Подготовка учащихся к обучению письму

Моторная неловкость, недостаточная сформированность дви­жений и малая их координированность, особенно мелких мышц руки, вызывает необходимость серьезно заняться подготовкой ру­ки ребенка к обучению письму. Эта задача решается, в частности, на уроках физкультуры и ручного труда (лепка из пластилина, плетение, шитье по проколу, игры с цветной мозаикой, соломкой и другими мелкими предметами). Во время добукварных занятий, рассчитанных на подготовку учащихся к обучению грамоте, в том числе и письму, рекомендуется проводить специальные упражне­ния. (Все движения выполняются правой и левой рукой одновре­менно и попеременно.)

1. Противопоставление пальцев.

2. Сгибание и разгибание кисти в кулак поочередно и одно­временно.

3. Супинация и пронация кисти (движение вверх и вниз), сме­на быстрая и медленная.

4. Отведение и приведение пальцев.

5. Круговые движения кистями при свободно согнутых пальцах.

6. Свободное постукивание пальцами по парте, одновременно и поочередно.

7. Свободное похлопывание кистью по парте.

8. Отведение и приведение кисти.

9. Надавливание подушечками пальцев одной руки на пальцы другой.

10. «Щелчки».

11. «Крючки».

12. Упражнения для держания карандаша.

В это же время первоклассники приучаются работать мелом на классной доске и карандашом на листах бумаги большого фор­мата, типа альбомных, поскольку при этом в движение приводят­ся главным образом длинные мышцы руки, которые лучше раз­виты. Данные упражнения следует выполнять без помощи ли­нейки.

Виды упражнений:

1) обводка по шаблону или трафарету:

2) обводка по контуру:

3) соединения по точкам:

4) раскрашивание и штриховка в разных направлениях с соблюдением предела:

Только после такой подготовительной работы рекомендуется дать ребенку тетрадь, научить его пользоваться ею, бережно от­носиться к ней, познакомить с правильной посадкой во время письма.

Первые упражнения в тетрадях — это орнаментальное рисова­ние. По трудности они располагаются в следующей последова­тельности.

1. Рисование бордюров, состоящих из отрезков прямых и из ломаных линий:

подготовка учащихся к обучению письму - student2.ru 2. Вычерчивание кривых линий:

3. Зарисовка предметов, напоминающих по форме буквы: т, ш, н, и.

4. Рисование знакомых предметов:

5. Рисование бордюров из прямых, кривых и ломаных линий:

6. Рисование узоров из геометрических фигур:

7. Рисование бордюров из волнистых линий:

Следующие упражнения направлены непосредственно на обу­чение письму элементов букв.

Прямая палочка: Прямая палочка с закруглением внизу: Прямая палочка с закруглением вверху:

Прямая палочка с закруглением вверху и внизу: Петелька: Полуовалы: Овал: Элемент заглавных букв: Элемент буквы е.

Методика упражнений в написании каждого элемента может быть представлена в следующем виде.

1. Предъявление образца на таблице, рассматривание его, ана­лиз, обведение указкой.

2. Объяснение написания элемента и написание его на доске учителем.

3. Письмо элемента учащимися в воздухе.

4. Написание элемента учащимися на доске по готовому образ­цу и самостоятельно.

5. Рассматривание образца, подготовленного учителем в тет­радях.

6. Письмо элемента в тетради по контуру.

7. Самостоятельное письмо.

В процессе подготовительных занятий могут быть выявлены учащиеся, которые испытывают большие затруднения в овладении техникой письма. Связано это бывает с нарушением моторики, а также со зрительными и пространственными нарушениями: дети не видят рабочей строки, не знают, откуда надо начинать писать, в какую сторону, выходят за пределы строки.

В работе с такими учениками приходится применять дополни­тельные приемы: очерчивать рабочую строку красным цветом; указывать другим цветом, чертой или точкой начало строки:

использовать ориентиры — обведение, соединение по контуру, точкам, написание по одной точке:

Подготовка учащихся к овладению первоначальными навыка­ми грамоты проводится на уроках чтения и письма. Они названы так условно, поскольку на тех и других уроках детей готовят к обучению и чтению и письму, но на уроках чтения больше време­ни отводится развитию речи, фонематического слуха, произноше­нию, а на уроках письма — развитию моторики мелких мышц ру­ки, зрительного восприятия и пространственной ориентировки. Каждый урок чтения должен начинаться с проведения артикуля­ционной гимнастики и дыхательных упражнений, а каждый урок письма — со специальных упражнений для развития мелких мышц руки.

Приведем примерную схему уроков.

Чтение

1. Артикуляционная гимнастика и дыхательные упражнения.

2. Беседа по сюжетной картине. Обучение правильному по­строению предложений по вопросам.

3. Составление предложений по картинке. Моделирование предложения в виде условно-графической записи.

4. Развитие слухового внимания путем различения звуков ок­ружающей действительности (игры «Волшебный мешочек», «Уга­дай по звуку, какая игрушка»).

5. Прослушивание стихотворения или сказки (например, «Кто сказал мяу?») Ответы на вопросы учителя по содержанию текста.

6. Отгадывание загадки или разучивание четверостишия с голоса учителя (про кошку).

Письмо

1. Упражнения для развития моторики кисти и пальцев рук.

2. Различение комбинаций из цветных полосок (по цвету и расположению). Зрительный диктант.

3. Соединение точек для получения геометрических фигур. Штриховка их в направлении сверху вниз.

4. Написание прямой наклонной палочки.

5. Рисование бордюра.

По окончании добукварных занятий следует решить вопрос о переходе к обучению грамоте. Если большинство учащихся овладели необходимыми знаниями и навыками, можно присту­пить к изучению звуков и букв. Ученики должны уметь делить речь на слова, простые по структуре слова — на слоги, выделять в словах некоторые звуки, владеть графическими навыками.

К этому периоду учитель уже должен знать детей, больше других испытывающих трудности в том или ином виде деятельно­сти. Он составляет на них характеристику с указанием этих за­труднений и намечает мероприятия по коррекции выявленных на­рушений.

Наши рекомендации