Лекция 4.Понятие, механизмы социальной перцепции
4.1. Механизмы социальной перцепции
4.2. Модели восприятия.
Механизмы социальной перцепции
Социальная перцепция (восприятие)- это психологический процесс, определяющий специфику социальных отношений. Термин «социальная перцепция» впервые был введен Дж. Брунером в 1947 г. Восприятие в социальной психологии - это процесс отражения (социальное познание) смысла предмета, сущности человека.
Формы восприятия. Тенденциозность - восприятие человека на основе первого впечатлении, которое почти всегда истинно. Ошибка здесь в том, что если человек нам нравится (внешне), то одновременно мы склонны считать его более умным, хорошим, интересным, т.е. переоценивать многие его личностные характеристики.
Селективность - процесс восприятия на основе социальных стереотипов, штампов, устойчивых образов, свойственных представителям социальной группы.
Аттракция – от латинского взаимная привлекательность, принятие друг друга во взаимодействии, когда не только согласуются действия, но и устанавливаются положительные взаимоотношения. Восприятие по фактору отношения. Фактор действует таким образом, что люди, которые хорошо к нам относятся, оцениваются положительно и наоборот.
Эмпатия (эмоциональное отношение) или идентификация (рациональное), умение поставить себя на место другого при его восприятии. Рефлексия - это знание о том, как воспринимают и оценивают человека другие.
Атрибуция, приписывание качеств человеку, которых у него нет. Сензитивность – внимательное отношение к человеку в процессе восприятия. Имидж как положительный образ человека. Методы формирования имиджа.
Модели восприятия
Синтоническая модель восприятия (Таблица 4).Термин «синтония» от греческого – согласованность, гармония, созвучие с собой и другими, включающая открытия нейролигвинистического программирования (НЛП).
Таблица 4
Критерии отличия | Визуальная модель восприятия | Аудиальная модель восприятия | Сенсорная модель восприятия |
1. Доверяет | глазам | слуху | ощущениям |
2.Слова, которые он употребляет | Давайте рассмотрим вашу проблему | Я слушаю вас Давайте обсудим | Я чувствую вашу проблему |
3. Речь | Быстрая, громкая | Выразительная | Медленная |
4.Движение глаз (НЛП) | Смотрит вверх в левую или правую сторону или прямо. | Смотрит в левую или правую сторону. | Смотрит вниз в левую или правую сторону. |
5.Правило восприятия | Отвечает: «Я должен видеть, чтобы понимать» | Поворачивается тем ухом, которым слушает, закрывает глаза. | Обязательно потребует модель проекта, к которой можно прикоснуться |
Нейролингвистическое программирование - направление в психотерапии и практической психологи, признаваемое не всем академическим сообществом, основано на технике моделирования (копирования) вербального и невербального поведения людей, как набор связей между формами речи, движением глаз. Наряду с указанными моделями восприятия выделяют также модель «люди-компьютеры» как типологию современных людей, которые доверяют ярлыкам и этикеткам, названиям фирм. Слова употребляют: надо разобраться, проанализировать, систематизировать. Речь эффектная, с употреблением сленга. Движение глаз - смотрят вверх.
Правила эффективных отношений. Учитывать модель восприятия собеседника. Наблюдать за паттернами, повторяющимися моментами поведения. Входить в состояние раппорта – «одной волны» с собеседником. Быть конгруэнтным (быть в гармонии с самим собой и это одновременно означает единство слова и дела). Уметь устанавливать и поддерживать необходимые контакты с партнером, учитывая психогеометрическую типологию личности. Психогеометрическая типология выстроена на основе наблюдения за поведением человека и предпочитаемого им выбора какой-либо геометрической фигуры.
Квадрат: рациональность, пунктуальность, аккуратность, профессиональная эрудиция, слабый политик, узкий круг друзей.
Треугольник: лидер, прагматизм, уверенность в себе, решительность, склонность к риску, высокая работоспособность, великолепный политик, широкий круг общения, узкий круг друзей.
Прямоугольник: изменчивость, непоследовательность, неопределенность, низкая самооценка, нервозность, забывчивость, непунктуальность, имитация поведения других людей.
Круг: высокая потребность в общении, доброжелательность, хорошая интуиция, ориентация на мнение окружающих, нерешительность, слабый политик, болтливость, убеждать других, сентиментальность, тяга к прошлому, склонность к общественной работе, гибкий распорядок дня, широкий круг друзей и знакомых.
Зигзаг: креативность, мечтательность, устремленность в будущее, позитивная установка ко всему новому, стремление работать в одиночку, отвращение к бумажной работе, душа компании, остроумие.
Для повышения объективности восприятия, построения образа человека применяют различные методы социальной психологии: тестирование, экспертиза, эксперимент, наблюдение, тренинги. Отметим, что тестирование является хорошим, но ограниченным методом, человек в тестировании выступает как вещь, «мешок набитый качествами» (Асмолов). Экспертная оценка образа человека условна и субъективна. Таким образом, нет абсолютных методов восприятия, необходим сбор полной информации о субъекте социальной деятельности.