носа; шею от основания до корней волос на за­тылке; подбородок.

• Массировать активные точки:

—в центре лба, между бровями, над внутренними и внешни­ми окончаниями бровей;

—рядом с внутренними и внешними уголками глаз;

—у основания крыльев носа; в углублении между нижней гу­бой и подбородком.

• Двумя пальцами с закрытыми глазами надавить на глазное яблоко (5 сек.), затем круговыми движениями помассировать веки. Повторить 2—3 раза. Помассировать, похлопать нижнее веко.

• Массажером, грубым полотенцем, руками «пилить» и масси­ровать спину от шеи до пояса; размять мышцы от головы к плечам, особенное внимание уделяя зоне плеч.

• Встав у окна, выбрать два предмета: один на расстоянии 1 мет­ра от глаз, другой — в 30—50 метрах. Фокусировать внимание в течение 10—20 сек. то на ближнем, то на дальнем объекте.

• Закрыть глаза, прикрыть их руками и, расслабив шею, поси­деть 10—20 сек., затем открыть глаза и быстро поморгать.

Древняя психосоматическая технология «Мудры» эффективна для профилактики и коррекции различных заблеваний, поддержания об­щего нейродинамического тонуса, гармонизации потоков энергии в организме, стабилизации телесных и соответственно межполушарных взаимодействий. В нейропсихологическом контексте эта технология — своего рода «стимулирующий массаж мозга» в зоне центральных из­вилин правого и левого полушарий: базовых для мануальной и речевой экспрессии систем могза. Каждая мудра выполняется от 2 до 25 минут; можно делать их несколько раз в день по 5—10 минут. Обра­тимся к некоторым из них с указанием главной мишени их действия на состояние человека:

1. Универсальный комплекс № 1. По очереди на указанный период времени соединяются в кольцо большой палец с указательным,большой палец со средним, большой палец с безымянным, большойпалец с мизинцем; остальные пальцы свободно расставлены; поза
фиксируется на каждой руке.

2. Универсальный комплекс № 2. По очереди на указанный пери­од времени большой палец соединяется в кольцо с соединенными:указательным и средним, средним и безымянным, безымянным имизинцем. Остальные пальцы свободно расставлены; поза фиксиру­
ется на каждой руке.

3. Универсальный комплекс № 3. По очереди на указанный пери­од времени кончик большого пальца прижимает на уровне второго сустава согнутые: указательный, средний, безымянный, мизинец; остальные пальцы свободно расставлены; поза фиксируется на каж­дой руке.

4. Для повышения работоспособности, концентрации внимания, ясности мышления. Ладони обеих рук складываются в «молитвенной позе» перед грудью.

5. Для снятия охриплости голоса, коррекции и профилактики за­ болеваний горла и гортани. Четыре пальца (указательный, средний, безымянный, мизинец) правой руки обхватывают большой палец левой. Большой палец правой руки прикасается к подушечке среднего
пальца левой.

6. Для высвобождения гайморовых пазух и активизации функцио­нальной активности лобных отдела мозга, повышения концентрации на цели, уверенности в успехе. Кончики большого, указательного и среднего пальцев соединены в кольцо; мизинец и безымянный палец
прижаты к середине ладони; поза фиксируется на каждой руке.

7. Для снятия депрессивных и субдепрессивных состояний, вы­ равнивания эмоционального статуса. Кончики пальцев левой руки за­жимаются между кончиками пальцев правой руки (большой палец правой руки всегда снизу). Мизинцы обеих рук выпрямлены и обра­щены вверх.

Описанные процедуры, равно как и разнообразные растяжки, — безальтернативные составляющие коррекционно-абилитационного процесса; другого пути преодоления патологических ригидных теле­сных установок, блоков и зажимов просто не существует. Кроме того, как уже не раз отмечалось, эти воздействия оказывают иррадиирую-щее влияние на всю сенсомоторную сферу ребенка, включая речь. А постоянная востребованность к синергическим и реципрокным взаи­модействиям рук и ног — залог совершенствования на базовом уров­не парной работы полушарий мозга. Эти технологии полезно реко­мендовать с целью профилактики нежелательных дизонтогенетичес-ких явлений всем родителям, начиная с младенческого возраста их ребенка. Понятно, что в этом случае все упражнения демонстрируют­ся и выполняются в пассивном варианте. Внедрение их в учебный процесс также показало их эффективность и используется многими учителями и воспитателями.

Следующий фундаментальный цикл комплексного нейропсихо-логического сопровождения детей по методу замещающего онтогене­за — формирование и коррекция базовых сенсомоторных (синергичес-ких и реципрокных) взаимодействий — паттернов поведения, лежащих в основании онтогенеза межполушарных взаимодействий. Он является «альфой и омегой» сопровождения процессов психологического раз­вития не просто потому, что абсолютно изоморфен реальному онто­генезу. Конвергенция глаз, ползание, ходьба и т.д. — отражение на поведенческом уровне системно-динамической организации ипси- и контралатеральных (то есть соответственно полушарных и межполу­шарных) мозговых структурно-функциональных взаимодействий. Очевидно, что иного пути инициации и стабилизации парной работы полушарий мозга, подкорково-корковых сетей и распределенных си­стем попросту не существует.

Сформировавшийся или несформировавшийся, дефицитарный на уровне «языка тела» интегративный сенсомоторный базис обнару­живает свое активирующее (либо соответственно крайне негативное и тормозящее) влияние на аналогичные речевые, гностические, мне-стические структуры, рисунок, письмо и т.д. При нормативном раз­витии или адекватной, своевременной коррекции наблюдается их внешне как бы «спонтанный» дебют или оптимизация. Но этот про­цесс не станет полноценным, если не заняться прицельно формиро­ванием у ребенка устойчивых, автоматизированных навыков владе­ния теми системами, которые обеспечивают нам любое действие.

Ведь что бы мы ни делали, нам с необходимостью требуются в полном объеме движения глаз, языка, рук, ног. Но главное, они должны взаимодействовать как единый отлаженный механизм, не мешая друг другу. Что и достигается поэтапным внедрением упражне­ний на оптимизацию (а подчас, как всем известно, и создание) обще-и глазодвигательного репертуара.

Современные дети как раз демонстрируют ситуацию, когда эти системы работают «вразнобой». А это препятствует развитию практи­чески всех психических процессов. В нейропсихологическом контек­сте все эти проблемы тесно связаны с приобретенным в раннем мла­денчестве (или внутриутробно) дефицитом глубинных систем мозга. Соответственно недостаточно сформированными подкорково-корко-выми взаимодействиями и отлаженными механизмами парной рабо­ты полушарий мозга. Приведенные методы многие годы демонстри­руют свою неизменную эффективность.

Очевидно, что они прямо соотносятся с этапами сенсомоторно-го развития ребенка, каковые и являются многократно упомянутой «востребованностью извне» к наращиванию мозгового потенциала.

В заключение акцентируем еще раз аксиоматичность единовре­менного привлечения как различных упражнений из перечисленных выше, так и таковых из других разделов. Нередко встречается мнение, что можно и нужно сначала отработать исключительно базовые сен-сомоторные аспекты, а уже потом переходить к более высоким ког­нитивным уровням организации психической деятельности ребенка. Эта позиция неверна и некорректна методологически. Интеграция сенсомоторных актуализаций ребенка — фундамент его психического развития. Но уже в 4—5-летнем возрасте наиболее сензитивными яв­ляются у него как раз достаточно высокие этажи познавательных про­цессов. Массированное, но изолированное воздействие исключитель­но на сенсомоторный уровень может привести к постепенному обкра­дыванию этих иерархически более высокоорганизованных форм их психической деятельности.

Лишь единовременное и организованное по принципу единства моз­говой организации воздействие на весь спектр психических функций ребенка (адекватное его возрасту) приводит не только к преодолению имеющегося дефицита, но и к консолидирующему эффекту. Другой вопрос, что удельный вес таких психолого-педагогических техноло­гий, как изложенные в настоящей главе, на первых этапах коррекции должен быть наиболее представительным. Это же относится к циклам, описанным в других параграфах данной главы.

Консультируя родителей, не забудьте порекомендовать им уде­лить больше внимания самому элементарному (и, казалось бы, давно пройденному) в жизни ребенка: ползанию на животе, спине, на ло­котках и коленках, на четвереньках; игре в мяч, стуча его о пол, о стенку — одной рукой, другой, попеременно; играм в «Вышибалы», «Скакалки» и «Классики». Опыт показывает, что все это приводит к повышению способностей ребенка, улучшая его учебные показатели и поведение в целом. Многие еще помнят, что 20—30 лет назад перечисленное составляло значительную часть общего «сценария дет­ства», потому и наблюдалась тенденция к аутокоррекции. Сегодня все эти сферы жизни ребенка выхолощены; следует обратить на это вни­мание взрослого окружения ребенка с ясным и непротиворечивым изложением последствий такого типа развития.

Бесценны в этом смысле занятия гимнастиками типа тай-цзи-тю-ань или у-шу, ритмика и танцы, музыка, плавание, велосипед или теннис. Необходимо увлечь ребенка рисованием несложных орнамен­тов (выкладыванием узоров с помощью мозаики) с повторяющимся мотивом. Постепенно подвести его к уровню, когда он сможет выпол­нять эти задачи не пофрагментарно, штрих за штрихом, а плавно, со­блюдая двигательную мелодию. Напомним, что гармонизация его дви­жений: двигательная мелодия, ловкость, точность и меткость — залог многих дальнейших достижений ребенка. Подробные процедуры и уп­ражнения для достижения хороших результатов в этом аспекте приве­дены в соответствующей главе (часть II), посвященной коррекции и абилитации 2-го функционального блока мозга. Здесь же мы говорим об этих задачах, просто продолжая следить за логикой разворачивания метода замещающего онтогенеза; в данном случае — от первого ФБМ ко второму.

Поэтому хорошую службу здесь сослужат занятия макраме, на­низывание бус и бисера, лепка, раскрашивание мелких изображе­ний, китайской каллиграфией. В прежние времена прекрасным спо­собом сформировать многие из этих навыков служили переводные картинки — ведь манипуляции с ними требуют необыкновенной тща­тельности, сосредоточенности и контроля за малейшим нажимом. Как известно, перечисленное — единственная прямая возможность не­посредственной элиминации сенсомоторной недостаточности рече­вых процессов в любом возрасте.

Объясняя тактику и стратегию ваших занятий с ребенком роди­телям, акцентируйте еще раз то, о чем мы говорили в предыдущем параграфе, посвященном 3-му функциональному блоку мозга. Развер­тывание деятельности ребенка во времени и пространстве, програм­мирование, целеполагание и контроль за протеканием собственных действий прекрасно формируются в ходе разнообразных игр. Вообще любые совместные, особенно подвижные игры, которыми дети се­годня пренебрегают, заменяя их «общением с компьютером», ска­жутся на развитии самым эффективным образом.

Понятно, что результат будет тем очевиднее, чем нагляднее цель игры. Иными словами, вначале ребенок должен просто на чем-нибудь сосредоточиться: об этом мы уже говорили раньше. Для этого надо привлечь все возможные «яркие» цветовые, слуховые, эмоционально насыщенные стимулы, чтобы удержать его внимание. Затем ребенок должен что-нибудь «поймать» (например, мячик, катящийся или бро­шенный ему). Далее — «попасть мячиком (стрелой) в цель: далекую-близкую, большую—маленькую». Идеально, чтобы он постепенно на­учился делать все это в условиях, когда его намеренно отвлекают. То есть цель (равно как и результат) как таковая должна быть дана ему в абсолютно наглядно-чувственном плане. И чрезвычайно важно, что­бы он (вместе с вами и/или родителями) ее обозначил, нарисовал, проговорил. Тогда психологические факторы 1-го ФБМ, корригируе­мые по описанной технологии, станут средством достижения ребен­ком более интересных для него целей и результатов, а процесс фор­мирующего обучения — более эффективным.

Наши рекомендации