А). Правовые, педагогические и криминалогические аспекты несовершеннолетних

Проблемы исследования личности несовершеннолетних включает в себя:

- правовые и педагогические аспекты личности несовершеннолетних;

- акцентуация характера и девиантное поведение подростка;

- психологические особенности расследования преступления, совершенных несовершеннолетними;

- психология и педагогика несовершеннолетних в гражданском процессе.

Правовая и педагогическая наука выработала основные периоды возраста тех, кто еще не достиг совершеннолетия:

*младенческий возраст (от рождения до одного года);

*раннее детство (от года до трех лет);

*дошкольный возраст (от трех до 6-7 лет);

*младший школьный возраст (от 6 до 11-12 лет);

*подростковый возраст (от 11-12 до 14-15 лет);

*ранний юношеский возраст (от 14-15 до 17-18 лет). [136]

В человеческой жизни имеется несколько сложных переломных этапов. Так, Л.С. Выготский выделяет кризис новорождения, одного года, трех, семи и 13 лет.[137]

Однако самым сложным из них является подростковый возраст, этап отрочества (14-16 лет). Когда существо уже не ребенок, но еще и е не взрослый. Этот возраст является наиболее впечатлительный по отношению ко всему тому, что делает человека взрослым. Подростковый возраст является переходным, главным образом, в биологическом смысле, поскольку этот возраст полового созревания, параллельно которому достигают в основном зрелости и другие биологические системы организма. Все подростки этого периода - школьники, они находятся под защитой родителей и государства, их ведущей деятельностью является учеба. Подростковый возраст крайне противоречив. Важнейшим направлением формирования подростка является чувство взрослости. Отсюда и постоянные возростные конфликты и их преломление в самосознании подростка, его гормональное созревание, может привести к эмоциональной неустойчивости, повышенной раздражительности, неадекватной реакции, которая часто выливается в конфликтность, неуправляемость, злобность. Как справедливо отмечает В.Л. Васильев «мораль подчинения», которая раньше характеризовала отношения ребенка со взрослыми, вследствие обостренного чувства взрослости подросток стремится заменить на «моральное равенство».

«Стремясь избавиться, отстраниться от оценки и влияния взрослых, подросток становится весьма критичным по отношению к родителям и учителям, начинает обостренно чувствовать и замечать их недостатки, подвергать сомнению советы, мнения и высказывания старших».[138]

Общеизвестно, что эстафету от родителей и детского садика принимает школа. Наступает процесс обучения и воспитания ребенка.

Представляется, что процесс воспитания и обучения в настоящее время не соответствует творческой активности. Это появляется в постоянной смене учебных программ, ориентировке на двенадцати обучение, отход от некоторых традиционных методов преподавания и внедрения новых, порой не проверенных в российской среде, западных приемов и средств обучения.

Поэтому в каждой школе появились подростки, которые в силу ограниченных способностей не могут полностью одолеть программы средней школы. Утвердится в школьной или иной обстановке они пытаются своим ассоциативным поведением. Затем многие из этих ребят попадают в колонии. Общество получает «квалифицированного правонарушителя». Необходимо отметить накопление разных поводов для конфликтов между взрослыми и подростками как в семье, так и в школе, на улице, в общеизвестном месте.

Особого внимания заслуживает проблема криминогенности семейного благополучия. Криминологически значимые аспекты семьи имеют несколько особенностей. Во-первых - это взаимодействие с личностью несовершеннолетнего в процессе формирования последней. Во-вторых, взаимодействие несовершеннолетнего и семьи непосредственно в ситуации совершения преступления и сразу после него. Недостатки семейного воспитания подробно освещены в педагогической, психологической и юридической литературе. В целом они заключаются в невыполнении или ненадлежащем выполнении родителями своих обязанностей по воспитанию детей. Криминологический аспект связан с анализом просчетов семей и факторов семейного неблагополучия, способствующих акцентуации характера подростка, девиантному поведению и крайнего его проявления - преступлению.

Ненадлежащее исполнение родителями своих обязанностей может носить как виновный, так и не виновный характер. Последний, предполагает появление объективных трудностей, возникающих без вины родителей, когда они сами не в состоянии их преодолеть. Прежде всего, речь идет о пьянстве родителей, оставление одним из родителей семьи без материальной или иной поддержки, уклонение от уплаты алиментов и др. Редко, но бывают случаи, когда родители вовлекают детей в преступную деятельность или сознательно допускают их участие в преступлении. Родители чаще допускают самонадеянность или небрежность в воспитании детей (например, совершенно не интересуются, где находятся дети в позднее время или выясняют свои отношения при детях и др.).

Большой вред подросткам наносят семьи, которые воспитывают своих детей в направлении нарушения норм морали и права, т.к. сами систематически это делают и поэтому воспроизводят детей себе подобных. Семейное неблагополучие приводит к преступному поведению несовершеннолетних, даже в тех случаях, когда подросток не находится в контакте с несемейными негативными обстоятельствами. Однако, подросток постоянно ищет сближения с «трудными» подростками, ориентируется на результаты подражания и заражения. Неблагополучные семьи не обеспечивают должного умственного и физического развития подростка, формируют психопатические черты характера, своевременно не выявляют различного рода заболевания и легкомысленно относятся к необходимости лечения детей, причиняют им травмы в результате побоев и т.п.[139]

Дети из неблагополучных семей приходят в школу менее подготовленными, психически травмированными, у них страдает волевое торможение (они не усидчивы, извращенно реагируют на замечания учителя, окружающих и т.д.). Если своевременно не оказать помощь детям из неблагополучных семей, они становятся второгодниками, дерзкими, плохо управляемыми. Подростки пытаются искать поддержку и понимание на стороне, чаще в кругу своих ровесников или ребят более старшего возраста, находящихся в тех же условиях, что и они.

Вне дома и школы подросток часто оказывается под влиянием криминогенной группы. Несмотря на то, что криминогенная (девиантная) группа не имеет четкой ориентации на совершение преступлений, члены этой группы, как правило, оказываются в числе лиц, совершивших преступление.

Криминогенные группы служат психологической опорой для несовершеннолетних преступников. Большая часть всех преступлений несовершеннолетних совершаются группой (агрессивные хулиганские действия, грабежи, разбои и др.) Взрослых раздражает излишняя самонадеянность подростков, стремление их к постороннему общению со сверстниками, самоутверждение, подражать определенным личностям и др. Если подросток не способен проявить себя в благоприятной обстановке, он тянется к неформальным подростковым группам.

Правовые особенности несовершеннолетних заключаются в том, что уже в подростковом возрасте заканчивается усвоение основных юридических и моральных норм поведения личности. Юристы должны решать правовые вопросы несовершеннолетних в соответствии с положениями семейного кодекса РФ 1995 года. Конвенции о правах ребенка 1990 г., статьях УК РФ 1995., Основ законодательства «О нотариате» и др.

В соответствии со ст. 38 Конституции Российской Федерации, статьями УК РФ, материнство и детство, семья находится под защитой государства. Ст. 150 УК РФ «Вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления» и ст. 151 УК РФ «Вовлечение несовершеннолетнего в совершение антиобщественных действий, направленных на охрану несовершеннолетних от вовлечения в совершение преступлений». По ст. 150 УК РФ ответственность виновных лиц дифференцирована. Потерпевшим по ст. ст. 150 и 151 УК РФ считается лицо, не достигшее 18 лет. Вовлечением несовершеннолетних в совершение преступлений следует понимать действия, возбуждающие у него желание участвовать в совершении одного или нескольких преступлений, сопряженные с применением физического или психологического насилия (побои, уговоры, уверения в безотказности, лести, угрозы, запугивание, подкуп, обман, возбуждения чувства мести и способах совершения или сокрытия следов преступления, обещание оказать содействие в реализации похищенного и другие).

Вовлечение несовершеннолетних в совершение преступления предполагает активные действия взрослых, связанных с физическим или психическим воздействием на несовершеннолетнего. При вовлечении несовершеннолетних в совершение антиобщественных действий (употребление спиртных напитков или одурманивающих веществ, занятие проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством) ответственность наступает с 18 лет по ст. 151 УК РФ. При анализе преступного поведения несовершеннолетнего необходимо использовать рекомендации к ст. 150 УК РФ.

Преступления против семьи и несовершеннолетних регулируется УК РФ (ст. 152 - торговля несовершеннолетними; ст. 152 - подмена ребенка; ст. 154 - незаконное усыновление (удочерение); ст. 155 - разглашение тайны усыновления (удочерения); ст. 156 - неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего; ст. 157 - злостное уклонение от уплаты средства на содержание детей или нетрудоспособных родителей). В УК РФ впервые установлена ответственность за торговлю несовершеннолетними. Государство активно отвечает на сложившуюся реальность, когда несовершеннолетние становятся «вещью», «товаром», приносящим прибыль различного рода преступникам. В соответствии со ст. 454 ГК РФ 1995 г. сделка осуществляется с помощью договора купли-продажи.

Субъектом преступления может быть лицо, достигшее 16 лет.

Ответственность за преступление по ст. 154 «незаконное усыновление (удочерение) наступает с 16 лет. Для привлечения виновного к ответственности необходимо сопоставить его действия с фактами нарушения раздела VI «формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей» (ст. ст. 121-155) Семейного кодекса РФ 1995 г. ; постановления Правительства РФ об утверждении Положения о порядке передачи детей, являющихся гражданами Российской Федерации, на усыновление гражданам Российской Федерации и иностранным гражданам от 15 сентября 1995 года № 917.[140] Конвенции о правах ребенка, которая ратифицирована Россией 13 июня 1990 года.[141]

Ответственность за разглашение тайны усыновления (удочерения) по УК РФ тесно связана со ст. 139 Семейного кодекса РФ., где говорится о том, что судьи, внесшие решение об усыновлении (удочерении) ребенка, или должностные лица, осуществляющие государственную регистрацию усыновления, а лица, иным образом осведомленные об усыновлении, обязаны сохранить тайну усыновления ребенка. Субъектом преступления должно быть лицо, не моложе 16 лет.

Согласно ст.38 Конституции РФ забота о детях, их воспитании - равное право и обязанность родителей. Ст. 156 УК РФ обеспечивает выполнение нормы Конституции РФ. Преступление, предусмотренное ст.156 УК РФ, состоит в неисполнении или ненадлежащем выполнении (действии или бездействии) обязанности заботится о воспитании несовершеннолетнего в сочетании альтернативно с действием - жестоким обращением с несовершеннолетним.[142]

Обязанность заниматься воспитанием несовершеннолетних и заботится о защите их прав и законных интересов определена ст. ст. 56, 63-65, 93, 150 и др. Семейного кодекса РФ.

Злостное уклонение от уплаты средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей карается ст. 157 УК РФ. В семейном кодексе РФ предусмотрены алиментные обязательства (ст. ст. 80-88, 89-92, 93-98) по отношению к несовершеннолетним. Причем, предусматривается судебная защита прав ребенка. В соответствии с Семейным кодексом алименты взыскиваются по решению суда (ст. 106) и на основании соглашения об уплате алиментов, которое после нотариального удостоверения имеет силу исполнительного листа (ст. 100). Суд признает злостным уклонением от уплаты алиментов случаи, когда лицо в течение длительного времени без уважительных причин не оказывает помощи в содержании детей или его поведение свидетельствует о нежелании выполнять решение суда.[143]

Субъектом ст. 157 УК РФ признается лицо, достигшее 18 лет.

Законодатель установил частичную уголовную ответственность (за убийство, кражи, грабежи, разбои, изнасилование и другие опасные преступления) с 14 лет и полную уголовную ответственность за все преступления, предусмотренные уголовными законами, с 16 лет.

Наши рекомендации