ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ. Контрольные вопросы и задания
Контрольные вопросы и задания
1. Назовите известные вам концепции личности, каким образом их можно учитывать в межличностном общении?
2. Что такое механизмы психологической защиты? Как могут влиять психологические защиты на поведение человека?
3. Что такое барьеры общения? Приведите примеры влияния на общение различных видов барьеров.
4. Что такое гендерные различия? Перечислите и охарактеризуйте виды гендерной идентичности.
5. Какие типологии личности собеседников вам известны?
6. Какие существуют позиции общения согласно теории Э. Берна? Какие формы поведения типичны для Родителя, Взрослого, Ребенка?
7. Охарактеризуйте доминантный и недоминантный типы собеседников.
8. Что представляют собой мобильный и регидный типы собеседников.
I. Заполните пробелы
1. … - комплекс психологических и характерологических особенностей, традиционно приписываемых женщинам.
2. Эго-состояние … включает наши убеждения, верования и предрассудки, ценности и установки, многие из которых мы воспринимаем как свои собственные, принятые нами самими, тогда как на самом деле это усвоенные без критической переработки установки и убеждения значимых для нас людей или просто «штампы».
3. … ощущает себя наилучшим образом, когда имеет дело с внешней средой, взаимодействует с другими людьми; характеризуется врожденной тенденцией направлять свою психическую энергию вовне.
II. Верно или неверно?
1. Гендерные особенности – различия в поведении и ролевых моделях женщин и мужчин.
2. Мужчины в большей степени ориентированы на партнерскую систему взаимодействия, а женщины на – систему доминирования.
3. Ригидность – личностная черта, которая выражается в затруднении (вплоть до полной неспособности) изменить намеченную программу деятельности в условиях, объективно требующих ее перестройки.
III. Выберите верный вариант ответа
1. Приписывание окружающим негативных различных качеств как рациональную основу для их неприятия и само принятия на этом фоне относится к такому механизму психологической защиты, как
а) отрицание
б) проекция
в) регрессия
г) реактивное образование
2. К барьеры социально-культурного различия относятся: 1) неприязнь, 2) политические различия, 3) недоверие к собеседнику, 4) профессиональные различия, 5) логические барьеры
а) 1 и 5
б) 2 и 3
в) 1и 3
г) 2 и 4
3. Человек замкнут, часто чувствует себя вне времени и пространства, а также вне темы и ситуации конкретной деловой беседы, так как все это ему кажется недостойным его внимания и усилий – это такой тип, как
а) хладнокровный неприступный собеседник
б) «важная птица»
в) незаинтересоваееый собеседник
г) позитивный человек
4. Исследователь, указывающий на то, что психическое развитие связано с коллективным бессознательным – архетипами, вобравшими в себя общечеловеческий опыт
а) З. Фрейд
б) К. Юнг
в) А. Адлер
г) Э. Фромм
5. Проявление какого механизма психологической защиты изображено на рисунке 1?
а) интеллектуализация
б) регрессия
в) замещение
г) компенсация
Рис.1. Один из механизмов психологической защиты
Тематика докладов и рефератов
1. Типология личности собеседников
2. Реакция личности больного на стресс в процессе общения. Понятие «механизмы психологической защиты»
3. Особенности взаимодействия медицинских работников с родственниками пациентов.
4. Мужской и женский стили общения
5. Особенности внешнего облика деловой женщины
6. Особенности внешнего облика делового мужчины
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
Выполните упражнения
«Поиск сходства»
Цель: упражнение эффективно работает на сплочение группы, так как участники начинают более внимательно присматриваться друг к другу и обнаруживают, что сходства между ними гораздо больше, чем может показаться на первый взгляд.
Описание упражнения. Первый вариант. Группа встает в круг, для упражнения нужен небольшой мяч. Тот, у кого в руках оказывается мяч, должен как можно быстрее перебросить его другому участнику, назвав при этом черту сходства с тем, кому кидает мяч. На первом этапе сходства могут быть сугубо внешние (например, цвет глаз, волос), потом – общность интересов в какой области, совпадение интересов по какому-либо вопросу.
Второй вариант. Участники сидят в кругу, каждый из них называет какой-либо признак, после чего все те, кто обладает названным признаком встают.
«Репрезентативная система»
В блоке диагностических методик представлен тест, позволяющий выявить ведущие каналы восприятия, определите собственную репрезентативную систему с помощью предложенной методики.
В любом отрывке текст объемом 0,5 страницы отметьте слова, характерные для визуального, кинестетического, аудиального типов репрезентативной системы. Попытайтесь определить ведущую репрезентативную систему автора текста по преобладанию слов той или иной репрезентативной системы.