Подготовка учащихся к обучению письму
Моторная неловкость, недостаточная сформированность движений и малая их координированность, особенно мелких мышц руки, вызывает необходимость серьезно заняться подготовкой руки ребенка с ОНР к обучению письму. Эта задача решается, в частности, на занятиях физкультуры и ручного труда (лепка из пластилина, плетение, шитье по проколу, игры с цветной мозаикой, соломкой и другими мелкими предметами). Во время пропедевтических занятий, рассчитанных на подготовку дошкольников к обучению грамоте, в том числе и письму, рекомендуется проводить специальные упражнения для кистей и пальцев рук. И.Лопухина, В. Цвынтарный.
В это же время детки приучаются работать мелом на классной доске и карандашом на листах бумаги большого формата, типа альбомных, поскольку при этом в движение приводятся главным образом длинные мышцы руки, которые лучше развиты. Данные упражнения следует выполнять без помощи линейки.
Виды упражнений:
1) обводка по шаблону или трафарет:
2) обводка по контуру:
3) соединения по точкам:
4) раскрашивание и штриховка в разных направлениях с соблюдением предела:
Только после такой подготовительной работы рекомендуется дать ребенку тетрадь, научить его пользоваться ею, бережно относиться к ней, познакомить с правильной посадкой во время письма.
Первые упражнения в тетрадях — это орнаментальное рисование. По трудности они располагаются в следующей последовательности.
1. Рисование бордюров, состоящих из отрезков прямых и из ломаных линий:
2. Вычерчивание кривых линий:
3. Зарисовка предметов, напоминающих по форме буквы: т, ш, н, и.
4. Рисование знакомых предметов:
5. Рисование бордюров из прямых, кривых и ломаных линий:
6.Рисование узоров из геометрических фигур:
7. Рисование бордюров из волнистых линий:
Следующие упражнения направлены непосредственно на обучение письму элементов букв. Дети пишут: прямые палочки, палочки с закруглением внизу и вверху, петельки, овалы, полуовалы и др.
Методика упражнений в написании каждого элемента может быть представлена в следующем виде.
1. Предъявление образца на таблице, рассматривание его, анализ, обведение указкой.
2. Объяснение написания элемента и написание его на доске логопедом.
3. Письмо элемента детьми в воздухе.
4. Написание элемента детьми на доске по готовому образцу и самостоятельно.
5. Рассматривание образца, подготовленного логопедом в тетрадях.
6. Письмо элемента в тетради по контуру.
7. Самостоятельное письмо.
В процессе подготовительных занятий могут быть выявлены учащиеся, которые испытывают большие затруднения в овладении техникой письма. Связано это бывает с нарушением моторики, а также со зрительными и пространственными нарушениями: дети не видят рабочей строки, не знают, откуда надо начинать писать, в какую сторону, выходят за пределы строки.
В работе с такими учениками приходится применять дополнительные приемы: очерчивать рабочую строку красным цветом; указывать другим цветом, чертой или точкой начало строки использовать ориентиры — обведение, соединение по контуру, точкам, написание по одной точке.
Подготовка учащихся к овладению первоначальными навыками грамоты проводится на уроках чтения и письма. Они названы так условно, поскольку на тех и других уроках детей готовят к обучению и чтению и письму, но на уроках чтения больше времени отводится развитию речи, фонематического слуха, произношению, а на уроках письма — развитию моторики мелких мышц руки, зрительного восприятия и пространственной ориентировки. Каждый урок чтения должен начинаться с проведения артикуляционной гимнастики и дыхательных упражнений, а каждый урок письма — со специальных упражнений для развития мелких мышц руки.
Не всегда бывает возможным корригировать недостатки детей путем фронтальных занятий, поэтому в течение урока с наиболее слабыми учениками учитель должен работать индивидуально.