Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем и на самостоятельную работу

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы (72часа). Одна зачётная единица равна 36 часам.

Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы Всего часов Семестр
Аудиторные занятия (всего), в том числе:
Лекции
Практические занятия (ПЗ)
Зачет    
Самостоятельная работа (всего), в том числе:
Курсовой проект (работы)    
Расчетно-графические работы    
Рефераты
Другие виды самостоятельной работы    
Работа с учебной литературой
Вид промежуточной аттестации Зачет Зачет
Общая трудоемкость, часы Зачетные единицы

Содержание дисциплины, структурированное по темам с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий

Тематический план (типовой)

Наименование темы Количество часов по учебному плану Количество аудиторных часов Из них, час Самостоятельная работа Формируемые компетенции
лекции практические занятия
Введение в антропологию. Предмет и задачи курса ПК-4  
Основы приматологии
Антропогенез
Возрастная антропология 2*
Основы конституциональной антропологии 2*
  Общая характеристика рас и этносов 2*
Экология человека
  Зачет          
  ИТОГО 18/8*
                 

Тематический план (заочная форма обучения)

Наименование темы Количество часов по учебному плану Количество аудиторных часов Из них, час Самостоятельная работа Формируемые компетенции
лекции практические занятия
Введение в антропологию. Предмет и задачи курса   ПК-4  
Основы приматологии      
Антропогенез  
Возрастная антропология  
Основы конституциональной антропологии  
  Общая характеристика рас и этносов      
Экология человека  
  Зачет
  ИТОГО
                 

ПРОГРАММА КУРСА

Тема 1. Введение в антропологию.

Предмет и задачи курса

Объект и предмет антропологии. Общие представления об антропологии. Ведущие методы антропологии. Основные разделы антропологии.

Основные этапы становления антропологии в истории развития общенаучного знания. Значение эволюционного учения для развития антропологии.

Возникновение проблемы происхождения человека и ее решение в области религии, философии и биологии*. Развитие философских воззрений на проблему происхождения человека. Антропоцентризм в религии и философии.

Использование информации из разных отраслей науки, изучающих человека и среду его обитания. Связь антропологии с другими науками. Антропоморфизм и отношение к природе. Значение антропологии для выработки материалистической позиции в философии.

Тема 2. Основы приматологии

Общая характеристика отряда приматов*. Систематика отряда приматов*. Признаки принадлежности человека к отряду приматов*. Отличие человека от других приматов*.

Отличительные особенности представителей отряда приматов: тупайи, лемуры, долгопяты, игрунки, мартышки, павианы, гамадрилы, гиббоны и др.

Отличительные особенности представителей человекообразных обезьян: шимпанзе, орангутаны, гориллы.

Выделение гоминидной ветви.

Тема 3. Антропогенез

Основные положения теории Дарвина*. Доказательства эволюции человека: морфологические, анатомические, эмбриологические, палеонтпологические*.

Эволюционное древо человека*. Факторы эволюции человека (биологические и социальные)*. Прародина человечества)*.

Палеонтологические данные и основные находки древнейших, древних людей и людей современного типа*.

Австралопитек. Ветви австралопитеков. Основные находки. Морфологические особенности австралопитека афарского, характерные черты в строении черепа, опорно-двигательной системе. Особенности поведения и образа жизни австралопитека. Орудия труда австралопитека. Гипотезы возникновения прямохождения.

Человек умелый. Основные находки. Морфологические особенности человека умелого, характерные черты в строении черепа, опорно-двигательной системе. Особенности поведения и образа жизни человека умелого. Орудия труда человека умелого.

Человек прямоходящий: питекантроп и синантроп. Основные находки. Морфологические особенности человека прямоходящего, характерные черты в строении черепа, опорно-двигательной системе. Особенности поведения и образа жизни австралопитека. Орудия труда человека прямоходящего. Использование огня.

Неандертальский человек. Основные находки. Морфологические особенности неадертальца, характерные черты в строении черепа, опорно-двигательной системе. Особенности поведения и образа жизни неандертальского человека. Орудия труда неандертальца.

Кроманьонский человек. Основные находки. Морфологические особенности кроманьонца, характерные черты в строении черепа, опорно-двигательной системе. Особенности поведения и образа жизни кроманьонского человека. Орудия труда кроманьонца.

Орудийная деятельность гоминид. Гипотезы появления орудийной деятельности человека. Появление орудийной деятельности гоминид. Остеодендокератическая культура – орудия труда австралопитека. Олдувайская культура – орудия труда человека умелого. Шельская, ашельская и мустьерская культура. Техника ретуши и техника леваула. Ориняькская, солютрейская, мадленская культуры.

Формы коммуникации и происхождение речи*. Виды коммуникации обезьян. Обонятельная, акустическая, тактильная, визуальная коммуникации. Гипотезы происхождения речи у человека.

Первобытное и традиционное искусство*. Искусство – качественно новый вид деятельности, возникший в начале палеолита. Значение живописи при развитии письменности через петроглифы. Возникновение религии. Определение цивилизации и социального прогресса. Антропология и социальная психология.

Наши рекомендации