Понятие чувства в психологии

Минобрнауки России

ФГБОУ ВПО «Вятский государственный гуманитарный университет»

Институт педагогики и психологии

КУРСОВАЯ РАБОТА

ЧУВСТВА И ИХ РАЗВИТИЕ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

Выполнила

студентка 1 курса, группы ПДДО-11

Симахина Валерия Евгеньевна

_____________ /подпись/

Научный руководитель

доцент кафедры общей

и специальной психологии, кандидат псих. наук

Королева Оксана Леонидовна

_____________/подпись/

Киров
2015

Оглавление

Введение. 3

Глава I. Теоретические проблемы в исследовании чувств в дошкольном возрасте в отечественной и зарубежной психологии. 6

1.1. Понятие чувства в психологии. 6

Моральные чувства. 8

Эстетические чувства. 9

Интеллектуальные чувства. 10

Праксические чувства. 10

Роль чувств в жизни личности. 11

Глава II. Экспериментальное изучение чувств у дошкольников. 20

2. 1. Программа констатирующего эксперимента. 20

2.2. Анализ полученных данных. 21

1) Методика ЦТО

2) Методика Фадиной. 24

2.3. Рекомендации по развитию положительных эмоций у ребёнка. 24

Заключение. 26

Приложения. 28

Введение
Психология это наука, которая обладает особыми качествами, которые отличают её от остальных. В основном хорошо психологию знают лишь те, для кого она стала полем профессиональной деятельности. Тем не менее, каждый человек когда-либо сталкивался с ней, ведь у всех нас есть собственные ощущения, чувства, эмоции и потребности. Кроме того все указанные психологические проявления мы можем наблюдать и на других людях. Предметом изучения психологии, прежде всего, является психика человека, которая включает в себя массу проявлений, таких как ощущение, восприятие, внимание, память, воображение, мышление и речь. Все эти проявления являются познавательными процессами.

Другие же явления регулируют общение с людьми, управляют действиями и поступками. Их называют психическими свойствами и состояниями человека, включают в их число потребности, цели, интересы, чувства и эмоции, склонности и способности, знания и сознания. Также психология изучает человеческое общение и поведение, их зависимость от психических явлений. С помощью познавательных процессов человек живёт и действует в этом мире, его цель это удовлетворение своих материальных, духовных и прочих потребностей.

Чувство это состояние человека, которое помогает ему понять и объяснить свои поступки, так же можно сказать, что чувство это высший продукт культурно-эмоционального развития человека.

Чувства– это переживаемые в различной форме отношения человека к предметам и явлениям действительности. Они связаны с определенными, входящими в сферу культуры предметами, видами деятельности и людьми, окружающими человека.

Одной из важнейших проблем психологии является воспитание чувств у дошкольников. Их чувства это важнейшее средство формирования отношения к действительности, средство нравственного и умственного воспитания. Это средство помогает в процессе формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности.

Создание полноценной личности является главной задачей дошкольного воспитания. Её решение особенно интересно для таких специалистов, как воспитатели, педагоги и психологи. Более того, данная проблема имеет высокую социальную значимость абсолютно в любое время. Её актуальность подчёркивается требованием свежего взгляда на методику воспитания. Необходимо рассмотреть аспекты составления развивающих занятий по воспитанию нравственных, эстетически и интеллектуальных чувств.

Поскольку данная проблема актуальна, темой данного исследования является «Чувства и их развитие в дошкольном возрасте». Необходимо разработать комплекс занятий направленный на воспитание, определение чувств ребёнка, например, способность, различать оттенки цвета, ощущение единства с окружающим миром. Данный комплекс должен позволять эффективное осуществление работы по развитию чувств дошкольника. В занятиях следует использовать сочетание передачи новой информации с её использованием, закреплением в практической деятельности. На основе изложенных идей следует выделить методологический аппарат.
Объект исследования: Объект чувства в дошкольном возрасте.

Предмет исследования: Процесс развития чувств в дошкольном возрасте. Проблема исследования: Исследование чувств в дошкольном возрасте. Цель исследования: Определить наиболее эффективные пути и методы воспитания чувств у детей дошкольного возраста в учебно-воспитательномпроцессе.
Гипотеза: Есть основание предположить, что в дошкольном возрасте возможно развитие чувств: моральных, эстетических, интеллектуальных, праксических.

Задачи исследования:
1)Изучить эмоции и чувства детей дошкольного возраста.

2)Определить устойчивость и развитие чувств в деятельности детей и повседневной жизни.
3)Раскрыть значение высших чувств в воспитании дошкольников.

Глава I. Теоретические проблемы в исследовании чувств в дошкольном

Возрасте в отечественной и зарубежной психологии.

Понятие чувства в психологии.

Понятие «чувство» охватывает очень обширную и многообразную область психической жизни человека. Человек живёт и действует в реальной действительности, познавая окружающий мир, природу, людей и их социальные взаимоотношения. В процессе деятельности, труда, общения с другими людьми – одним словом, в процессе его жизни – у него складываются с обществом в целом, с человеческими коллективами, с отдельными людьми определённые отношения. Реальный мир во всём его многообразии отражается в сознании индивидуального человека.

Появление чувств имеет своим источником существующий независимо от человека реальный мир, с которым человек вступает в многообразные связи и отношения. Чувства, эмоциональная жизнь есть своеобразная форма отражения действительности, в которой выражаются субъективные отношения человека к миру. В процессе взаимодействия с окружающей средой у человека могут возникать различного рода ответные реакции на полученные воздействия. Многие из этих реакций эмоционально окрашены, Имеют устойчивый, повторяющийся характер и поэтому перерастают в стойкие эмоциональные отношения к действительности, занимающие большое место в жизни человека, оказывающее определённое влияние на его действия.

Основное в чувстве – это эмоциональное отношение, которое установилось у человека к определенному предмету или к кругу явлений. Чувство всегда направлено на тот или иной объект действительности.

Настроение же представляет собой эмоциональное самочувствие человека, окрашивающее в течение некоторого времени (иногда длительного) всё его поведение, помыслы, переживания.

Для аффектов характерна та стремительность, с которой они овладевают человеком. Основное в аффекте – это неожиданно наступающее, резко испытываемое человеком потрясение, сказывающееся на всей его жизнедеятельности в данный момент. Аффект – это выраженная, стремительно развивающаяся эмоция.

Но под чувством мы подразумеваем также и устойчивое эмоциональное отношение, устойчивое психическое состояние человека; оно выступает как своеобразная «привязанность» к определённому кругу явлений действительности (или «отчуждённость» от них), Как стойкая «направленность» на них. Переживание чувства иногда может достигнуть большой силы, приобрести характер аффекта.

У настроений, эмоций, аффектов есть общее – это всё виды эмоциональных реакций. В отличие от них чувства – это те устойчивые отношения личности к окружающему, которые выражаются в соответствующих эмоциональных реакциях.

Наряду с резко внешне выраженными эмоциями, мы можем встретиться с чувствами, в которых очень отчётливо проявляется наше отношение к объекту и вместе с тем это отношение мало выражается вовне, проникнуто более интеллектуальным содержанием.

Чувства органически связаны с процессом познания, ориентировки и действия в окружающей обстановке. Благодаря связи с познанием действительности они пронизываются всё более интеллектуальным содержанием.

1.2. Роль чувств и их особенности.

При классификации чувств, прежде всего следует исходить из принципа материалистической психологии, что психика человека являет собой отражение им объективной действительности, существующей независимо от него. Чувства человека, будучи его личным откликом на окружающее, порождены прежде всего характером того явления, на которое направлены + субъективной интерпретацией данного явления.

Исходя из этого, чувства различаются:

1. По объекту действительности, на который они направлены (реальный или воображаемый и пр.)

2. По содержанию (сущность направленности чувства, характер эмоционального отношения к объекту и особенности возникающих при этом субъективных состояний).

Некоторые чувства следует выделить. Прежде всего те, которые называют высшими. Эти чувства связаны с восприятием и осознанием человеком многообразных явлений социальной жизни и культуры. Их особенности:

1. В своих развитых формах они могут достигать большой степени обобщённости.

2. Они всегда связаны с осознанием общественных норм, относящихся к той или иной стороне действительности.

Далее приведена их характеристика.

Моральные чувства

Объектом моральных чувств являются отдельные люди, человеческие коллективы, социальные институты, жизненные события, человеческие взаимоотношения и сам человек. Моральные чувства – это все те чувства, которые испытываются человеком при восприятии им явлений действительности под углом зрения нравственности, отправляясь от категорий морали, выработанной обществом. Нравственное чувство возникает тогда, когда человек в своих действиях начинает исходить не из побуждений «своей воли», а из общественных требований. В результате воздействия общества на процесс воспитания человека общественные требования к его поведению переходят в сознание индивида, превращаются постепенно в его собственные требования к себе. И поэтому они входят в само переживание чувства как требования нравственного долга. Моральное чувство часто возникает на основе конкретного случая, происшествия и может ограничиться лишь эпизодическим переживанием. А может возникнуть и на основе обобщённого восприятия многих явлений действительности.

Эстетические чувства

В процессе общественного развития, общественной практики человек приобрёл способность воспринимать явления окружающего мира не только с позиции морали, но и руководствуясь принципами прекрасного, - это становится основой для возникновения эстетических чувств.

Эмоциональное отношение, переживаемое человеком, приобретает качества эстетического чувства, когда человек подходит к окружающим предметам и явлениям с особой оценкой – исходя из категорий прекрасного. При этом и возникает переживание, характеризующееся специфическими чертами.

Благодаря отличию восприятия отличия явлений жизни от восприятия созданий искусства эстетические чувства, порождённые ими, приобретают специфические черты в самом переживании. Человек в произведении искусства воспринимает не саму реальность, но её отражение, в восприятии коей отсутствуют практические житейские установки и соображения.

То обстоятельство, что в эстетическое чувство включаются наши нравственные оценки и чувства, объясняет тот факт, что произведение искусства может не только вызвать у человека художественное наслаждение, но и побудить к определённым действиям и поступкам.

Наши рекомендации