Раздел 4. Педагогическая психология. 1 б; 2 в; 3 управление; 4 отражением; 5 организацию; 6 самоконтроль
Тест 1:
1 б; 2 в; 3 управление; 4 отражением; 5 организацию; 6 самоконтроль, самооценку; 7 б; 8 познавательное развитие; 9 в; 10 речи, проговорено; 11 б; 12 б, г; 13 а; 14 б, г;
15 в; 16 г; 17 б; 18 в;19 г; 20 а; 21 в; 22. амбивалентность чувств; 23. Эмпатия – вчувствование во внутренний мир, отзывчивость, способность сопереживать другому человеку, гуманистическое отношение и т.д.; 24. Этот афоризм будет верным, если внимание рассматривать как: свойство личности (внимательность, собранность, дисциплинированность); психическое состояние (произвольное и непроизвольное состояние сознания); психический процесс (внимание - как ограничение восприятия (избирательность)).
Тест 2:
1 г; 2 г; 3 б; 4 а; 5 в; 6 б; 7 а, б; 8 а; 9 б; 10 г; 11 в; 12 в; 13 г; 14 а; 15 в; 16 б; 17 в; 18 г; 19 б; 20 а; 21 в;
Творческое задание.
Ответ 1: Формирование личности способной к самоопределению: способность к творчеству, нетрадиционному решению возникающих проблемных ситуаций, способность прогнозировать последствия своих действий, гибко менять стратегию и тактику своего поведения.
Ответ 2: Ассимиляция – конформные тенденции: слияние, усвоение, уподобление другому гению, социальная адаптивность («быть в системе», «быть в другом»), потеря своей индивидуальности, растворение в других.
«Трение» – творческое взаимодействие в ходе которого обнаруживаются способности социальной автономности к постановке собственных проблем, независимость в суждениях, критическое мышление, видение альтернативы, отстаивание собственной точки зрения, сопротивление социальному давлению, отсутствие внимания к заведенному порядку и «должной» организации работы, смелость, желание к самовыражению, обновлению, инициативе.
Практическое задание.
В ответе следует оценить:
1. Знание понятия ООД (ориентировочной основы действий) в рамках теории поэтапного формирования умственных действий П..Я. Гальперина. В ответе должна быть отражена характеристика ООД по следующим критериям:
· полнота отражения условий выполнения действий (полная, неполная, избыточная ООД);
· степень обобщенности входящих в нее знаний (ориентиров);
· самостоятельность применения ООД (на основе использования общего метода);
2. Умение использовать знания об ориентировочной основе действий теории П.Я.Гальперина в предложенном примере. Критерии ООД могут иметь следующее выражение:
I. Полнота ООД:
1) Ознакомится с требованиями к экзамену;
2) Распределить время подготовки (например: объем вопросов с количеством дней, отпущенных на подготовку);
3) Определиться с систематизацией, принятой в данном предмете;
II. Обобщенность ООД
Следует исходить из систематизации (которую составляют смысловые единицы предмета), принятой в предмете, по которому сдаётся экзамен. далее следует:
1. Разбить предмет на тематические блоки в соответствии с систематизацией (анализ);
2. Изучить материал, выделяя основные смысловые единицы предмета.
3. Выделить основные закономерности, изложенные в материале и их взаимосвязь между отдельными блоками (синтез);
4. Соотнести материал с конкретными вопросами экзамена: восполнить пробелы;
III. Самостоятельность составления ООД.
На основе изучения теоретических знаний, разработать самостоятельно план ответа к экзамену, предложить свой способ решения вопроса.
Раздел 5. Специальная психология.
Тест:
1 а; 2 а; 3 а; 4 а, в; 5 а, г; 6 а, г; 7 отказе, общению; 8 детям; 9 речи, эмоционального состояния; 10 а; 11 г; 12 в; 13 а; 14. (глухота, тугоухость, слепота, слабовидение, задержка в развитии; 15 недостатками воспитания; 16 противоречие. 17 социальные нормы, негативизма, волевых; 18 обучения; 19 думать; избежать; 20 памяти; 21 органов чувств – зрительный, слуховой; 22. психическим здоровьем; 23 неврозов; 24 желудке, сердце;
Задания:
Задание 1.
Если ребенок рождается глухим, то он говорить не научиться, так кА не слышит речь других и не ощущает процесса произнесения звуков. Его надо обучать речи специально, включая другие (кроме слуха) анализаторные системы (осязание, зрение и др.).
Начинать такое обучение надо до 3х лет, так как сензитивный период развития речи ребенка приходиться на 1,5-3 года.
Решающее значение имеет формирование у ребенка потребности в речевом общении. Овладение речью создает основу для усвоения значения слов, связанных их с образами предметов и явлений окружающего мира. Психологическое развитие ребенка осуществляется успешно, когда усилия педагогов направлены не только на обучение речи, но и на другие стороны его развития: предметная деятельность, физическое, сенсорное развитие.
Задание 2.
Мнение родителей ошибочно. Формирование элементов учебной деятельности в дошкольном возрасте поможет ребенку успешно овладевать школьной программой.
Задание 3.
Совместная трудовая деятельность родителей и детей оказывает большое влияние на психическое развитие ребенка.
Дети видят отношения взрослых к работе, их действия в труде и взаимоотношения между собой. В доброжелательной атмосфере, созданной взрослыми, дети усваивают значимость труда, находят эффективные способы его осуществления.
в дальнейшем родители должны предоставить детям трудовые задания, отсроченные во времени, для воспитания чувства ответственности.
Задание 4.
Детям 6 лет свойственна соподчиненность мотивов поведения: развитие идет от личностного «хочу» (в младшем школьном возрасте) к формированию общественно значимого «надо» (в старшем дошкольном).
Соподчиненность мотивов поведения является самым важным новообразованием в развитии дошкольника.
Задание 5.
В общении с Таней мама не учитывает особенностей личности дочери. В приведенном примере с Таней необходимо исходить не из результатов деятельности, а из прилежания девочки.
Успехи в учении могут быть достигнуты, если мама будет не только проверять самостоятельную работу Тани, но, и будет учить ее учиться. Вначале вместе с ребенком будет выполнять учебные задания. (Если рядом с ребенком нет взрослого, то ему трудно добиться успехов.)
То, что дочь выполнит сегодня вместе с мамой, завтра она сможет выполнить самостоятельно. Самостоятельность ученика может быть развита лишь на базе освоенной деятельности.
Задание 6.
Поступление в школу – переход к новому образу жизни и условиям деятельности – порождает и новые взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.
Совместное участие в обязательной деятельности порождает новый тип взаимоотношений, строящихся на общей ответственности.
Учитель оценивает ученика с точки зрения его успехов в учебе и поведении. Оценками учителя пользуются и сами учащиеся, и их родители. Учащиеся же оценивают учителя с точки зрения того, хорошо или плохо он оценивает учащихся.
Учитель не просто взрослый, который вызывает определенное отношение у ребенка, он является реальным носителем общественных требований, предъявляемых к ребенку.
Список используемой литературы:
1. Абульханова - Славская К.А. Стратегия жизни. М. «Мыслитель» 1991.
2. Асмолов А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров, Москва-Воронеж, 1996.
3. Выготский Л. С. Собр. Соч. в б т. М., «Педагогика», 1982.
4. Выготский Л.С., Лурия А.Р. Этюды по истории поведения. М.: «Педагогика-Пресс», 1993.
5. Годфруа Ж. Что такое психология? В 2-х томах, М., 1992.
6. Гриншпун И.Б. Введение в психологию. М.: МПА 1994.
7. Джемс В. Психология. СПб. 1911.
8. Дональдсон М. Мыслительная деятельность детей. М.:»Педагогика», 1985.
9. Егорова М.С. Психология индивидуальных различий. М.,1997.
10. Ждан А.Н. История психология от античности до наших дней.М.,1990.
11. Изард К. Эмоции человека. МГУ, 1980.
12. Коул М., Скрибнер С. Культура и мышление. М., 1977.
13. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.,1975.
14. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. В 2-х томах. М.,1983.
15. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. 4-е изд. М.,1981.
16. Леонтьев А.Н. Философия психологии. МГУ, 1994.
17. Общая психология в педагогическом ВУЗе. Учебное пособие. Пермь, 1990.
18. О человеческом в человеке. Ред. И.Т. Фролов. М.: изд-во «Политлитература», 1991.
19. Психология. Словарь. 2-е изд., М.: изд-во «Политлитература», 1990.
20. Петровский А.В., Ярошевский А.Г. История и теория психологии: в 2-х томах. Р.-Д.: Изд-во «Феникс», 1996.
21. Платонов К. Занимательная психология. СПб.: «Питер», 1997.
22. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. 1976.
23. Смирнов А.А. Развитие и современное состояние психологической науки в СССР.М., 1975.
24. Философский энциклопедический словарь. М., 1989.
25. Фресс П., Пиаже Ж. Экспериментальная психология, М.: «Прогресс», 1973.
26. Фрейд 3. Психология бессознательного. М., 1989.
27. Хрестоматия по психологии. Ред А.В.Петровский, М., 1977.
28. Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления. Ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.В. Петухов. МГУ, 1981.
29. Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти. Ред. Ю.Б. Гиппенрейтер. МГУ, 1979.
30. Хрестоматия по общей психологии. Психология ощущения и восприятия. Ред Ю.Б. Гиппенрейтер. МГУ, 1975.
31. Хрестоматия по психологии. Ред. Петровский А.В. М.: «Просвещение», 1987.
32. Шкуратов В.А. Историческая психология. М.: «Смысл», 1997.
33. Юнг. К.Г. Архетип и символ. М., 1991.
Учебно-методическое пособие по организации самостоятельной работы и проведению контроля знаний студентов
Т.М. Бостанджиева
Тесты, задания, упражнения и задачи для самостоятельной работы студентов при изучении психологии.
Учебно-методическое пособие
Технический редактор:
Компьютерная верстка: Алеева Н.С.
Лицензия на издательскую деятельность
ЛР № 040287 от июля 1997 года
Отпечатано с оригинал-макета. Подписано в печать . .2009
Формат 60 84 1/16. Усл. печ. л. 6,25. Тираж 100 экз. Заказ № ______________
Отпечатано в минитипографии
Тобольского государственного педагогического института,
626150, г. Тобольск, ул. Знаменского, 58.