VI.. Обзорное изучение романа «Разгром» с опорой на самостоятельную работу учащихся по группам

ИЗУЧЕНИЕ ОБЗОРНЫХ ТЕМ В СТАРШИХ КЛАССАХ

  1. Место и назначение обзорных тем в курсе литературы в старших классах.

2. Классификация обзорных тем.

3. Требования к изучению обзоров всех типов.

4. Методика организации работы с обзорами разных типов. (Проект группы)

5. Анализ составленных студентами конспектов уроков по изучению обзорной темы. (Анализ проектов, выполненных группой)

Задания:

1. Проанализируйте одну из школьных программ по литературе и ответьте на вопросы:

  • какое место отведено в программе обзорным темам?
  • какие типы обзорных тем представлены в программе?

2. Ответьте на следующие вопросы:

  • каким образом вы будете определять целесообразность монографического или обзорного изучения той или иной темы?
  • как можно проверить знания учащихся, полученные ими на уроках по обзорной теме?

1. Прокомментируйте предлагаемый учителем-методистом М.А.Нянковским развернутый план обзорного изучения темы «Литература 1920-х годов. Тема революции и гражданской войны в литературе 1920-х годов».

2. Распределитесь на 4 группы. Составьте рабочий план урока по одной из обзорных тем, предварив его представлением методики организации работы с обзором рассматриваемого типа:

  • Классицизм в русском и мировом искусстве (9 класс)
  • Произведение А.Н.Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву» (9 класс)
  • Русская литература второй половины 19 века (введение) (10 класс)
  • Лирика И.А. Бунина (11 класс)

Материалы к занятию:

  1. Разработка обзорных уроков(2 урока)для 11 класса по теме «Литература 1920-х годов. Тема революции и гражданской войны в литературе 1920-х годов» (автор: М.А.Нянковский):

«Цели: сформировать представление учащихся о послереволюционной эпохе как эпохе эстетического плюрализ­ма, о новизне и многообразии решения вечных проблем и разработки современной темы в прозе 1920-х гг., о раз­нообразии повествовательных форм; углубить представ­ление о сказовой форме повествования.

I. Вступительное слово учителя.

Традиции русской классической литературы и их пере­осмысление писателями 1920-х годов. Крушение традици­онной системы ценностей в литературе. Поиск новых ре­шений проблемы гуманизма.

II. Исаак Бабель. Биографическая справка об авторе.

III. Обзор цикла «Конармия».

Беседа с классом на материале заранее прочитанных рассказов.

Рассказ «Переход через Збруч».«Победное» начало рассказа и соответствующие ему детали пейзажа. Посте­пенное изменение характера пейзажа, мотив смерти. Фи­нал рассказа и его связь с экспозицией. Соединение пате­тики и трагизма, событий крупного политического масш­таба и индивидуальной судьбы человека, высокого и низкого («кал и священная посуда»). Противоречивое вос­приятие автором действительности гражданской войны в ее величии и жестокости.

Особенности языка и повествовательной манеры. Уп­ругий ритм, живописность, яркая метафоричность.

«Пан Аполек».Сюжет рассказа и его иносказательный смысл. Идея народопоклонничества. Стремление повество­вателя следовать завету пана Аполека, желание видеть простых людей святыми.

«Письмо».Своеобразие повествования и языка расска­за. Тяготение к сказовой форме. Характер героя. Жесто­кость как всеобщая норма. Средства выражения автор­ской позиции в рассказе.

«Мой первый гусь».Непроходимая пропасть между Лютовьш и казаками. Насилие как единственный способ преодолеть эту пропасть. «Ликование» героя, ощутивше­го слияние с революционной массой, и неполнота этого слияния («И только сердце, обагренное убийством, скри­пело и текло»).

«Гедали». Два взгляда на революцию. Лютов: «Она не может не стрелять, потому что она революция». Гедали: «Революция — это хорошее дело хороших людей». Несов­местимость идеальных, романтических представлений о революции с реальностью. Проблема авторской позиции. Образ Лютова как воплощение авторских попыток слия­ния с революцией. Автор как человек, прошедший револю­ционную бурю и так и не слившийся с ней до конца, не сумевший «преодолеть» традиционный гуманизм.

«Смерть Долгушова».Проблема гуманизма в рассказе. Чей поступок гуманнее: Лютова, следующего заповеди «Не убий!», или Афоньки, убивающего Долгушова, что­бы спасти его от страданий? Есть ли в рассказе ответ на этот вопрос?

IV. Обобщение.

Путь Бабеля в революции — попытка честного россий­ского интеллигента слиться с новой действительностью и обреченность этих попыток. Трагическая судьба писателя.

V. Александр Фадеев. Биографическая справка.

VI.. Обзорное изучение романа «Разгром» с опорой на самостоятельную работу учащихся по группам.

1. Домашнее задание (1-я группа учащихся). Проследи­те формирование характера Морозки (гл. 1, 5, 8, 13, 15, 16, 17). Чьи традиции наследует Фадеев, изображая путь ста­новления личности героя?

Стихийная натура Морозки. Способность на героичес­кий поступок в экстремальной ситуации (спасение Мечика) и отсутствие элементарной дисциплины в обыденной жизни (разговор с Левинсоном). Роль портретной детали («непослушные кудри»). Предыстория героя как средство объяснения его психологии. Неразвитость сознания Мо­розки. Характер взаимоотношений с Варей. Разгорающаяся вражда между Морозкой и Мечиком. Психологическое мастерство Фадеева.

Кража дынь и эпизод суда над Морозкой. Значение портретных деталей (выражение глаз) в эпизоде. Влияние мнения коллектива на Морозку. Проявления сознатель­ной дисциплины в герое (эпизод на пароме, желание по­пасть в отряд Дубова, изменение отношения к Варе). Сцена пьянки как воплощение сложности и непрямолинейности пути становления личности.

Подвиг Морозки как итог его духовного развития. Высокое чувство ответственности за доверившихся ему людей.

2. Беседа. Толстовские традиции в изображении духов­
ного развития героя. «Диалектика души» и ее специфика
у Фадеева: путь Морозки — это не путь обретения инди­
видуального места в жизни, но путь подчинения себя
коллективу.

Жизненный путь Вари как подтверждение типичности процессов, происходящих с Морозкой. Образ Метелицы как воплощение конечной цели формирования героя.

Утверждение героической концепции личности. Цент­ральный психологический процесс, изображенный в ро­мане, — процесс преодоления несознательного, стихий­ного начала, формирование сознательной дисциплины, отказ от личного во имя общих целей. Романтическая устремленность в будущее (образ обетованной земли, залитой солнцем деревни), утверждение подвига как нор­мы жизни.

3. Домашнее задание (2-я группа учащихся). Как рас­
крывается характер Мечика в партизанском отряде? Како­
во авторское отношение к герою (гл. 2, 7, 9, 11, 12, 17)?

Предыстория Мечика, романтические идеалы героя. Портрет героя. Мечик в партизанском отряде: крушение юношеских иллюзий, отчуждение Мечика и партизан, неприязнь к «чистеньким людям» в партизанской среде. Предательство Мечика как подтверждение его «интелли­гентской неполноценности», непригодности к революци­онной эпохе.

4. Беседа. Авторская позиция по отношению к Мечи-
ку. Утверждение неуместности стремления к чистоте, вы­
сокой любви и способности к состраданию в эпоху клас-
совых битв. Стремление автора подчеркнуть неискренность героя (Мечик хранил фотокарточку своей возлюбленной, но порвал ее, устыдившись своих чувств, пожалел корей­ца, у которого отбирали свинью, но «свинью ел вместе со всеми, потому что был голоден» и т. д.).

Мечик и Лютов. Два подхода к изображению судьбы интеллигента в период гражданской войны. Отрицание в романе и в жизни традиционной системы гуманистичес­ких ценностей; утверждение идеи ответственности челове­ка перед историей; способность подчинить себя эпохе как утверждающийся в литературе критерий оценки человека.

5. Домашнее задание. Как раскрывается в романе ха­
рактер Левинсона, человека и командира? Каково ваше
отношение к его поступкам (гл. 6, 7, И, 13, 15, 16, 17)?

Прошлое героя. Разрыв с мещанской средой, жизнен­ная активность героя. Левинсон и Мечик. Левинсон на людях и наедине с собой. Роль портретных деталей в раскрытии характера. Растерянность героя и умение скрыть свои переживания. Чувство ответственности за отряд, спо­собность подчинить себя делу. Романтизация образа Ле­винсона. 16-я глава романа и легенда о Данко («Старуха Изергиль» Горького).

Анализ эпизода с корейцем и сцены гибели Фролова. Проблема нравственного выбора. Психологические дета­ли, подчеркивающие, сколь мучителен выбор, который делает герой. Способность побороть в себе чувство жало­сти, сострадания как выражение силы героя в представле­нии Фадеева. Однозначность выбора и его мотивы..Пара­доксальность сцены -с корейцем: Левинсон обрекает на смерть того, ради кого воюет. Сцена гибели партизана Фролова и смерть Долгушова в одноименном рассказе Бабеля. Принципиальная разница авторской позиции Фадеева и Бабеля.

6. Беседа. «Революционный гуманизм» и раскольни-
ковская «арифметика». Истинная цель Левинсона и его
соратников — служение делу, идее, а не человеку, служе­
ние будущему, в жертву которому можно принести день
сегодняшний.

VII. Обобщение.

Связь романа с традициями русской классики. Толстовская манера повествования. Сходство системы персона­жей в романах Фадеева и Чернышевского («Что делать?»): Морозка, порождение «реальной грязи»; «гниющий ко­лос» Мечик, «особенный человек» Левинсон. Разрыв с гуманистическими традициями русской литературы, ут­верждение норм «революционной этики». Зарождение «нормативной эстетики» в советской литературе 1920-х гг»

Литература

1. Активные формы преподавания литературы / Сост. Р.И. Альбеткова. – М., 1991. – С.5 - 44.

2. Богданова О.Ю., Леонов С.А., Чертов В.Ф. Методика преподавания литературы. – М., 1999. - С.232-244.

3. Елеонская А.С. Обзорные темы // Преподавание литературы в старших классах. – М., 1964.

4. Методика преподавания литературы / Под ред. З.Я.Рез (любое издание). – Гл. «Изучение обзорных тем».

Наши рекомендации