VI.. Обзорное изучение романа «Разгром» с опорой на самостоятельную работу учащихся по группам
ИЗУЧЕНИЕ ОБЗОРНЫХ ТЕМ В СТАРШИХ КЛАССАХ
- Место и назначение обзорных тем в курсе литературы в старших классах.
2. Классификация обзорных тем.
3. Требования к изучению обзоров всех типов.
4. Методика организации работы с обзорами разных типов. (Проект группы)
5. Анализ составленных студентами конспектов уроков по изучению обзорной темы. (Анализ проектов, выполненных группой)
Задания:
1. Проанализируйте одну из школьных программ по литературе и ответьте на вопросы:
- какое место отведено в программе обзорным темам?
- какие типы обзорных тем представлены в программе?
2. Ответьте на следующие вопросы:
- каким образом вы будете определять целесообразность монографического или обзорного изучения той или иной темы?
- как можно проверить знания учащихся, полученные ими на уроках по обзорной теме?
1. Прокомментируйте предлагаемый учителем-методистом М.А.Нянковским развернутый план обзорного изучения темы «Литература 1920-х годов. Тема революции и гражданской войны в литературе 1920-х годов».
2. Распределитесь на 4 группы. Составьте рабочий план урока по одной из обзорных тем, предварив его представлением методики организации работы с обзором рассматриваемого типа:
- Классицизм в русском и мировом искусстве (9 класс)
- Произведение А.Н.Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву» (9 класс)
- Русская литература второй половины 19 века (введение) (10 класс)
- Лирика И.А. Бунина (11 класс)
Материалы к занятию:
- Разработка обзорных уроков(2 урока)для 11 класса по теме «Литература 1920-х годов. Тема революции и гражданской войны в литературе 1920-х годов» (автор: М.А.Нянковский):
«Цели: сформировать представление учащихся о послереволюционной эпохе как эпохе эстетического плюрализма, о новизне и многообразии решения вечных проблем и разработки современной темы в прозе 1920-х гг., о разнообразии повествовательных форм; углубить представление о сказовой форме повествования.
I. Вступительное слово учителя.
Традиции русской классической литературы и их переосмысление писателями 1920-х годов. Крушение традиционной системы ценностей в литературе. Поиск новых решений проблемы гуманизма.
II. Исаак Бабель. Биографическая справка об авторе.
III. Обзор цикла «Конармия».
Беседа с классом на материале заранее прочитанных рассказов.
Рассказ «Переход через Збруч».«Победное» начало рассказа и соответствующие ему детали пейзажа. Постепенное изменение характера пейзажа, мотив смерти. Финал рассказа и его связь с экспозицией. Соединение патетики и трагизма, событий крупного политического масштаба и индивидуальной судьбы человека, высокого и низкого («кал и священная посуда»). Противоречивое восприятие автором действительности гражданской войны в ее величии и жестокости.
Особенности языка и повествовательной манеры. Упругий ритм, живописность, яркая метафоричность.
«Пан Аполек».Сюжет рассказа и его иносказательный смысл. Идея народопоклонничества. Стремление повествователя следовать завету пана Аполека, желание видеть простых людей святыми.
«Письмо».Своеобразие повествования и языка рассказа. Тяготение к сказовой форме. Характер героя. Жестокость как всеобщая норма. Средства выражения авторской позиции в рассказе.
«Мой первый гусь».Непроходимая пропасть между Лютовьш и казаками. Насилие как единственный способ преодолеть эту пропасть. «Ликование» героя, ощутившего слияние с революционной массой, и неполнота этого слияния («И только сердце, обагренное убийством, скрипело и текло»).
«Гедали». Два взгляда на революцию. Лютов: «Она не может не стрелять, потому что она революция». Гедали: «Революция — это хорошее дело хороших людей». Несовместимость идеальных, романтических представлений о революции с реальностью. Проблема авторской позиции. Образ Лютова как воплощение авторских попыток слияния с революцией. Автор как человек, прошедший революционную бурю и так и не слившийся с ней до конца, не сумевший «преодолеть» традиционный гуманизм.
«Смерть Долгушова».Проблема гуманизма в рассказе. Чей поступок гуманнее: Лютова, следующего заповеди «Не убий!», или Афоньки, убивающего Долгушова, чтобы спасти его от страданий? Есть ли в рассказе ответ на этот вопрос?
IV. Обобщение.
Путь Бабеля в революции — попытка честного российского интеллигента слиться с новой действительностью и обреченность этих попыток. Трагическая судьба писателя.
V. Александр Фадеев. Биографическая справка.
VI.. Обзорное изучение романа «Разгром» с опорой на самостоятельную работу учащихся по группам.
1. Домашнее задание (1-я группа учащихся). Проследите формирование характера Морозки (гл. 1, 5, 8, 13, 15, 16, 17). Чьи традиции наследует Фадеев, изображая путь становления личности героя?
Стихийная натура Морозки. Способность на героический поступок в экстремальной ситуации (спасение Мечика) и отсутствие элементарной дисциплины в обыденной жизни (разговор с Левинсоном). Роль портретной детали («непослушные кудри»). Предыстория героя как средство объяснения его психологии. Неразвитость сознания Морозки. Характер взаимоотношений с Варей. Разгорающаяся вражда между Морозкой и Мечиком. Психологическое мастерство Фадеева.
Кража дынь и эпизод суда над Морозкой. Значение портретных деталей (выражение глаз) в эпизоде. Влияние мнения коллектива на Морозку. Проявления сознательной дисциплины в герое (эпизод на пароме, желание попасть в отряд Дубова, изменение отношения к Варе). Сцена пьянки как воплощение сложности и непрямолинейности пути становления личности.
Подвиг Морозки как итог его духовного развития. Высокое чувство ответственности за доверившихся ему людей.
2. Беседа. Толстовские традиции в изображении духов
ного развития героя. «Диалектика души» и ее специфика
у Фадеева: путь Морозки — это не путь обретения инди
видуального места в жизни, но путь подчинения себя
коллективу.
Жизненный путь Вари как подтверждение типичности процессов, происходящих с Морозкой. Образ Метелицы как воплощение конечной цели формирования героя.
Утверждение героической концепции личности. Центральный психологический процесс, изображенный в романе, — процесс преодоления несознательного, стихийного начала, формирование сознательной дисциплины, отказ от личного во имя общих целей. Романтическая устремленность в будущее (образ обетованной земли, залитой солнцем деревни), утверждение подвига как нормы жизни.
3. Домашнее задание (2-я группа учащихся). Как рас
крывается характер Мечика в партизанском отряде? Како
во авторское отношение к герою (гл. 2, 7, 9, 11, 12, 17)?
Предыстория Мечика, романтические идеалы героя. Портрет героя. Мечик в партизанском отряде: крушение юношеских иллюзий, отчуждение Мечика и партизан, неприязнь к «чистеньким людям» в партизанской среде. Предательство Мечика как подтверждение его «интеллигентской неполноценности», непригодности к революционной эпохе.
4. Беседа. Авторская позиция по отношению к Мечи-
ку. Утверждение неуместности стремления к чистоте, вы
сокой любви и способности к состраданию в эпоху клас-
совых битв. Стремление автора подчеркнуть неискренность героя (Мечик хранил фотокарточку своей возлюбленной, но порвал ее, устыдившись своих чувств, пожалел корейца, у которого отбирали свинью, но «свинью ел вместе со всеми, потому что был голоден» и т. д.).
Мечик и Лютов. Два подхода к изображению судьбы интеллигента в период гражданской войны. Отрицание в романе и в жизни традиционной системы гуманистических ценностей; утверждение идеи ответственности человека перед историей; способность подчинить себя эпохе как утверждающийся в литературе критерий оценки человека.
5. Домашнее задание. Как раскрывается в романе ха
рактер Левинсона, человека и командира? Каково ваше
отношение к его поступкам (гл. 6, 7, И, 13, 15, 16, 17)?
Прошлое героя. Разрыв с мещанской средой, жизненная активность героя. Левинсон и Мечик. Левинсон на людях и наедине с собой. Роль портретных деталей в раскрытии характера. Растерянность героя и умение скрыть свои переживания. Чувство ответственности за отряд, способность подчинить себя делу. Романтизация образа Левинсона. 16-я глава романа и легенда о Данко («Старуха Изергиль» Горького).
Анализ эпизода с корейцем и сцены гибели Фролова. Проблема нравственного выбора. Психологические детали, подчеркивающие, сколь мучителен выбор, который делает герой. Способность побороть в себе чувство жалости, сострадания как выражение силы героя в представлении Фадеева. Однозначность выбора и его мотивы..Парадоксальность сцены -с корейцем: Левинсон обрекает на смерть того, ради кого воюет. Сцена гибели партизана Фролова и смерть Долгушова в одноименном рассказе Бабеля. Принципиальная разница авторской позиции Фадеева и Бабеля.
6. Беседа. «Революционный гуманизм» и раскольни-
ковская «арифметика». Истинная цель Левинсона и его
соратников — служение делу, идее, а не человеку, служе
ние будущему, в жертву которому можно принести день
сегодняшний.
VII. Обобщение.
Связь романа с традициями русской классики. Толстовская манера повествования. Сходство системы персонажей в романах Фадеева и Чернышевского («Что делать?»): Морозка, порождение «реальной грязи»; «гниющий колос» Мечик, «особенный человек» Левинсон. Разрыв с гуманистическими традициями русской литературы, утверждение норм «революционной этики». Зарождение «нормативной эстетики» в советской литературе 1920-х гг»
Литература
1. Активные формы преподавания литературы / Сост. Р.И. Альбеткова. – М., 1991. – С.5 - 44.
2. Богданова О.Ю., Леонов С.А., Чертов В.Ф. Методика преподавания литературы. – М., 1999. - С.232-244.
3. Елеонская А.С. Обзорные темы // Преподавание литературы в старших классах. – М., 1964.
4. Методика преподавания литературы / Под ред. З.Я.Рез (любое издание). – Гл. «Изучение обзорных тем».